СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена  система упражнений, способствующих формированию умений речевого этикета на уроках русского языка в четвертом классе.Предполагается, что уроки русского языка будут способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если организовать процесс обучения и активизации формул речевого этикета на основе применения в педагогической практике специально разработанной методической системы. 

Просмотр содержимого документа
«Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.»

                   Муниципальное общеобразовательное учреждение  Вербилковская средняя общеобразовательная школа       Исследовательская работа  по теме:   Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.     Выполнила: Кудряшова Н.А,  учитель начальных классов  МОУ Вербилковская СОШ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Вербилковская средняя общеобразовательная школа Исследовательская работа по теме: Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе. Выполнила: Кудряшова Н.А, учитель начальных классов МОУ Вербилковская СОШ

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему упражнений, способствующих формированию умений речевого этикета на уроках русского языка в четвертом классе.  Объектом  исследования является процесс обучения учащихся начальных классов, связанный с активизацией в речи формул речевого этикета русского языка.  Предмет  исследования: методическая система обучения учащихся начальных классов активному и сознательному использованию в своей речи формул речевого этикета.  .

Цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально апробировать систему упражнений, способствующих формированию умений речевого этикета на уроках русского языка в четвертом классе.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальных классов, связанный с активизацией в речи формул речевого этикета русского языка.

Предмет исследования: методическая система обучения учащихся начальных классов активному и сознательному использованию в своей речи формул речевого этикета.

.

Гипотеза исследования: предполагается, что уроки русского языка будут способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если организовать процесс обучения и активизации формул речевого этикета на основе применения в педагогической практике специально разработанной методической системы. Методы исследования:  а) теоретические - анализ, синтез;  б) эмпирические - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся; в) математические - методы обработки информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой методики.

Гипотеза исследования:

предполагается, что уроки русского языка будут способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если организовать процесс обучения и активизации формул речевого этикета на основе применения в педагогической практике специально разработанной методической системы.

Методы исследования:

  • а) теоретические - анализ, синтез;
  • б) эмпирические - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся;
  • в) математические - методы обработки информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой методики.
Задачи:  1. Провести анализ учебно - методической литературы с целью определения понятий

Задачи:

  • 1. Провести анализ учебно - методической литературы с целью определения понятий "речевой этикет", "система обучения".
  • 2. Проанализировать возможности учебно-методических комплектов по вопросам формирования речевого этикета.
  • 3. Разработать систему упражнений по развитию речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
  • 4. Провести анализ результатов экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУВСОШ, пгт. Вербилки, Талдомского района, Московской области, 3 классы .   Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль формирования умений речевого этикета в системе образования младших школьников.   Практическая значимость заключается в том, что была представлена система упражнений по формированию речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУВСОШ, пгт. Вербилки, Талдомского района, Московской области, 3 классы . Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль формирования умений речевого этикета в системе образования младших школьников. Практическая значимость заключается в том, что была представлена система упражнений по формированию речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.

УМК «Гармония»

УМК «Гармония»

  Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности умений речевого этикета   Низкий уровень 3в Кол-во учащихся Средний уровень % учащихся 11 3 а 55 Кол-во учащихся 10 % учащихся 7 Высокий уровень 50 Кол-во учащихся 35 7 % учащихся 2 35 10 3 15

Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности умений речевого этикета

Низкий уровень

Кол-во учащихся

Средний уровень

% учащихся

11

3 а

55

Кол-во учащихся

10

% учащихся

7

Высокий уровень

50

Кол-во учащихся

35

7

% учащихся

2

35

10

3

15

   Рис. 1 Уровни сформированности умений речевого этикета

Рис. 1 Уровни сформированности умений речевого этикета

Первая группа упражнений  представляет собой лексико-семантическую направленность   Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (День, ночь)  Какие «волшебные слова» мы говорим, когда приветствуем кого-либо днем? Зажигайте лампы, свечи - к нам подкрался темный ... (Вечер) Что мы говорим, когда ложимся спать?  Что обозначает данное слово?  Подберите вежливые слова с использованием этого слова. Какие вы еще знаете «волшебные слова» с указанием времени суток ?  «Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. -Я нечаянно ... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?» В.Овсеева «На катке»  Подумайте, правильно ли вел себя мальчик? Какие «волшебные слова» мы говорим, когда причиняем кому-либо неудобства?  Найдите устойчивые обороты в тексте.  Выпишите их, подберите синонимы. Запишите данное предложение со словом-синонимом

Первая группа упражнений представляет собой лексико-семантическую направленность

  • Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (День, ночь)
  • Какие «волшебные слова» мы говорим, когда приветствуем кого-либо днем?
  • Зажигайте лампы, свечи - к нам подкрался темный ... (Вечер)
  • Что мы говорим, когда ложимся спать?
  • Что обозначает данное слово?
  • Подберите вежливые слова с использованием этого слова.

