Обучение грамматике английского языка
с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Рамазанова З.М.
Обучение иностранному языку в средней школе преследует практическую, образовательную, воспитательную и развивающую цель. Практическая цель обучения заключается в овладении учащимися речевой коммуникативной деятельностью для осуществления общения на иностранном языке в устной и письменной форме. И одним из важнейших аспектов в этом обучении является грамматический. Освоение грамматического строя английского языка учащимися является ключевой проблемой методики. До сих пор ещё можно услышать среди учителей высказывания, подобные следующим: “Грамматику мои ученики знают, но говорят и читают с ошибками” или наоборот: “Говорить и читать умеют, а грамматики не знают”. Эти слова свидетельствуют, на наш взгляд, о непонимании сущности грамматики вообще и её роли при овладении иностранным языком в частности.
Невозможно отрывать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речевой деятельности, так как грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Но грамматике, как известно, принадлежит организующая роль. Существуют два принципиально отличающихся друг от друга пути обучения грамматической стороне речи (в раннем обучении предпочтение отдаётся первому):
имитативный, подражательный путь, при котором детям не объясняется суть грамматического явления (то есть без правила), а предлагаются речевые образцы, включающие новое явление с последующей тренировкой в употреблении этих образцов;
сознательный путь, при котором детям раскрывается суть нового грамматического явления, даётся правило, в котором объясняются принципы выполнения соответствующих грамматических операций с последующей их автоматизацией.
На наш взгляд, из двух названных путей овладения грамматикой второй является более надёжным, а формируемые навыки становятся более прочными и гибкими. При этом использование “приспособительного” способа тоже возможно. Например, учитель объясняет своим ученикам какое-то грамматическое явление, они учат правило, закрепляют его в упражнениях, а потом вдруг встречаются варианты, казалось бы, опровергающие его (к примеру, употребление артиклей, предлогов, чтение некоторых буквосочетаний и т.д.). В таких случаях целесообразно напомнить учащимся, что не бывает правил без исключений. Вот эти исключения и заучиваются просто механически. Очень многое приходится возлагать на принцип автоматического запоминания. Так что следует разумно сочетать и первый, и второй путь.
В современных учебно-методических комплексах для этой цели используется специальная организация языкового материала в виде грамматических структур (типовых предложений, модельных фраз, порождающих модели), которые в своём наборе охватывают основные грамматические явления английского языка, необходимые и достаточные для организации устного общения на языке в пределах школьной программы. Используя эти структуры как образцы, подставляя новые лексические единицы на место заменяемых элементов, учащиеся овладевают в устной речи сотнями фраз, построенных по нормам данного языка.
Обучение грамматике неразрывно связано с использованием грамматических моделей, так как при этом удаётся реализовать все три функции модели:
-обобщающую (она выступает как обобщённый образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);
– планирующую (с опорой на модели ребёнок самостоятельно может конструировать фразы и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру);
– контролирующую (если допускается ошибка, ученик может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить её).
Для подтверждения целесообразности использования данной методики обучения приведем пример того, как можно научить детей выполнять задание, часто встречающееся в учебных пособиях: “Задайте вопрос к данному предложению, начиная его со слова в скобках”. Даётся предложение:
He has lived in Moscow for five years. /Where…?/
Мы рекомендуем:
1. Прочитайте внимательно предложение.
2. Переведите его (не поняв смысла, невозможно работать над предложением):
Он живёт в Москве 5 лет.
3. Посмотрите, с чего должен начинаться вопрос, определите его тип:
Where…(где) – это вопросительное слово, а значит нам необходимо задать специальный вопрос
4. Вспомните и воспроизведите схему вопросительного предложения
(конкретно – специального вопроса)
вопр.слово | вспом.гл. | подлеж. | смысл.гл | … ? |
5. Найдите в данном предложении, что является ответом (in Moscow) и закрой это слово пальчиком, чтобы оно не попало в вопрос.
