СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение связному высказыванию с использованием алгоритмов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение связному высказыванию с использованием алгоритмов"»

Методика развития высказывания типа рассуждения


Для того чтобы дети чаще использовали в речи высказывания типа рассуждений необходимо создавать проблемные ситуации, которые будут требовать доказательств и детям придется высказываться более развернуто. Их высказывания будут содержать объяснение и доказательства.

Например, рассказ о любимой игрушке, дети пользуются описанием и для связи частей рассуждения употребляют союзы потому что, за то, что, поэтому. «Моя любимая игрушка – собачка. Ее зовут Бимка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю как с настоящей собакой. Я с ней гулять хожу, ношу ее в пакете. Вот, например, я с ней сплю. Вот еще самое главное, что она меня любит. Я же за ней ухаживаю. Она меня никогда не укусит, потому что я с ней много играю. Люблю ее еще за то, что мама мне подарила ее на 8 Марта».

По этому рассказу видно, что дети и без специального обучения используют высказывания типа рассуждений.

Но трудности в том, что им сложно выдерживать структуру рассказа, т.к. дети не знают каким образом с помощью языковых средств соединять смысловые части своих высказываний. Поэтому задачей является:

  • обучение детей целостным рассуждениям, когда есть тезис, доказательство и вывод;

  • формирование умений вычленять существительные признаки предметов для доказательств выдвинутых тезисов;

  • использовать различные языковые средства для связи смысловых частей (потому что, т.к. поэтому, значит, следовательно);

  • употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых;

  • включать элементы рассуждения в другие типы высказываний (контаминация).

Для того чтобы сформировать умения рассуждать необходимы следующие условия:

  1. Организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.

  2. Создание специальных ситуаций в ходе общения, требующих разрешения определенных проблем когда объяснительная речь с доказательностью (использовать труд в природе, обследование предметов, задание собрать по схеме, классификация картинок, объяснение правил различных игр).

На занятиях необходимо вести обучение, для этого использовать следующие методы обучения монологу-рассуждению:

1.Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядность:

-складывание разрезных картинок и объяснение своих действий;

- выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности (воспитатель дает образец доказательства и показывает способы связи смысловых частей рассуждения);

- определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогических ситуаций (игра «Небылицы в картинках») при этом использовать слова во-первых, во-вторых. Дети должны рассуждать бывает так или нет, почему не бывает?

-выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке (использовать слова потому что, так как, если - то, во-первых, во-вторых);

-  классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнее»;

- отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».

Цель задания: выделить все признаки, объединить их в доказательстве.

2.Задания на вербальной основе (т.е. без наглядности):

-  беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов;

-речевые логические задачи «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима, Пришел веселый праздник Новый год Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?

Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определить цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;

-объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок;

-составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (Например, «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?»)

-В процессе обучения используются следующие приемы: образец построения рассуждения; план (отражающий структуру); модель; подсказ способов связи фраз и смысловых частей; система ТРИЗ(теория решения изобретательских задач). Такие ее элементы, как системность (часть – целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие их логического мышления и творческих способностей. Положительное влияние на развитие речи-рассуждения оказывает применение алгоритмов и моделей разрешения противоречий.


Учитель-логопед МБДОУ «Ромашка» г. Урень

Пуртова Алёна Алексеевна