СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение компьютерной графике на уроках информатики школьников

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение компьютерной графике на уроках информатики школьников»

УДК 372.016:004+37.0+18

И. Е. Кудрявцева


ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обосновывается важность компьютерной графики школьников, в частности на уроках информатики посредством использования графического редактора GIMP.

Ключевые слова: компьютерная графика, GIMP, графический редактор, урок информатики.

Компьютерная графика - область деятельности людей, в которой компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений, а так же для обработки информации, полученной из окружающего мира.

На сегодняшний день, компьютерная графика – это самое популярное направление в области информационных технологий. Широкое распространение графических программ появилось благодаря развитию газет, журналов и одностраничных сайтов. Сейчас компьютерная графика делится на несколько видов, таких как полиграфия, двумерная графика, web-дизайн, мультимедиа, 3D-графика и компьютерная анимация, видеомонтаж, САПР и деловая графика. Большой толчок развитию возможностей и средств компьютерной графики дал Интернет. Привлекательность Web-страницы, сайтов и порталов в большой степени зависит от качественного графического оформления. Поэтому на данном этапе нашей жизни нельзя обойтись без компьютерной графики.

Изучив учебную программу по основному курсу, то можно заметить, что на изучение компьютерной графики отводится всего 7 часов вместе с теоритической и практической частью. Если рассматривать профильный и базовый уровень старшей школы, то в профильном курсе данная тема звучит как «Технология создания и обработки графической информации» и уделяется ей 12 часов. Здесь изучаются графические редакторы, такие как Adobe Photoshop и CorelDraw. На уровне базы, то здесь ограничиваются изучением графического редактора Paint и встроенным векторным редактором в MS Office.

Проведем анализ учебников, в которых рассматривается данная тема.

Рассмотрим учебник Макаровой Н. В. «Информатика. 10 класс». В нем заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Учебник состоит из шести глав. Глава «Информация и информационные процессы» содержит параграф «Представление нечисловой информации в компьютере». В данном параграфе есть тема «Представление графической информации в компьютере». Здесь рассматриваются следующие понятия: растровое изображение, объем растрового изображения, глубина цвета, объем графического файла, формат графического файла, векторное изображение, графический примитив. Глава под названием «Информационная технология работы с объектами текстового документа» содержит практикум «Создание и редактирование графических изображений», в котором рассматриваются следующие вопросы: создание и редактирование графических изображений, виды компьютерной графики, положение графического изображения в тексте, особенности создания векторного изображения в среде Word 2003. (Макарова, Н.В. 10 класс. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник [Текст] / Н.В. Макарова, Г. С. Николайчук, Ю. Ф. Титова; Под ред. Н. В. Макаровой.– СПб.: Питер, 2008).

В учебнике Угриновича Н. Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10−11 классов» растровой и векторной графике отведена глава 7, которая называется «Технология обработки графической информации». Глава разделена на три части: растровая и векторная графика; графические редакторы; система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D. В первой части рассматривается растровая и векторная графика, форматы графических файлов. Вводится понятия растр, пиксель, битовая глубина, графический примитив и алгоритм сжатия. Во второй части содержатся параграфы, посвященные растровым и векторным графическим редакторам. Растровый редактор на примере Paint и векторный редактор, входящий в состав текстового редактора Word. Вводится понятие графический редактор. (Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов [Текст] / Н. Д. Угринович. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002).

Минимальные представления о растровых изображениях и программах работающих с ними в рамках школьного курса дает учебник Угриновича Н. Д. «Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса». Этот учебник дает общее представление о растровом изображении и работе с ними в рамках главы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации». (Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. [Текст] / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).

Учебник Семакина И. Г. «Информатика и ИКТ. Базовый курс 8 класс» дает представление о компьютерной графике в рамках главы «Графическая информация и компьютер». Она знакомит нас с понятием компьютерная графика, с процессом кодирования изображений, так же с понятием растровая и векторная графика. Последний параграф рассказывает, как правильно работать с изображениями растрового типа. (Семакин, И. Г. Информатика: учебник для 8 класса/ И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русанов, Л. В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 176 с.: ил.).

Например, в других учебниках по информатике Семакина И. Г. и Е. К. Хеннера «Информатика 10−11 класс» теории по графике и практических работ нет. Графика внедрена в практические работы по другим темам: инструментальные средства для рисования в текстовом процессоре, создание презентаций и сайта. (Семакина, И.Г. Информатика 10-11 класс. [Текст] / И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера – СПб.: Питер, 2001).

Таким образом, проанализировав учебники школьной программы, можно сделать вывод, что в существующих программах учебного плана «Информатики и ИКТ» недостаточно времени уделяется теме «Компьютерная графика», что не позволяет у учащихся создать нужные навыки для создания и обработки графических объектов в графических редакторах.