СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение лексике (формирование лексического навыка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лексический навык - способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, и соотнесением его  с другими ЛЕ.

Просмотр содержимого документа
«Обучение лексике (формирование лексического навыка)»

Обучение лексике (формирование лексического навыка)


Лексический навык – способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, и соотнесением его с другими ЛЕ.

Рецептивный (языковой) лексический навык – навык узнавания и понимания ЛЕ в процессе чтения и аудирования.

Продуктивный (речевой) лексический навык – навык интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в соответствии с целями и ситуациями общения в говорении и письме.

Активный лексический минимум – лексические единицы, которые учащиеся должны использовать в процессе говорения и письма.

Пассивный лексический минимум - лексические единицы, которые учащиеся должны понимать в процессе аудирования и чтения.

Семантизация ЛЕ – установление взаимосвязи между формой слова, его значением и функцией (выраженным им понятием)-раскрытие значения новых слов.

Форма слова-звуковая и графические формы слова.

Функция слова-употребление слова.

Способы семантизации ЛЕ:

  1. Перевод слова.

  2. Использование наглядности.

3. Дефиниция.

4. Использование синонимов-антонимов.

5. Анализ словообразования.

6. Развитие языковой догадки через контекст.

Продуктивный лексический навык (говорение, письмо):

  • правильно выбирать слова \ словосочетания в соответствии с коммуникативной задачей;

  • правильно сочетать слова в предложениях;

  • сочетать новые слова с ранее усвоенными;

  • выбирать нужное слово из синонимических \ антонимических оппозиций;

  • выполнять эквивалентные замены;

  • владеть механизмом сокращения \ распространения предложений.

Рецептивный лексический навык (аудирование, чтение):

  • соотносить звуковой \ зрительный образ слова со значением;

  • узнавать и понимать изученные слова \ словосочетания в речевом потоке \ графическом тексте;

  • раскрывать значение слова с помощью контекста;

  • различать сходные по звучанию и написанию слова.

Социокультурные знания и умения в области лексики:

  • знание безэквивалентной лексики и умение понимать ее в текстах;

  • знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта (денежные единицы, меры веса, длины, обозначение времени и т.д.);

  • знание этикетных формул (обращение и т.д.).

Принципы отбора лексического материала:

  1. Частотность и распространенность.

  2. Сочетаемость.

  3. Стилистическая неограниченность (отбор слов, не связанных узкой сферой употребления).

  4. Словообразовательная ценность (способность слов образовывать производные единицы и создавать условия для догадки и самостоятельной семантизации);

  5. Многозначность.



Подходы к формированию лексического навыка


Этапы процесса овладения ЛЕ

Методические подходы

Интуитивный подход

Сознательно-сопоставительный подход

Функциональный подход

Интенсивный подход








Семантизация

ЛЕ

- установление непосредственной связи слов со значением;

- отсутствие, как правило, перевода на родной язык;

- преимущественно беспереводные способы (зрительная наглядность, контекст, дефиниция и др.)

- предпочтение отдается раскрытию значения и формы ЛЕ, а не особенностей употребления;

- раскрытие значения ЛЕ и ее формы посредством сопоставления с родным языком;

- преимущественно переводные способы (перевод, перевод-толкование)

- предпочтение отдается раскрытию функции и значения ЛЕ;

- создание мотивационной готовности к использованию ЛЕ;

- основной способ семантизации – связный контекст

- большой объем новых ЛЕ;

- введение ЛЕ в большом контексте (полилоге) в единстве функции, значения и формы;

- многократное предъявление ЛЕ с использованием переводных и беспереводных способов










Тренировка (автоматизация) ЛЕ

-многократное воспроизведение ЛЕ;

- имитация условий естественного овладения родным языком

-сопоставление ЛЕ иностранного и родного языков;

-перевод;

-преимущественно языковые упражнения;

-выполнение команд и комментирование действий;

-ответы на вопросы;

-преимущественно беспереводные упражнения

-самостоятельный выбор и комбинирование ЛЕ в процессе оформления мысли (подстановочные таблицы);

-форма, значение и функция ЛЕ усваиваются в единстве, при ведущей роли функции;

-преимущественно условно-речевые упражнения

-воспроизведение языкового материала в контексте;

-имитация ЛЕ с использованием паралингвистических средств (средства общения в виде интонации, жестикуляции, мимики, распределения ударения и пауз в высказывании);

-автоматизация ЛЕ в условиях управляемого общения с использованием языковых и содержательных опор

Применение


-активизация ЛЕ в условиях, приближенных к естественному общению

-самостоятельность высказывания ограничена учебной задачей

-употребление ЛЕ в речевых упражнениях (ролевые игры, проблемные ситуации, дискуссии и др.)

