Тема урока: Звуки [з], [з'], буква З, з.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний).
Цели: познакомить с новой буквой З, з, учить выделять из слов звуки [з], [з'], давать им характеристику, дифференцировать их, узнавать образ буквы, формировать навык чтения слогов, слов, предложений, определять в тексте действующих лиц, развивать фонематический слух, речь, память, воспитывать любознательность, культуру общения, дисциплину.
Предметные УУД: знают правила выполнения звуко-буквенного анализа слов.
Познавательные УУД: сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков.
Регулятивные УУД: умеют вносить коррективы в учебно-операционные действия.
Коммуникативные УУД: умеют строить понятные для слушаталей высказывания, задавать вопросы, формулировать простые выводы.
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый.
Оборудование: презентация, предметные картинки с буквой З, слоги, магнитные буквы, тетрадь для печатания.
Орг момент
Встали ровненько. Поздоровались с нашими гостями. На улице холодно, но мне бы хотелось, чтобы солнечно и тепло было сегодня на нашем уроке.
Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
2.Повторение пройденного
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- На что делятся слова?
- Из чего состоят слова?
- Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки?
Обратите внимание на эти домики и на эти буквы
"Рассели буквы по домикам". (Дом с красной крышей (для гласных), дом с синей крышей - один подъезд с колокольчиком (для звонких согласных), другой - без колокольчика (для глухих согласных)).
А,Н,Л,О,И,Р,В,У,М,Ы
-Как называются жильцы первого домика?
-Буквы которые обозначают гласные звуки.
Как называются жильцы второго домика?
--Буквы которые обозначают звонкие согласные звуки.
-Как называются жильцы третьего домика?
---
С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Кто мне даст характеристику букве М?
Вставьте пропущенные буквы и прочитайте слова.( мак ,мул ,мыло .мир ,мыс ,мел)
А теперь читаем вместе.(У Милы крупные анемоны.У Мити кислые лимоны.)
3.Обьяснение новой темы
А теперь мы немножко отдохнем и посмотрим мультфильм.
Про кого был мультфильм? ( про козу с козлятами)
Что делала мама коза? (читала газету)
Кто был на полянке? (кузнечики)
Какой одинаковый звук мы слышим в этих словах? (з)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Звуки [з], [з’] и буква, которая их обозначает).
- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока
Познакомимся с …..
Научимся отличать ….
Научимся читать …..
(предположения детей)
- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, должны учиться читать слоги и слова с новой буквой.
4. Физминутка
- Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Если в слове есть звуки [з], [з,’] то хлопаем, а если нет – приседаем.
слонята, лисята, зайчата, жирафы
- Мы сегодня с вами отправимся на экскурсию .А куда вы узнаете
Что такое зоопарк?( . Зоопарк – это место, где содержатся животные для показа
- В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, и ученые помогают выжить и развиваться этим животным.
- Кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы там видели?
- Как надо вести себя в зоопарке? (Нельзя дразнить животных, просовывать руку, перелазить через барьер, кормить животных). Помните об этих правилах, когда будете посещать зоопарк.
Детям вручаются билеты. Билеты вам - бесплатные, но вы должны поработать в них и показать свои знания, которые дороже денег.
Подойдем поближе к клеткам с животными
Демонстрация фотографии зубра Слайд 9
- Кто расскажет о зубре? (Зубр – самое крупное стадное животное. Рост его от 2 до 4 метров, а вес – 1,5 тонны. Но, не смотря на это зубр – это редкое животное. Виноват в этом человек. Люди охотились на них и почти истребили этот вид. Однако создание заповедников спасло зубров. Там люди охраняют этих зверей. И помогают им выживать в трудные времена. )
Демонстрация фотографии зебры Слайд 10
- Кто нашел информацию о зебре? (Зебра – представительница лошадиного рода. Место обитания – Африка. Большие табуны зебр пасутся на открытых пространствах не удаляясь от водопоя. Полосатая окраска хорошо маскирует животное. Хищнику трудно различить стадо зебр и выбрать себе жертву. Враг зебры – лев. )
- Исследуйте первые звуки в словах зебра и зубр и дайте им характеристику
(два ученика составляют схемы слов у доски)
Экскурсия продолжается
Игра « Твердый, мягкий»
- Поиграем, ребята. Я будут проверять, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные в названиях животных.
Коза, землеройка, бизон, змея, заяц , обезьяна,зебра , зубр.( Учащиеся поднимают сигнальные карточки)
- Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?( с буквой)
- Давайте на алфавите найдем эту букву. (1 ученик показывает у доски)
- На что она похожа? Для чего нужна заглавная буква З?
- Послушайте стихотворения про букву З. Слайд 17
Первый ученик. На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3.
Второй ученик. «З »– не просто завитушка,
«З » - пружинка, крендель, стружка.
Работа в группах.
- У вас есть билеты в зоопарк. На них написано несколько букв.
VI. Чтение слогов и слов с новой буквой.
1. -Животных, которых мы можем увидеть в зоопарке, гораздо больше, чем я назвала. Чтобы прочитать их названия, надо подготовиться. А для этого надо научиться читать слоги.( по таблице с диска азбуки)
Чтение слогов 1-го и 2-го столбика хором.
4. Работа с учебником.
- В каждом зоопарке есть путеводитель, чтобы знать, где какой зверь живет. Нашим путеводителем будет наш учебник – азбука. Откройте учебник на с. 91. Слайд 23
- Какую букву увидели?
5. Работа с текстом.
а) Прочитайте название, можете сказать о чем будет текст?
Б) Читает хорошо читающий ученик
- О чем этот текст?
в) Беседа по содержанию. Слайд 24
- Каких животных встретили дети в зоопарке?
. Проверка знаний.
- Наша экскурсия в зоопарк завершается.
- На выходе контролеры приготовили для вас задания, чтобы проверить ваши знания.
1.Записать изученную букву.
Поставьте знак +, если согласны c утверждением, а если не согласны, то поставьте - .
Звук [з] гласный.
Звук [з ] согласный.
Звук [з] глухой.
В слове зимний звук [з’] стоит в начале слова.
В слове корзина звук [з] твердый.
Самопроверка (по доске) -, +, -, +, -
Итог урока
У. С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке?
Д. Мы познакомились сегодня со звуками [з], [з’].
У. Охарактеризуйте их.
Д. Звук [з] согласный, звонкий, твердый.
Звук [з’] согласный, звонкий, мягкий. Они обозначаются буквой 3. У. Кто считает, что хорошо потрудился на уроке?
У. Какое у вас настроение? (Дети показывают соответствующую звездочку).
Д. Желаем всем добра, здоровья и старанья.
Прощаемся и говорим всем «до свидания!»