СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение письму

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение письму»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»







Технологическая карта урока

Обучение письму,

проведённого в 1 А классе МБОУ «НОШ № 19»

студентом 3 курса группы «А»

Рыбачок Дарьей Петровной



Проверил:

__________ Сарычева О. Г., учитель 1 А класса

__________ Анищенко В. В., методист ГАПОУ АО «АСПК»

__________ Отметка за урок



Астрахань, 2021

Тема урока: Написание строчной и заглавной букв « Жж».

Класс: 1

УМК:  «Перспектива»; Климанова Л.Ф.,  Абрамов А.В., Пудикова Н.А. Прописи  1 класс в двух частях. Ч. 1.

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Цели: познакомить с написанием строчной и заглавной букв «Жж»; слов со строчной и заглавной букв «Жж».

развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, фонематический слух; прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД:

Предметные

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой, писать буквы в соответствии с образцом, выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью, правильно записывать имена собственные, писать слоги, слова с новыми буквами;

Метапредметные

- принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, анализировать написанную букву, ориентироваться на лучший вариант письма в процессе письма, выполнять задания в соответствии с требованиями учителя, оценивать свою деятельность;

Личностные:

- выполнять гигиенические требования письма, принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Техническое оборудование: пропись, компьютер, презентация, иллюстрация.













Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Петровна.

Сегодня урок письма у вас проведу я.

- Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь.

- На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

- Ребята, а напомните мне, какие главные три правила на уроке письма мы знаем?


- Я тетрадочку открою и с наклоном положу,

Я от вас, друзья не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Приветствуют учителя, настраиваются на успешную работу.









-Правильно сидеть, наклон тетради, правильно держать ручку.





  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, определение темы и задач урока.

- Сегодня мы с вами будем учиться писать новую букву. Чтобы, узнать какую букву мы с вами научимся писать, откройте прописи на с. 15

- Ребята, посмотрите, у нас есть загадки слов. Давайте отгадаем.

-Посмотрите на первую картинку, кто на ней изображен?

-Правильно, а вы знаете кто такой журавль?

-А теперь давайте выделим слоги в слове «журавли» с помощью хлопков.

-Сколько слогов в слове «журавли»?

-Почему три слог? Какое есть правило?

-Молодца! Давайте проведем звуковой анализ слова.

-Произнесите слово «журавли», протяжно выделяя первый звук.

-Какой звук вы слышите?

-Какой это звук?

-Он гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом обозначим?


-Следующий звук [у].

-Он согласный или гласный?

-Ударный или безударный?

-Каким цветом обозначим?


-Назовите следующий звук.

-Он согласный или гласный?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом обозначим?


-Назовите следующий звук.

-Он согласный или гласный?

-Ударный или безударный?

-Каким цветом обозначим?


-Назовите следующий звук.

-Он согласный или гласный?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом обозначим?


-Назовите следующий звук.

-Он согласный или гласный?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом обозначим?


-Назовите следующий звук.

-Он согласный или гласный?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом обозначим?


-Молодцы, а кто изображен на второй картинке?

-А вы когда-нибудь видели жуков?

-А теперь давайте выделим слоги в слове «жуку» с помощью хлопков.

-Сколько слогов в слове «жуки»?

-Давайте проведем звуковой анализ слова.

-Произнесите слово «жуки», протяжно выделяя первый звук.


-Какой звук вы слышите?

-Согласный или гласный?

-Мягкий или твердый?

-Каким цветом обозначим?


-Какой следующий звук?

-Он согласный или гласный?

-Ударный или безударный?

-Каким цветом обозначим?



-Какой следующий звук?

-Он согласный или гласный?

-Твердый или мягкий?

-Каким цветом обозначим?


-Какой следующий звук?

-Он согласный или гласный?

-Ударный или безударный?

-Каким цветом обозначим?


-Правильно, а на третьей картинке?

-А вы видели ужей? Боитесь их?

-А теперь давайте выделим слоги в слове «ужи» с помощью хлопков.

-Сколько слогов в слове «ужи»?

-Давайте проведем звуковой анализ слова.

-Произнесите слово «ужи», протяжно выделяя второй звук.


- Какой первый звук ?

- Он гласный или согласный?

-Ударный или безударный?

- Каким цветом обозначим?



- Назовите следующий звук?

- Он гласный или согласный?

- Ударный или безударный?