6. Всё оставшееся нужно расставить по своим местам, согласно схеме. Получаем:
Where has he lived for five years?
7. Сверьте со схемой, все ли члены предложения на своих местах, проконтролируйте себя.
Такой метод можно отрабатывать на раннем этапе обучения, так как таким образом идёт сначала чисто механическая работа – подстановка, позже через уровень осознанности и автоматизма данного навыка составление вопросительных структур, как показывает опыт, протекает у учащихся намного легче.
Теперь остановимся на вопросе введения нового грамматического материала. В этом случае целесообразно разбить свою работу на четыре этапа:
I – Этап презентации грамматического явления и создания ориентировочной основы для последующего формирования навыка.
II – Формирование речевых грамматических навыков путём их автоматизации в устной речи.
III – Включение речевых навыков в разные виды речи.
IV – Развитие речевых умений.
Поскольку ученики мыслят всё же на русском языке, тесное взаимодействие русского и английского языка, по нашему мнению, играет исключительную роль. При объяснении грамматического материала необходимо отмечать как различие, так и сходство подобного явления в обоих языках. Учитывая, что учащиеся стремятся переносить в английскую речь конструкции, свойственные русскому языку, советуем часто делать предупреждение, дабы предотвратить возникающие на этой почве типичные ошибки.
Несомненно, существует бесчисленное разнообразие методов обучения, что подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального “ключика”, с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Наверное, поэтому в основе работы учителя должен лежать индивидуальный подход в обучении.
Назначение учёта индивидуальных особенностей восприятия – направить интересы, индивидуальные и личностные качества детей на решение образовательной задачи. У учителя появляется возможность сосредоточиться на каждом ребёнке и помочь ему наилучшим образом реализовать свои возможности. Несомненно, что побуждать живую, самостоятельную мысль ученика – это основа основ преподавания всех наук. Индивидуализация процесса обучения должна проходить с учётом интересов учащихся, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также их типологических и возрастных особенностей. Мы глубоко убеждены, что учитель иностранного языка может добиться лучших результатов, если он действует в контакте с классным руководителем, учителями – предметниками и родителями своих учеников, чтобы лучше познать детей. На самом деле, определение интересов и склонностей учащихся не представляет сложностей для учителя. С помощью анкетирования и бесед можно быстро выяснить, чем обычно ученик занимается в свободное время, какие книги предпочитает, какие фильмы любит смотреть, о чём мечтает, что с удовольствием обсуждает с друзьями или родителями, а каких тем в разговоре старается избежать. Важно лишь помнить о том, что мотивационная сфера подростков неустойчива, поэтому учителю желательно быть в курсе интересов и склонностей ребят.
Все дети – разные. И не учитывать их индивидуальные особенности в своей работе никак нельзя. Индивидуальный подход может воплощаться в работе с грамматическими и ситуационными карточками, в персональных устных тематических заданиях, в работе с перфокартами, в тестах и т.д. А с приходом полной компьютеризации наших школ простор в данном аспекте – неограничен. При помощи использования ИКТ на уроках есть возможность большего охвата учащихся индивидуальными заданиями при моментальном контроле их выполнения.
Стремлением любого учителя должно быть – заинтересовать учащихся своим предметом, найти контакт с каждым из них, поэтому нужно стремиться в своей работе следовать трём избранным составляющим успеха современного учителя: безусловное понимание и уважение личности ученика, личный профессионализм и творческий подход к учебному процессу. И именно личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку позволяет повысить эффективность обучения, влиять на глубину знаний учащихся и способствовать повышению интереса к изучению иностранных языков.
Использованная литература:
Кто боится английской грамматики. – С.Цебаковский, “Титул” г.Обнинск, 2008 г.
Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – И.И.Халеева, Москва, 1999 г.
Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков. – А.В.Гвоздёва, “Иностранные языки в школе”, Москва, 2000 г.