Обучение лексике (формирование лексического навыка)
Лексический навык – способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, и соотнесением его с другими ЛЕ.
Рецептивный (языковой) лексический навык – навык узнавания и понимания ЛЕ в процессе чтения и аудирования.
Продуктивный (речевой) лексический навык – навык интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в соответствии с целями и ситуациями общения в говорении и письме.
Активный лексический минимум – лексические единицы, которые учащиеся должны использовать в процессе говорения и письма.
Пассивный лексический минимум - лексические единицы, которые учащиеся должны понимать в процессе аудирования и чтения.
Семантизация ЛЕ – установление взаимосвязи между формой слова, его значением и функцией (выраженным им понятием)-раскрытие значения новых слов.
Форма слова-звуковая и графические формы слова.
Функция слова-употребление слова.
Способы семантизации ЛЕ:
Перевод слова.
Использование наглядности.
3. Дефиниция.
4. Использование синонимов-антонимов.
5. Анализ словообразования.
6. Развитие языковой догадки через контекст.
Продуктивный лексический навык (говорение, письмо):
правильно выбирать слова \ словосочетания в соответствии с коммуникативной задачей;
правильно сочетать слова в предложениях;
сочетать новые слова с ранее усвоенными;
выбирать нужное слово из синонимических \ антонимических оппозиций;
выполнять эквивалентные замены;
владеть механизмом сокращения \ распространения предложений.
Рецептивный лексический навык (аудирование, чтение):
соотносить звуковой \ зрительный образ слова со значением;
узнавать и понимать изученные слова \ словосочетания в речевом потоке \ графическом тексте;
раскрывать значение слова с помощью контекста;
различать сходные по звучанию и написанию слова.
Социокультурные знания и умения в области лексики:
знание безэквивалентной лексики и умение понимать ее в текстах;
знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта (денежные единицы, меры веса, длины, обозначение времени и т.д.);
знание этикетных формул (обращение и т.д.).
Принципы отбора лексического материала:
Частотность и распространенность.
Сочетаемость.
Стилистическая неограниченность (отбор слов, не связанных узкой сферой употребления).
Словообразовательная ценность (способность слов образовывать производные единицы и создавать условия для догадки и самостоятельной семантизации);
Многозначность.
Подходы к формированию лексического навыка
Этапы процесса овладения ЛЕ | Методические подходы |
Интуитивный подход | Сознательно-сопоставительный подход | Функциональный подход | Интенсивный подход |
Семантизация ЛЕ | - установление непосредственной связи слов со значением; - отсутствие, как правило, перевода на родной язык; - преимущественно беспереводные способы (зрительная наглядность, контекст, дефиниция и др.) | - предпочтение отдается раскрытию значения и формы ЛЕ, а не особенностей употребления; - раскрытие значения ЛЕ и ее формы посредством сопоставления с родным языком; - преимущественно переводные способы (перевод, перевод-толкование) | - предпочтение отдается раскрытию функции и значения ЛЕ; - создание мотивационной готовности к использованию ЛЕ; - основной способ семантизации – связный контекст | - большой объем новых ЛЕ; - введение ЛЕ в большом контексте (полилоге) в единстве функции, значения и формы; - многократное предъявление ЛЕ с использованием переводных и беспереводных способов |
Тренировка (автоматизация) ЛЕ | -многократное воспроизведение ЛЕ; - имитация условий естественного овладения родным языком | -сопоставление ЛЕ иностранного и родного языков; -перевод; -преимущественно языковые упражнения; -выполнение команд и комментирование действий; -ответы на вопросы; -преимущественно беспереводные упражнения | -самостоятельный выбор и комбинирование ЛЕ в процессе оформления мысли (подстановочные таблицы); -форма, значение и функция ЛЕ усваиваются в единстве, при ведущей роли функции; -преимущественно условно-речевые упражнения | -воспроизведение языкового материала в контексте; -имитация ЛЕ с использованием паралингвистических средств (средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании); -автоматизация ЛЕ в условиях управляемого общения с использованием языковых и содержательных опор |
Применение | -активизация ЛЕ в условиях, приближенных к естественному общению | -самостоятельность высказывания ограничена учебной задачей | -употребление ЛЕ в речевых упражнениях (ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии и др.) | -разыгрывание полилогов; - импровизация в различных «предлагаемых обстоятельствах» |
Схема последовательности действий учителя по формированию и совершенствованию лексических навыков
Анализ ЛЕ с точки зрения трудностей ее усвоения.
