Обучение русскому языку в старших группах армянских детских садиков
Л.Ю.Абаджян,РА,старшая школа 1,г.Гюмри,[email protected]
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального
обучения. Обучение русскому в старших группах армянских детских садиков направлено
на овладение детьми первоначальными основами русской речи .
Цели занятий
1) создать у детей определенную пронзительно-слуховую и словарную базу;
2) научить воспринимать на слух, запоминать, узнавать и понимать слова и
словосочетания, короткие предложения и ограниченное количество небольших текстов;
3) адекватно реагировать и выполнять соответствующие команды-задания учителя;
4) отвечать на вопросы и задавать их в пределах лексического минимума.
Темы занятий
* Знакомство.
* Семья.
* Человек,тело человека.
* Одежда и обувь.
* Дом и обстановка.
* Пища и посуда.
* Овощи и фрукты.
* Цвета.
* Счет до десяти.
* Домашние животные и птицы.
* Дикие животные и птицы.
* Школа,учебные принадлежности.
* Сказки.
Каждая тема рассчитана на два или три занятия.К каждому занятию должен быть
pазработан конкретный учебный материал: новая лексика, виды работы на данном
занятии , игры, упражнения, физкультминутки, задания и т.д.
В основе всех занятий в детском саду должна лежать игра. Детей надо обучать
играючи. Игры для детей дошкольного возраста имеют исключительное значение:
игра для них - труд, игра для них – учеба, игра для них - серьезная форма
воспитания.
Игра несет в себе функцию обучения, осуществляемую в доступной и интересной
для детей форме деятельности. Игры различны по своему содержанию: подвижные,
творческие, с правилами и другие. Учитель сам выбирает ту игру, которую считает
наиболее эффективной для детей данной группы. Но при этом следует помнить, что
игра не является самоцелью, что игра должна служить задачам обучения детей
русскому языку.
Лексику также удобно отрабатывать в различных играх. Игры с наглядными
материалами могут быть устроены следующим образом: от изображения к слову;
от слова к слову; от слова к изображению ; от слова и изображения к другому
изображению. Игры с показом устраиваются следующим образом: понять и повторить
молча; понять и изобразить; понять и сказать; понять и продолжить; понять и сказать
свое; описать и показать; узнать и включить в свое описание; свободно выбрать нужное
слово для реализации своего замысла.
Рисование и символическая передача лексических единиц на самом деле оказываются
хopoшим способом придумать ассоциацию и запомнить слово.
Слова в памяти сплетаются с другими словами множеством связей, отражающих
их совместное употребление. Поэтому слова должны вводится не изолированно, а в
сочетании с другими словами или в осмысленной ситуации, игре.
Тематическая разбивка слов на отдельные занятия может сделана примерно. Учитель
по своему усмотрению, учитывая качество усвоения детьми новой лексики, может изме-
нить количество слов на данном занятии, переставить слова из одного занятия в другое.
Объяснение новой лексики следует давать путем демонстрации наглядного
материала.Только в тех случаях ,когда значение слова невозможно объяснить наглядно,
можно прибегнуть к переводу, но сделать это нужно без акцентирования, мимоходом
перевести и продолжать занятие. Например, дети должны усвоить фразу-Я живу в
Гюмри.Учительница говорит эту фразу так:
Я живу(ապրւմ եմ)в Гюмри.
Ставит вопрос :
Арман,где ты живешь(ապրւմ ես)?
На что ребенок должен ответить:
Я живу в Гюмри.
В ходе объяснения новой лексики учительница должна проводить орфоэпическую
работу, обучая детей правильному произношению трудных для них русских звуков
и звукосочетаний (ы,щ,мягких согласных), которые имеются в словах, изучаемых на
данном занятии. Мы знаем, что при обучении русскому языку могут возникать
трудности, связанные с отличиями фонетической системы русского языка от
армянского языка. В русском языке согласные различаются по признакам глухости-
звонкости, мягкости-твердости, а также по способу и месту образования. Гласные
различаются рядом, подъемом, степенью редуцированности. Обучать фонетике
приходится в специальных игровых упражнениях, а также стихийно, растягивая или
сокращая слова в употребляемых в повседневной жизни и на занятиях словах,
сопровождая театрализации репликами—песенками персонажей (типа ло-ло-ло,ле-ле-
ле, гав-гав-гав), ономатопоэтическую лексику ( типа кап-кап, трюх-трях, бабах).
Различные звукосочетания могут выступать в качестве основы для проведения
фонетических игр. Обычно вначале даются звуки изолированно, затем в сочетании с
гласными, затем комбинированно по нескольку слогов. При проведении игры дети
сначала слушают и учатся понимать различия, затем повторяют, затем говорят сами,
сопровождая звуками свои действия. Следует постоянно называть, перечислять,
повторять имена окружающих предметов, устанавливать соотношения между
определяемым и определимым, словами одного и разных классов, частью и целым,
совокупностью и элементом, приводить наименования деталей.
Но всегда следует помнить, что легкость восприятия – не то же самое, что легкость
произнесения, а легкость для взрослого - не то же самое, что для ребенка.
Когда дети освоят язык на определенном уровне, необходимо читать им простые
книги(вероятно подойдут книги для детей более младшего возраста),маленькие сказки,
показывать мультфильмы, ставить аудиокассеты с повторяющимися, медленно произ-
носимыми, отчетливо проговариваемыми репликами персонажей, причем показывать
и прослушать не один,не два, а много раз.
Особое внимание на занятиях нужно уделять физкультминуткам. Учитель сам
должен решить, когда ее следует проводить. Физкультминутку целесообразно
проводить тогда, когда у детей появляется двигательное беспокойство, что будет сви-
детельствовать о наступлении утомления. Обычно это бывает на 12-14 минутах за –
нятия.
Физкультминутка проводится с целью поддержания умственной работоспособ -
ности детей на занятии. Во время физкультминутки дети выполняют несколько по-
тягиваний рук в стороны, вверх, вниз, полуприседаний, приседаний и подпрыгиваний.
Все это сопровождается проговариванием стихотворения. В первое время говорит толь-
ко учительница, а потом, когда дети запомнят текст стихитворения, говорят и они.Физ-
культминута может проводиться под музыку.
В детском саду на занятиях дети могут сидеть и за столиками, и по кругу, и вдоль сте-
ны – все это по усмотрению учителя. Расположение детей во время занятия не должно
быть фиксированным, оно должно быть свободным, что способствует лучшему сохра-
нению у детей работоспособности.
Форма заявки для участия
1 . Абаджян Лилит Юриковна
2 . Старшая школа 1 города Гюмри
3 . Республика Армения, город Гюмри
4 . Учительница русского языка и литературы
5 . –
6 . г.Гюмри,ул. Т.Чардарапета
7 . +37499955655
8 . [email protected]
9 . Обучение русскому языку в старших группах армянских детских садиков
10 .
11 . Очное
12. Нет