- Каким цветом обозначим?



- Какой звук мы слышим следующим?

-А какую букву пишем?

-А вы знаете правило жи-ши, с какой буквой они пишутся?

- Он гласный или согласный?

- Ударный или безударный?

- Каким цветом обозначим?


- Ребята, а что общего в словах «журавли», «жуки» и «ужи»?

- С какой буквы мы будем писать эти слова? Со строчной или с заглавной?

- Почему?

- Какие ещё слова на букву Жж вы знаете?

- Ребята, буква Жж обозначает два звука [ж] и [ж’].

Умеете ли вы писать эту букву?

- А хотите научиться?

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?








-Журавли


-Журавль- птица.

Выделяют слоги с помощью хлопков.

-Жу-рав-ли – 3 слога

-Сколько в слове гласных, столько и слогов.


-Ж-ж-журавли


-Мы слышим звук [ж].

-[ж].

- согласный.

- твердый.

- синим.


-[у].

-гласный.

-безударный.

-красным.


-[р].

-согласный.

-твердый.

-синим.


-[а].

-гласный.

-безударный

-красным


-[в].

-согласный.

-твердый.

-синим.


-[л”].

-согласный.

-мягкий

-зеленый


-[и].

-гласный.

-ударный

-красный


-На второй картинке изображен жуки.

-Да.

Выделяют слоги с помощью хлопков.


-Жу-ки


-Ж-ж-жуки



-[ж].

-согласный.

-твердый.

-синим


-[у].

-гласный.

-безударный.

-красным.



-[к’].

-согласный.

-мягкий

-зеленым


-[и].

-гласный.

-ударный.

-красным.


-На третьей картинке мы видим ужей.


Выделяют слоги с помощью хлопков.


-У-жи, 2 слога


-Уж-ж-ж-жи



-[у].

- гласный

- безударный

- красный



- [ж].

- гласный.

- ударный.

- красным.



-[ы].

- И



-гласный

-ударный

-Красный


- То, что в них всех есть буква «Жж».


- Строчной.


- Потому что это имена нарицательные.

Отвечают


- Нет.

- Да.

- Научиться писать буквы Жж писать слоги, слова на эту букву и предложения с этой буквой.


  1. Открытие нового знания.

- Ребята, давайте сравним, чем похожи печатная и письменная буква «ж»?



- Чем они отличаются?







– Где нам встречаются печатные буквы?


– А когда мы используем прописные?



- Сколько элементов в строчной букве «ж»?

- Назовите первый элемент.

- Назовите второй элемент.

-Назовите третий элемент.


- Давайте выполним пальчиковую гимнастику.

На двери весит замок /Дети сжимают пальцы в кулачок/
Ты его открыть не смог /Дети потрясли кулачками/
Мы замочком постучали /Дети стучат кулачками/
Мы замочком повертели /Дети вертят кулачками/
Мы замочком покрутили /Дети вертят в обратную сторону/
Раз, два, три – мы его открыли. /Дети показывают раскрытые ладошки/


- Ребята, посмотрите в правом верхнем углу строчная буква «ж». На что она похожа?

Сначала я вам объясню, как писать букву, а затем вы напишете её сами.

- Учитель показывает на камеру.

-Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, пишу левый полуовал, возвращаюсь по написанному; чуть выше нижней линии рабочей строки отклоняюсь вправо и веду вверх наклонную прямую до верхней линии рабочей строки; пишу вниз прямую линию, до нижней линии рабочей строки возвращаюсь вверх по написанному и чуть выше нижней линии рабочей строки отклоняюсь вправо и пишу правый полуовал, заканчиваем писать на середине рабочей строки.


- Ребята, как я писала букву?

- Где я начала писать букву?

- А где я закончила писать букву?

- Молодцы, ребята.


- Сейчас мы будем писать в воздухе. Сожмите пальцы так, будто мы держим карандаш, но сам карандаш не берём.

Поставили точку и начинаем писать и-раз-и-два-и-три-и.

Еще раз пробуем и-раз-и-два-и-три-и.

- Теперь поставьте локоть на парту, вспомните, как правильно держать ручку.

- Держим большим и средним пальцем и сверху придерживаем указательным. Начинаем писать строчную букву к в воздухе. и-раз-и-два-и-три-и.


- Найдите в прописи первую строчку. Что вы видите?

Обведите её и продолжите строчку самостоятельно.