Выбор способа семантизации ЛЕ.
Подбор речевых ситуаций для предъявления ЛЕ.
Контроль понимания значения ЛЕ с помощью экстралингвистических и лингвистических способов.
Овладение навыком выбора адекватной ЛЕ.
Овладение навыком сочетания ЛЕ.
Употребление ЛЕ в устной речи.
Схема последовательности действий учителя по формированию и совершенствованию лексического навыка
1 этап. Ознакомление с новыми ЛЕ.
1. Предъявление ЛЕ на слух (в речевых образцах, в аудиотексте) или в письменном контексте (на доске, карточке, в учебнике).
2. Сообщение учащимся правила-инструкции (памятки) для распознавания производных (сложных) слов.
3. Определение учащимися значения ЛЕ:
а) на слух:
-определите по звучанию слова, с какими выученными ранее ЛЕ оно соотносится по общности значения;
-раскройте значение слова по его дефиниции;
-объясните на родном языке разницу в значении синонимов, употребленных в 2-х предложениях и т.д.
б) визуально, по формальному признаку:
-прочитайте слова и скажите, от каких слов они образованы;
-определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова;
-разложите сложное слово на компоненты и т.д.
в) визуально, по семантическому признаку:
-найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов;
-найдите в тексте слова относящиеся к определенной теме и т.д.
2 этап. Тренировка (автоматизация) ЛЕ.
4. Воспроизведение учащимися ЛЕ изолированно и в связном контексте:
-повторите за диктором \ учителем слово, предложение, обращая внимание на его звучание \ написание;
-запишите слова, заполнив пропущенные буквы;
-прочитайте пары слов, обращая внимание на различие в звучании.
5. Выполнение языковых и условно-речевых подстановочных и трансформационных упражнений с новыми ЛЕ:
-составьте из приведенных компонентов сложное слово по образцу и запишите его;
-подберите прилагательные к данным существительным и наоборот;
-перефразируйте следующие предложения…..;
-сократите предложения, опустив определения;
-расширьте следующие предложения…. по образцу, употребив новые слова.
6. Овладение учащимися навыком выбора в словаре нужного значения слова:
-прочитайте, определите по словарю подходящее значение подчеркнутых слов;
-прочитайте пары предложений. Опираясь на контекст, догадайтесь о значении подчеркнутых слов.
3 этап. Активизация ЛЕ.
7. Чтение \ аудирование текстов, включающих новые ЛЕ, и контроль понимания прочитанного \ прослушанного.
8. Использование новых ЛЕ в продуктивных видах речевой деятельности – письме и говорении.
Упражнения на формирование лексического навыка
Подготовительные упражнения
Упражнения в дифференциации и идентификации:
определите на слух \ найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме \ синонимическому ряду и т.д.;
сгруппируйте слова по указанному признаку;
найдите в тексте антонимы \ синонимы к словам на доске;
просмотрите список слов, скажите, в каких речевых ситуациях они могут использоваться.
2. Имитация с преобразованием:
3. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
определите значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов;
дополните предложения по образцу.
4. Упражнения для обучения прогнозированию:
назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными, глаголами, прилагательными;
найдите окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже;
заполните пропуски в тексте по теме…. подходящими по смыслу словами.
5. Упражнения в расширении и сокращении предложений \ текстов:
расширьте предложения по образцу, употребляя новые слова;
расширьте одну из реплик диалога, используя слова в скобках;
сократите предложения по образцу;
расширьте описание, опираясь на картинку.
6. Упражнения в эквивалентных заменах:
замените последнюю реплику диалога, оставляя ответ положительным.