Методика развития высказывания типа рассуждения
Для того чтобы дети чаще использовали в речи высказывания типа рассуждений необходимо создавать проблемные ситуации, которые будут требовать доказательств и детям придется высказываться более развернуто. Их высказывания будут содержать объяснение и доказательства.
Например, рассказ о любимой игрушке, дети пользуются описанием и для связи частей рассуждения употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому. «Моя любимая игрушка – собачка. Ее зовут Бимка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю как с настоящей собакой. Я с ней гулять хожу, ношу ее в пакете. Вот, например, я с ней сплю. Вот еще самое главное, что она меня любит. Я же за ней ухаживаю. Она меня никогда не укусит, потому что я с ней много играю. Люблю ее еще за то, что мама мне подарила ее на 8 Марта».
По этому рассказу видно, что дети и без специального обучения используют высказывания типа рассуждений.
Но трудности в том, что им сложно выдерживать структуру рассказа, т.к. дети не знают каким образом с помощью языковых средств соединять смысловые части своих высказываний. Поэтому задачей является:
обучение детей целостным рассуждениям, когда есть тезис, доказательство и вывод;
формирование умений вычленять существительные признаки предметов для доказательств выдвинутых тезисов;
использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, т.к. поэтому, значит, следовательно);
употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых;
включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).
Для того чтобы сформировать умения рассуждать необходимы следующие условия:
Организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.
Создание специальных ситуаций в ходе общения, требующих разрешения определенных проблем когда объяснительная речь с доказательностью (использовать труд в природе, обследование предметов, задание собрать по схеме, классификация картинок, объяснение правил различных игр).
На занятиях необходимо вести обучение, для этого использовать следующие методы обучения монологу-рассуждению:
1.Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядность:
-складывание разрезных картинок и объяснение своих действий;
- выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности (воспитатель дает образец доказательства и показывает способы связи смысловых частей рассуждения);
- определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогических ситуаций (игра «Небылицы в картинках») при этом использовать слова во-первых, во-вторых. Дети должны рассуждать бывает так или нет, почему не бывает?
-выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке (использовать слова потому что, так как, если - то, во-первых, во-вторых);
- классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнее»;
- отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».
Цель задания: выделить все признаки, объединить их в доказательстве.
2.Задания на вербальной основе (т.е. без наглядности):
- беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;
-речевые логические задачи «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, Пришел веселый праздник Новый год Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?
Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определить цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;
-объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок;
-составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (Например, «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»)
-В процессе обучения используются следующие приемы: образец построения рассуждения; план (отражающий структуру); модель; подсказ способов связи фраз и смысловых частей; система ТРИЗ(теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть – целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий.
Учитель-логопед МБДОУ «Ромашка» г. Урень
Пуртова Алёна Алексеевна