Просмотр содержимого документа
«Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вербилковская средняя общеобразовательная школа Исследовательская работа по теме: Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе. Выполнила: Кудряшова Н.А, учитель начальных классов МОУ Вербилковская СОШ
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему упражнений, способствующих формированию умений речевого этикета на уроках русского языка в четвертом классе.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальных классов, связанный с активизацией в речи формул речевого этикета русского языка.
Предмет исследования: методическая система обучения учащихся начальных классов активному и сознательному использованию в своей речи формул речевого этикета.
.
Гипотеза исследования:
предполагается, что уроки русского языка будут способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если организовать процесс обучения и активизации формул речевого этикета на основе применения в педагогической практике специально разработанной методической системы.
Методы исследования:
- а) теоретические - анализ, синтез;
- б) эмпирические - наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности учащихся;
- в) математические - методы обработки информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой методики.
Задачи:
- 1. Провести анализ учебно - методической литературы с целью определения понятий "речевой этикет", "система обучения".
- 2. Проанализировать возможности учебно-методических комплектов по вопросам формирования речевого этикета.
- 3. Разработать систему упражнений по развитию речевого этикета младших школьников на уроках русского языка.
- 4. Провести анализ результатов экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУВСОШ, пгт. Вербилки, Талдомского района, Московской области, 3 классы . Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была показана особая роль формирования умений речевого этикета в системе образования младших школьников. Практическая значимость заключается в том, что была представлена система упражнений по формированию речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка.
УМК «Гармония»
Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням сформированности умений речевого этикета
Низкий уровень
3в
Кол-во учащихся
Средний уровень
% учащихся
11
3 а
55
Кол-во учащихся
10
% учащихся
7
Высокий уровень
50
Кол-во учащихся
35
7
% учащихся
2
35
10
3
15
Рис. 1 Уровни сформированности умений речевого этикета
Первая группа упражнений представляет собой лексико-семантическую направленность
- Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (День, ночь)
- Какие «волшебные слова» мы говорим, когда приветствуем кого-либо днем?
- Зажигайте лампы, свечи - к нам подкрался темный ... (Вечер)
- Что мы говорим, когда ложимся спать?
- Что обозначает данное слово?
- Подберите вежливые слова с использованием этого слова.
Какие вы еще знаете «волшебные слова» с указанием времени суток ?
«Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
-Я нечаянно ... - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?»
Подумайте, правильно ли вел себя мальчик?
Какие «волшебные слова» мы говорим, когда причиняем кому-либо неудобства?
Найдите устойчивые обороты в тексте.
Выпишите их, подберите синонимы. Запишите данное предложение со словом-синонимом
Упражнения второй группы носят комбинированный характер (лексико- грамматические) (Приложение 2)
- Прочитайте.
- "Вежливости открываются все двери".
Как вы понимаете эту пословицу? Вежливый человек - это какой человек?
- Может ли быть вежливым человек, который знает все-все «волшебные слова»? ( Обоснуйте.) Найдите имена существительные. Определите их число. Образуйте, если это возможно, форму противоположного числа. Объясните, в каких случаях существительные употребляются только в форме единственного или множественного числа?
- После звонка с урока ученик, стоявший у доски, прощается, с учителем:
- - Ну ладно, я пошел!
- Правильно ли ведет себя ученик?
- В чем заключается ошибка?
- Как нужно вести себя в такой ситуации?
- Составьте правильную реплику ученика.
- Найдите имена существительные; определите число; образуйте форму противоположного числа
Третья группа упражнений (лексико-стилистические)
Напишите текст поздравления к 8 Марта, адресованный вашей маме и вашей учительнице.
Подумайте, в чем разница? От чего будет зависеть выбор формул речевого этикета? Напишите слова, выражающие благодарность. Выберете наиболее уместное для выражения благодарности другу; бабушке; соседке.
- Мы день не спим,
- Мы ночь не спим.
- И день и ночь Стучим, стучим, стучим.
- (Часы)
- Определите часть речи. В каком значении употребляется данное слово? Определите число. Образуйте форму, противоположного числа, если это возможно.
- Объясните, почему это не всегда возможно.
- Представьте, вы не знаете, который час. Но вам никак нельзя опаздывать. Вы можете узнать время к окружающих, как вы это сделаете? Запишите ваш диалог
Система языковых и речевых умений
- • умения аналитического характера, представляющие собой умение выделять этикетные формулы в потоке как устной, так и письменной речи;
- • умение разделять формулы речевого этикета по формам этикетного общения;
- • нормативно – коммуникативные умения – правильное и уместное употребление единиц речевого этикета в соответствии со стилем и ситуацией общения;
- • умение развернуть этикетные формулы в соответствии со сложившейся коммуникативной ситуацией.
- Таблица 2. Распределение испытуемых по уровням сформированности умений речевого этикета
Низкий уровень
Кол-во
3В
Средний уровень
учащихся
% учащихся
2
3А
Кол-во
10
10
11
% учащихся
Высокий уровень
учащихся
50
Кол-во
55
7
% учащихся
5
учащихся
35
25
3
15
Рис.2 Уровень сформированности умений речевого этикета