- Соблюдайте одинаковое расстояние между буквами.
- Не выходите за линию.
- Следим за посадкой.

- Тетрадь расположена под наклоном

- Подчеркните самую красивую и правильную, которая похожа на образец.


- Посмотрите на вторую строчку, что вы там видите?

- Сначала я вам покажу, а потом вы самостоятельно продолжите.

- Обведите элементы и продолжите строчку самостоятельно.

- Соблюдайте одинаковое расстояние между элементами.

- Не выходите за линию.

- Следим за посадкой.

- Тетрадь расположена под наклоном

- Подчеркните самую красивую и правильную, которая похожа на образец.

- посмотрите внимательно, в конце строчки, мы соединяем три элемента и у нас получается буква.


-Теперь посмотрите на третью строчку.

- Что вы на ней видите?

- Обведите и продолжите самостоятельно.

- Соблюдайте одинаковое расстояние между буквами.

- Не выходите за линию.

- Следим за посадкой.

- Тетрадь расположена под наклоном

- Подчеркните самую красивую и правильную, которая похожа на образец.


-Теперь посмотрите на четвертую строчку. Что вы на ней видите?

- Из каких букв состоит первое буквосочетание?

- Какое здесь соединение?

- Пишу букву «ж». Средним соединением соединяю с буквой «а».

- Обведите буквосочетание и допишите до середины строки, где начинается второе буквосочетание.


-Из каких букв состоит второе буквосочетание?

-Какое здесь соединение?

-Пишу букву «ж». С помощью соединительного элемента верхним соединением соединяю с буквой «и».

-Обведите буквосочетание и допишите до начала третьего буквосочетания.


-Из каких букв состоит третье буквосочетание?

-Какое здесь соединение?

-Пишу букву «ж». С помощью соединительного элемента верхним соединением соединяю с буквой «у».

-Обведите буквосочетание и допишите до начала третьего буквосочетания.

-Молодцы!

Сравнивают

- Ответы детей


- У письменной буквы ж есть закругления вверху и внизу справа и слева.

- Печатная буква пишется без наклона, а письменная

с наклоном.




- В журналах, книгах, на плакатах.


- Прописные буквы мы можем использовать в письмах и при письме.



- Три элемента.

-Первый элемент называется левый полуовал

-Второй соединительный элемент

-Третий элемент правый полуовал.



Выполняют пальчиковую гимнастику.

























- Безотрывно.

- Чуть ниже верхней линии рабочей строки.

- В середине рабочей строки.














-Букву «ж».









Элементы
















Букву ж









Буквосочетание

Из букв «ж» и «а»

Среднее







Из букв «ж» и «и»

Верхнее






Из букв «ж» и «у»

Верхнее

  1. Физкультминутка


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют физкультминутку.

  1. Закрепление знаний и способов деятельности.

- Посмотрите на пятую строчку. Тут уже написано слово.

- Кто прочитает слово?

-В начале слова есть буквосочетание «жу», какое здесь будет соединение?

- Затем у нас буквосочетание «ук», какое соединение?

- Внимательно посмотрите обведите слово «жук» и самостоятельно напишите рядом слово.

Следит за тем, как пишут учащиеся. Повторяет правила посадки, расположения тетради, интервала.

- А теперь посмотрите на шестую строчку. Кто прочитает слово?

-Давайте посчитаем, сколько в нем слогов?

-Какое соединение у буквосочетания «жу»?

-Какое соединение у буквосочетания «ур»

-Какое следующее буквосочетание? Какое соединение?


-Какое соединение у буквосочетания «рв?»

-Следующее буквосочетание «вл», какое соединение?

-И последнее буквосочетание «ли», здесь какое будет соединение?

-Обведите слово журавли и рядом самостоятельно напишите.

Следит за тем, как пишут учащиеся. Повторяет правила посадки, расположения тетради, интервала


-Посмотрите на седьмую строчку. Кто прочитает слог?

- Каким соединение у буквы ж с буквой и ?

-Сейчас я покажу, затем вы запишите самостоятельно.

-Пиши букву ж, с помощью соединительного элемента соединяю верхним соединением с буквой и.

-А теперь самостоятельно напишите до начала правила, буквосочетание жи.

Следит за тем, как пишут учащиеся. Повторяет правила посадки, расположения тетради, интервала

-Молодцы! А кто мне прочитает правило?