Какие вы еще знаете «волшебные слова» с указанием времени суток ?

«Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

-Я нечаянно ... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?»

  • В.Овсеева «На катке»

Подумайте, правильно ли вел себя мальчик?

Какие «волшебные слова» мы говорим, когда причиняем кому-либо неудобства?

Найдите устойчивые обороты в тексте.

Выпишите их, подберите синонимы. Запишите данное предложение со словом-синонимом

  Упражнения второй группы носят комбинированный  характер (лексико- грамматические)  (Приложение 2)    Прочитайте.

Упражнения второй группы носят комбинированный характер (лексико- грамматические) (Приложение 2)

  • Прочитайте.
  • "Вежливости открываются все двери".

Как вы понимаете эту пословицу? Вежливый человек - это какой человек?

  • Может ли быть вежливым человек, который знает все-все «волшебные слова»? ( Обоснуйте.) Найдите имена существительные. Определите их число. Образуйте, если это возможно, форму противоположного числа. Объясните, в каких случаях существительные употребляются только в форме единственного или множественного числа?
  • После звонка с урока ученик, стоявший у доски, прощается, с учителем:
  • - Ну ладно, я пошел!
  • Правильно ли ведет себя ученик?
  • В чем заключается ошибка?
  • Как нужно вести себя в такой ситуации?
  • Составьте правильную реплику ученика.
  • Найдите имена существительные; определите число; образуйте форму противоположного числа
Третья группа упражнений  (лексико-стилистические)  Напишите текст поздравления к 8 Марта, адресованный вашей маме и вашей учительнице.  Подумайте, в чем разница? От чего будет зависеть выбор формул речевого этикета? Напишите слова, выражающие благодарность. Выберете наиболее уместное для выражения благодарности другу; бабушке; соседке.  Мы день не спим, Мы ночь не спим. И день и ночь Стучим, стучим, стучим. (Часы) Определите часть речи. В каком значении употребляется данное слово? Определите число. Образуйте форму, противоположного числа, если это возможно. Объясните, почему это не всегда возможно. Представьте, вы не знаете, который час. Но вам никак нельзя опаздывать. Вы можете узнать время к окружающих, как вы это сделаете? Запишите ваш диалог

Третья группа упражнений (лексико-стилистические)

Напишите текст поздравления к 8 Марта, адресованный вашей маме и вашей учительнице.

Подумайте, в чем разница? От чего будет зависеть выбор формул речевого этикета? Напишите слова, выражающие благодарность. Выберете наиболее уместное для выражения благодарности другу; бабушке; соседке.

  • Мы день не спим,
  • Мы ночь не спим.
  • И день и ночь Стучим, стучим, стучим.
  • (Часы)
  • Определите часть речи. В каком значении употребляется данное слово? Определите число. Образуйте форму, противоположного числа, если это возможно.
  • Объясните, почему это не всегда возможно.
  • Представьте, вы не знаете, который час. Но вам никак нельзя опаздывать. Вы можете узнать время к окружающих, как вы это сделаете? Запишите ваш диалог
Система языковых и речевых умений • умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи; • умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения; • нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения; • умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией.

Система языковых и речевых умений

  • • умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;
  • • умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;
  • • нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;
  • • умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией.
Таблица 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности умений речевого этикета Низкий уровень Кол-во 3В Средний уровень учащихся % учащихся 2 3А Кол-во 10 10 11 % учащихся Высокий уровень учащихся 50 Кол-во 55 7 % учащихся 5 учащихся 35 25 3 15
  • Таблица 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности умений речевого этикета

Низкий уровень

Кол-во

Средний уровень

учащихся

% учащихся

2

Кол-во

10

10

11

% учащихся

Высокий уровень

учащихся

50

Кол-во

55

7

% учащихся

5

учащихся

35

25

3

15

 Рис.2 Уровень сформированности умений речевого этикета

Рис.2 Уровень сформированности умений речевого этикета