-разыгрывание полилогов;

- импровизация в различных «предлагаемых обстоятельствах»


Схема последовательности действий учителя по формированию и совершенствованию лексических навыков


  1. Анализ ЛЕ с точки зрения трудностей ее усвоения.

  2. Выбор способа семантизации ЛЕ.

  3. Подбор речевых ситуаций для предъявления ЛЕ.

  4. Контроль понимания значения ЛЕ с помощью экстралингвистических и лингвистических способов.

  5. Овладение навыком выбора адекватной ЛЕ.

  6. Овладение навыком сочетания ЛЕ.

  7. Употребление ЛЕ в устной речи.


Схема последовательности действий учителя по формированию и совершенствованию лексического навыка


1 этап. Ознакомление с новыми ЛЕ.

1. Предъявление ЛЕ на слух (в речевых образцах, в аудиотексте) или в письменном контексте (на доске, карточке, в учебнике).

2. Сообщение учащимся правила-инструкции (памятки) для распознавания производных (сложных) слов.

3. Определение учащимися значения ЛЕ:

а) на слух:

-определите по звучанию слова, с какими выученными ранее ЛЕ оно соотносится по общности значения;

-раскройте значение слова по его дефиниции;

-объясните на родном языке разницу в значении синонимов, употребленных в 2-х предложениях и т.д.

б) визуально, по формальному признаку:

-прочитайте слова и скажите, от каких слов они образованы;

-определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова;

-разложите сложное слово на компоненты и т.д.

в) визуально, по семантическому признаку:

-найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов;

-найдите в тексте слова относящиеся к определенной теме и т.д.

2 этап. Тренировка (автоматизация) ЛЕ.

4. Воспроизведение учащимися ЛЕ изолированно и в связном контексте:

-повторите за диктором \ учителем слово, предложение, обращая внимание на его звучание \ написание;

-запишите слова, заполнив пропущенные буквы;

-прочитайте пары слов, обращая внимание на различие в звучании.

5. Выполнение языковых и условно-речевых подстановочных и трансформационных упражнений с новыми ЛЕ:

-составьте из приведенных компонентов сложное слово по образцу и запишите его;

-подберите прилагательные к данным существительным и наоборот;

-перефразируйте следующие предложения…..;

-сократите предложения, опустив определения;

-расширьте следующие предложения…. по образцу, употребив новые слова.

6. Овладение учащимися навыком выбора в словаре нужного значения слова:

-прочитайте, определите по словарю подходящее значение подчеркнутых слов;

-прочитайте пары предложений. Опираясь на контекст, догадайтесь о значении подчеркнутых слов.

3 этап. Активизация ЛЕ.

7. Чтение \ аудирование текстов, включающих новые ЛЕ, и контроль понимания прочитанного \ прослушанного.

8. Использование новых ЛЕ в продуктивных видах речевой деятельности – письме и говорении.


Упражнения на формирование лексического навыка


Подготовительные упражнения

  1. Упражнения в дифференциации и идентификации:

  • определите на слух \ найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме \ синонимическому ряду и т.д.;

  • сгруппируйте слова по указанному признаку;

  • найдите в тексте антонимы \ синонимы к словам на доске;

  • просмотрите список слов, скажите, в каких речевых ситуациях они могут использоваться.

2. Имитация с преобразованием:

  • ответьте на вопросы по образцу;

  • закончите реплики, учитывая содержание первого предложения.

3. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:

  • определите значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов;

  • дополните предложения по образцу.

4. Упражнения для обучения прогнозированию:

  • назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными, глаголами, прилагательными;

  • найдите окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже;

  • заполните пропуски в тексте по теме…. подходящими по смыслу словами.

5. Упражнения в расширении и сокращении предложений \ текстов:

  • расширьте предложения по образцу, употребляя новые слова;

  • расширьте одну из реплик диалога, используя слова в скобках;

  • сократите предложения по образцу;

  • расширьте описание, опираясь на картинку.

6. Упражнения в эквивалентных заменах:

  • замените подчеркнутые слова синонимами \ антонимами;

  • замените ответы на вопросы по образцу;

замените последнюю реплику диалога, оставляя ответ положительным.