- Значит, с какой буквой мы всегда пишем буквосочетание жи?


-Что у нас на восьмой строчке? Прочитайте их

-Какое первое слово?

-Давайте разделим на слоги.

-Каким соединением у нас соединяется первое буквосочетание «уж».

-А какое второе буквосочетание?

-С какой всегда буквой мы пишем жи?

-Какое соединение у нас в этом буквосочетании?

-Молодцы! Обведите образец и напишите слово самостоятельно.


-Какое у нас второе слово?

-Давайте разделим его на слоги.

-Какое соединение у буквы е и ж?

-Хорошо, а какое у ж и и ?

-Молодцы! Обведите образец и напишите слово самостоятельно.

Следит за тем, как пишут учащиеся. Повторяет правила посадки, расположения тетради, интервала.


- Ребята, посмотрите на шестую строчку. Там у нас предложение, нам нужно его дописать.

-Посмотрите на картинку ниже, кого вы видите?

-Это и будет наше слово,которое нам нужно дописать.

-Давайте прочитаем предложение. Кто хочет прочитать?

- Сколько слов в предложении?

-А кто вспомнит правило записи предложения?

- Ребята, давайте посмотрим на соединения.


-Прочитайте первое слово.

-Правильно, обратите внимание что оно состоит из одной буквы.

- Прочитайте второе слово.

- Какое первое соединение?

- Какое второе соединение?

- Какое третье соединение?

-Какое четвертое соединение?


- Прочитайте третье слово.

- Какое первое соединение?

- Какое второе соединение?

- Какое третье соединение?

-Какое четвертое соединение?

-Какое пятое соединение?


-Прочитайте четвертое слово.

- Какое первое соединение?

- Какое второе соединение?

- Какое третье соединение?


-Прочитайте пятое слово, которое мы допишем.

- Какое первое соединение?

- Какое второе соединение?

- Обведите предложение и допишите слово ежи.

Следит за тем, как пишут учащиеся. Повторяет правила посадки, расположения тетради, интервала

-Ребята, наши глазки устали и им нужно отдохнуть, давайте сделаем разминку для глаз.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)




- жук

-верхнее


-Верхнее.






- журавли

-Жу-рав-ли, 3 слога

-верхнее

-верхнее

-Следующее буквосочетание «ра», соединение среднее.

-верхнее

-нижнее







-Жи

- Верхнее.







Читают правило


-С буквой и.



-Слова, ужи и ежи.

- Ужи

-У-жи, 2 слога.


-Верхним.

- жи

-С буквой и.

-верхнее




-Ежи

-Е-жи, 2 слога.

-Верхнее

-Верхнее








-Ежей


Читают вместе с учителем

- 5

все слова пишутся раздельно, первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставиться знак препинания




- живом

- верхние

-верхнее

-нижнее

-нижнее


-Уголке

-верхнее

-нижнее

-нижнее

-верхнее

-среднее


-Жили

-Верхнее.

-Нижнее.

-Верхнее.


-Ежи

-Верхнее

-Верхнее














  1. Открытие нового знания

- Ребята, откройте пропись на с. 16.

- Посмотрите и скажите, что вы видите на картинке?

- А что ест жираф?

- А такой жираф?

Давайте проведём звуковой анализ слова «Жираф».

- Сколько слогов в слове «Жираф», давайте посчитаем?


- Назовите первый звук.

- Он гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначим?


- Какой следующий звук?

-А пишем?

- Он гласный или согласный?

- Ударный или безударный?

- Каким цветом обозначим?


- Какой следующий звук?

- Он гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначим?


- Назовите следующий звук?

- Он гласный или согласный?

- Ударный или безударный?

- Каким цветом обозначим?


- Какой следующий звук?

- Он гласный или согласный?

- Твёрдый или мягкий?

- Каким цветом обозначим?

- Хорошо. Молодцы!


- А теперь раскрасьте рисунок цветными карандашами в соответствии с номерами.


- Ребята, посмотрите в правом верхнем углу заглавная буква Ж.

- Из скольких элементов она состоит?

- Назовите эти элементы.


- Посмотрите на первый строчку.

- Сначала я вам объясню, как писать элементы заглавной буквы Ж.

Учитель показывает на камеру.

