Использование игровых приемов при обучении немецкому языку как второму иностранному.
ФИО: Фатхизаманова Юлия Спартаковна
Место работы: МБОУ «Центр образования №26»
Должность: Учитель английского и немецкого языков
За последние 20 лет число изучающих немецкий язык школьников в России уменьшилось более, чем вдвое, так как позиции первого иностранного языка прочно занял английский. Введение обязательного изучения второго иностранного открывает новые перспективы для немецкого языка. Главной задачей сейчас является популяризация немецкого языка среди детей и их родителей, укрепление представления о нем как о языке великой литературы, науки, философии. Для развития мотивации учащихся к изучению немецкого языка у учителя есть определенные возможности. Во-первых, ФГОС и действующие в 7-11 классах государственные образовательные стандарты 2004 года позволяют школе расширять и углублять содержание лингвистического образования в части основной образовательной программы. Школа имеет возможность увеличить объем часов на изучение иностранных языков, ввести второй/третий иностранный язык, разработать программы факультативных и элективных предметов по немецкому языку. Во-вторых, новые стандарты образования предоставляют школам широкие возможности для организации внеурочной и внешкольной деятельности учащихся: проектная деятельность, кружки любителей немецкого языка, дискуссионные и поэтические клубы. Кроме того, школы могут сотрудничать с различными организациями, языковыми вузами.
В этой статье я хотела бы рассказать об опыте преподавания немецкого языка как второго иностранного в МБОУ «Центр образования №26» города Уфы. В «Центре образования №26» я преподаю английский язык, и вот уже третий год - немецкий язык как обязательный второй иностранный. Выбор немецкого языка для изучения в школе в качестве второго иностранного языка не случаен и объясняется интенсификацией сотрудничества между Россией и Германией в коммерческой и профессиональной жизни, увеличением личной мобильности, расширением контактов с немецкой культурой, возможностью обмениваться учениками и учителями. Немецкий язык является типично вторым иностранным языком. Как показывает практика, трое из четырех, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык, изучали английский язык в качестве первого иностранного языка и могут использовать полученный опыт, знания, умения и навыки, которые могут быть перенесены во второй иностранный язык и значительно облегчить его изучение. При обучении немецкому языку как второму иностранному после английского необходимо опираться на общие принципы, действующие при обучении любому иностранному языку. Несмотря на то, что у этих принципов много общего, они имеют все же некоторую модификацию применительно ко второму иностранному. Наша школа стала участником проекта института Гёте «Немецкий как второй иностранный» три года назад. Благодаря этому учителя нашей школы и учащиеся могли воспользоваться многими преимуществами участия в данном проекте: посещение различных мероприятий для учителей и учеников, участие в семинарах, конференциях, получение сертификатов об участии и прохождении курсов повышения квалификации, участие в конкурсах и т.д.
Изучение любого иностранного языка – это всегда сложный процесс. Чтобы облегчить для учащихся изучение второго иностранного языка, я стараюсь использовать как можно больше игровых приемов при обучении немецкому языку. В своей работе я стараюсь следовать авторам пособий творчески, использую активные формы работы с детьми. Детям всегда нравятся, если занятия построены на захватывающей игре. При использовании игровых приемов у школьников заметно развивается память, языковые, познавательные и коммуникативные способности, их речь становится богаче и выразительнее. Становится заметным положительное отношение родителей к изучению немецкого языка как второго иностранного. Самое первое и важное условие успеха – постараться, чтобы занятия не превратились в общепринятые уроки, чтобы усвоение чужого языка происходило непроизвольно, в игре, и основным мотивом этих занятий было бы не нужно, а интересно и весело. Для этого организуются частые смены видов деятельности обучающихся на уроках.
В «Центре образования №26» при обучении немецкому языку используется УМК «Горизонты» издательства «Просвещение». В обучающей деятельности мы используем учебник «Горизонты», книгу для учителя, рабочую тетрадь, аудиоприложение данного УМК. В учебнике «Горизонты» представлено много игр, играя в которые учащиеся быстрее запоминают новую лексику, грамматические правила. Школьники бросают кубик и по количеству выпавших точек на кубике называют определенное слово с правильным артиклем, спрягают глаголы, считают примеры с числами на немецком.
«Ромашка»
При работе над грамматической темой «Спряжение глаголов» большую помощь оказывает игра "Ромашка". Ромашка с большими красочными лепестками (их столько, сколько личных местоимений) вывешивается на доске. Учитель показывает на один из лепестков, ученик читает местоимение и называет соответствующую ему форму спрягаемого глагола. С помощью ромашки можно тренировать также притяжательные местоимения, склонение личных местоимений и т.д.
«Игра-цепочка»
Буквально с первых уроков устного вводного курса провожу "игру-цепочку" (Kettenspiel). Эта игра помогает обучающимся лучше запоминать заучиваемые выражения. Начинаю цепочку всегда сама, например: "Jetzt spielen wir Kettenspiel! Ich fange an. Ich heiße... Und wie heißt du?" Последний в цепочке обращается не к товарищу, а к учителю, тренируя тем самым вежливую форму. Такую игру можно применять при изучении любой темы, например, при изучении лексики на тему «Свободное время»: “Ich mache gern Sport. Und was machst du gern in deine freie Zeit?” и т.д.
Игра «Который час?»
С помощью этой игры школьники лучше запоминают числа на немецком, а также учатся называть время. Дома учащиеся изготавливают часы (можно из бумаги, картона) и на уроке учитель раздает учащимся карточки, на которых написано время на немецком языке. При работе в парах учащиеся должны как можно скорее расположить карточки на своем циферблате, выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.
«Кто больше?»
В эту игру играют двое. Ученики выходят к доске и становятся лицом друг к другу. Учитель дает одному из них мяч. Перебрасывая мяч друг другу, ученики называют слова по определенной теме. Проигрывает тот, кто не сможет назвать следующее слово.
«Ты или Вы?»
Эта настольная игра помогает тренировать у учащихся спряжение глаголов во втором лице единственного числа (du) и при обращении в вежливой форме (Sie). Для игры требуется игровое поле, фишки и кубик. В игре могут участвовать от 2 и более участников.
Вышеперечисленные и многие другие игры я использую в своей работе при обучении немецкому языку. Предложение “давайте поиграем” дети ждут с нетерпением. Количество игр безгранично, как и безгранична возможность разнообразить приёмы для обучения и воспитания детей. Урок иностранного языка дети часто воспринимают только как игру, развлечение. Чтобы ребята уходили с урока, осознавая, что они научились понимать и выражать на иностранном языке что-то новое, читать что-то интересное, полезно и даже необходимо подводить итоги урока.
Литература:
УМК «Горизонты» «Немецкий язык как второй иностранный» Аверин М.М., «Просвещение», 2016
«Deutsch als Fremdsprache. Spiele» Carmen Beck, «Hueber Verlag», 2012
www.goethe.de/russland/studienbruecke