Обучение слабослышащего ребёнка в массовой школе.
Данная статья является результатом работы по обучению ребёнка с IV степенью тугоухости с начала его слухового возраста (с первого дня ношения слуховых аппаратов).
Дети с нарушением слуха – особенные, но всё же они дети. Ведущим видом деятельности для них также является игра. Не сразу можно выделить из группы ребят имеющего дефект по слуху. Как только начинаешь вести общение, сразу видишь колоссальную разницу.
Учёба – это труд, который требует, в первую очередь, наступления определённого возраста: 6,5 лет. Конечно, человек учится всю жизнь, с самого рождения, но не целенаправленно, а в процессе накопления жизненного опыта. После постановки диагноза «сенсоневральная тугоухость IV степени» и подборки слуховых аппаратов учёба начинается независимо от физического возраста, она становится возможной уже с 6 месяцев от рождения. На языке медиков это называется реабилитацией.
Нарушение слуха неизбежно влечёт за собой нарушение речи, а в сложных случаях – её отсутствие. Для более уверенного произношения следует обучение грамоте начинать с глобального чтения, т.е. чтения целыми словами. Активный запас слов у человека формируется до 3-х лет. Поэтому ждать наступления школьного возраста у слабослышащих детей недопустимо! Занятия с малышами по привитию элементарных звуковых навыков проводятся в игровой форме с обязательным использованием наглядности. Первоначальными для изучения являются темы: «Звукоподражания животным», «Основные цвета», «Один-много», «Один-два» и т.д.
Это самый важный этап для понимания дальнейшего обучения ребёнка и его речи: будет она словесной или жестовой. При появлении первых осознанных звуков от ребёнка не стоит торопиться переходить к расширению его словарного запаса. Закрепляем, оттачиваем эти «слова», заставляем ими пользоваться в обиходе, показываем, что они необходимы. Постепенно вводятся новые слова из таких областей: «Семья», «Люди», «Игрушки», «Животные», «Посуда», «Мебель». Всё окружение ребёнка, как люди, так и неживые объекты, должно быть подчинено его обучению. Не только в пособиях малыш должен видеть и «читать» новые слова, слышать их от окружающих (главным образом, от обучающего), но и повсюду в доме: на шкафу – табличка «ШКАФ», на диване – «ДИВАН» и т.д.
В самостоятельно изготовленном альбоме вставлены обобщающие слова и картинки данной группы с подписями. На 3-м этапе убираются слова-обозначения объектов, остаются только изображения. Задача ребёнка – положить нужное слово под картинкой.
После формирования произношения простейших слов и фраз ведётся работа по знакомству с буквами, цифрами, предлогами (но не раньше 5-тилетнего возраста: не забывайте отнимать от физиологического возраста то время, когда ребёнок не слышал!).
Каждая буква должна быть «увидена» учеником. Тогда она лучше отложится в памяти, и он сможет её «услышать» даже находясь без слуховых аппаратов.
Работа с числами начиналась ещё на первом этапе (тема «Один-много» и др.). На знакомый материал теперь ложатся графические изображения цифр и знаков «», «
Использование предлогов слабослышащими детьми – больное место, равно как и произношение отдельных звуков. С 5 лет необходимы занятия с логопедом. Скорее всего, они будут длительными и продолжатся даже уже во время обучения ребёнка в школе. Особенных усилий требуют такие буквы, как С, Ц, Ч, Л, Р.
С накоплением словарного запаса можно увидеть ещё одну трудность – ребёнок не договаривает последние звуки слов («бега» - вместо «бегать», «зна» - «знаешь»). Работа близких людей, часто общающихся со слабослышащим, должна быть направлена на восстановление данных дефицитарных функций. Разговаривая с ним, необходимо выделять голосом концовку слова, чётко её проговаривать и требовать того же от собеседника. В противном случае говорить: «Я не понимаю. Скажи лучше!». Данные упражнения скучны, надоедливые, но плодотворные.
Перед поступлением в школу слабослышащий ребёнок может быть немного более развитым нежели сверстники. В идеале – должен идти на опережение. Дело в том, что его обучение велось планомерно и было подстроено под его особенности. Занимаясь в массовой школе наряду с обычными детьми, нагрузка на весь организм ребёнка с тугоухостью значительно возрастает. Ему требуется больше времени для понимания материала, его переработки и воспроизведения. Он может не справиться с нагрузкой, поэтому должен иметь некий запас знаний. Накладывает свои отпечатки и ношение слуховых аппаратов. Обычный ученик не придаст особого значения упавшей на пол в классе чей-то авторучки и продолжит выполнение своей работы. Обучающийся «в аппаратах» слышит данный звук намного лучше, чем звучащую речь говорящего человека. Не будем скидывать со счетов и особенности нервной системы слабослышащего. Такие дети более раздражительны, нервозны, быстро теряют сосредоточенность и работоспособность.
Ребёнок с нарушением слуха в массовой школе должен сидеть за первой партой, желательно непосредственно перед учителем. В поле его зрения обязательно должны быть наглядные материалы, в том числе, и личные на парте, а также лицо говорящего. Всё, что он не сможет услышать, разобрать , сможет понять по губам, мимике, жестам. Ему не нужно кричать, излишне проявлять по отношению к нему эмоции. Нужно говорить средними темпом и громкостью, искренне и доброжелательно. Он лицемерие и зло чувствует намного тоньше обычных людей. На уроках такой ребёнок должен чувствовать себя полноценным. Необходимо давать ему высказываться, выступать перед товарищами, поощрять.
Определённую трудность для учителя вызывает оценивание слабослышащего ребёнка с нарушением речи в условиях инклюзивного обучения. Подход к такому ученику и к его отметке отличные от обычных норм. Учитель и взрослые люди здесь в разъяснениях не нуждаются. А как же дети? Они ждут комментариев к их ответам со стороны учителя, одноклассников. Сложно объяснить, почему Паша Пашин читал медленнее и не всегда целыми словами, а получил «5». Сложно, но возможно!
Безусловно, знакомить ребят с нормами оценивания по различным образовательным программам не нужно, но очень тонко и по-доброму, по-семейному, обсудить данный вопрос на классном часе, необходимо. Работа по сплочению и толерантности ведётся постоянно и в каждом классе. Там, где есть особенные дети, - с большим акцентом и вниманием.
Незаменимым помощником и другом в школе для слабослышащего ребёнка является педагог-психолог. По всем возникающим вопросам, с проблемами, с радостью, за помощью, за советом, на очередное коррекционно-развивающее занятие по расписанию ребёнок с ОВЗ смело шагает к нему. Он знает точно, что здесь его выслушают, поймут и помогут.
К счастью, я лично и близко знакома с одним из слабослышащих детей. Он мой сын и ученик. Мы прошли с ним все сложности обучения до школы с 2-х до 7-ми лет. Продолжаем преодолевать трудности, учась в массовой школе, где он такой один, уже 4-й год. Самое главное наше достижение – словесная речь. Ведь только она способна передать всё богатство и многообразие великого русского языка!