- Показываю первый элемент: Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии, закругляем вверх вправо, доводим до вспомогательной линии делаем полукруг, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево

- Показываю второй элемент: Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки ведем наклонную линию вверх вправо, до вспомогательной линии, не отрывая руки, ведем линию вниз, до нижней линии рабочей строки, не отрывая руки ведем наклонную линию вверх вправо, и заканчиваем письмо чуть выше верхней линии рабочей строки.

-Показываю третий элемент: Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии, закругляем вверх влево, доводим до вспомогательной линии делаем полукруг, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо.

-Пропишите элементы, но обратите внимание, что в конце они уже соединяются в букву.


- Теперь поставьте локоть на парту, вспомните, как правильно держать ручку.

- Держим большим и средним пальцем и сверху придерживаем указательным.

- Сейчас мы будем писать в воздухе.

Сожмите пальцы так, будто мы держим карандаш, но сам карандаш не берём.

-Поставили точку и начинаем писать и-раз-и-два-и-три-и.

Еще раз пробуем и-раз-и -два-и-три-и.

- Ребята, теперь попробуем обвести заглавную букву Ж в прописях: ставим точку и обводим: и-раз-и-два-и-три-и.

- Продолжите строчку самостоятельно.

Следит за тем, как пишут учащиеся. Повторяет правила посадки, расположения тетради, интервала.


- Посмотрите на третью строчку, что вы там видите?

- Буквосочетание жа, каким соединением соединяется?

-Сейчас я вам покажу, затем вы напишите самостоятельно.

-Пишу букву ж и соединяю ее с буквой а нижним соединением.

-Допишите его до следующего буквосочетания.

-Какое буквосочетание следующее?

-Какое соединение у этого буквосочетания?

-Сейчас я вам покажу, затем вы напишите самостоятельно.

-Пишу букву ж и соединяю ее с буквой а нижним соединением.

-Допишите его до конца строки.


-Посмотрите на четвертую строчку, что вы на ней видите ?

-Прочитайте его?

-С какой буквы всегда пишутся имена?

-Давайте разделим его на слоги.

-Какое первое буквосочетание?

-Какое соединение у него?

-Правильно, а как соединяется о с р?

-А каким соединением мы соединим буквосочетание «ра»?

-Правильно.

-Обведите слово и напишите его самостоятельно до середины строки.


-Посмотрите на пятую строку, что вы видите?

-Оно законченное?

-Прочитайте его.

-Как вы думаете, кто мог жить у Жени, придумаете слово с буквой ж.

-Давайте мы допишем слово жабы.

-Давайте разделим слово жабы на слоги.

-Какой первый слог?

-Какое у него соединение?

-Второй слог?

-Соединение?

Обведите предложение и допишите слово жабы.


-Прочитайте, что нам нужно сделать на шестой строке.

-Какое первое слово?

-Какое второе слово?

-Третье?

-Четвертое?


-Посмотрите на последнюю строчку.

-Прочитайте предложение

-Сколько в нем слов?

-Перепишите предложение, не забывайте, что расстояние между слов должно быть одинаково.

-Молодцы!

.



Жираф- это очень высокое животное.


-Жи-раф, 2 слога


-[ж].

- согласный.

- твердый.

- синим.


-[ы].

- гласный.

- безударный.

-красным


-[р].

- согласный.

- твердый.

- синим.


-[а].

- гласный

- ударный

- красным


-[ф].

- согласный.

- твердый.

- синим.







Из трех элементов

-Правый полуовал, соединительный элемент и левый полуовал










































- Слоги жа и жи

-Нижним






-Жи

-Верхнее







-Имя


-Жора

-С заглавной.

-Жо-ра, 2 слога

-Жо

-Нижнее

-Верхним соединением

-Нижним.






-Предложение

-Нет

Читают

Предложения детей



-Жа-бы, 2 слога

-Жа

-Нижнее

-Бы

-Верхние



Читают задания

-Жили

-Лыжи

-Ножи

-Живот.



Читают предложение

- 4

  1. Подведение итогов.

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель ставили на урок?

- Достигли мы цели урока?

– Чему вы учились на уроке?

-Письмо заглавной и строчной букв Жж.

- Научиться писать букву, слоги, слова с буквой Жж.

- Да.

- отвечают

  1. Рефлексия

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. У вас на столах лежат карандаши, если вам было легко работать, то поднимите зеленый, а если у вас были трудности, то возьмите красный карандаш.

-Что было трудно?

А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!

Проводят рефлексию.




(Например, было трудно писать элементы буквы Ж.)