обучения детей СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА спортивным способам плавания
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕХНИКЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ
1.1.Физиологические и психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста
Как отмечают многие авторы, в среднем школьном возрасте у детей наступает переход от детства к взрослению. Основной фактор развития личности в этом возрасте – социальная активность ребенка, проявляющаяся при активном умственном и физическом развитии, то есть, тогда, когда в организме ребенка происходят серьезные изменения.
Многие исследователи указывают на то, что в среднем школьном возрасте начинается переход от детства к взрослению. По данным специальной литературы, в этом возрастном периоде происходит переход от детства к взрослости, на фоне умственного и физического развития проявляется социальная активность детей. Кроме того, наблюдаются значимые изменения в организме детей.
Исследования многих физиологов подтверждают взаимосвязь у детей в возрасте 9-12-ти лет функциональной и эндокринной систем и повышенную чувствительность к патогенным воздействиям. Именно поэтому у детей часто проявляются необоснованные отклонения в поведении, сочетающие в поведении ребенка то раздражение, то вялость и апатию.
В работах отечественных ученых подчеркивается необходимость занятий физическими упражнениями и отмечается, что это оказывает положительное влияние не только на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, но, что не менее важно – улучшает деятельность центральной нервной системы [14].
Регулярные занятия двигательной деятельностью способствуют не только регуляции силы и подвижности нервных процессов, но и способствуют повышению как физической, так и умственной работоспособности школьников.
Следовательно, у регулярно занимающихся двигательной деятельностью школьников имеется явное преимущество в развитии всех органов и систем организма [39].
В среднем школьном возрасте у детей наблюдается значительное повышение устойчивости внимания. Дети среднего школьного возраста обладают расширенным кругозором и способны более качественно реализовать свои интеллектуальные способности.
В возрасте 9-12 лет дети могут не только реально оценивать эти способности, но и подбирать соответствующую сферу деятельности, позволяющую реализовать потребность в тех или иных знаниях.
Все это следует учитывать при построении тренировочного процесса школьников.
1.2. Возможности использования средств и методов начального обучения плаванию
В качестве модели обучения тем или иным двигательным действиям многие авторы отмечают обучение навыкам плавания, так как здесь изначально отсутствуют навыки передвижения в воде [16, 25, 43, 54, 57].
При обучении детей плавательным действиям на начальном этапе у детей должны накопиться умения и навыки, которые составляют основу техники плавания.
В настоящее время при начальном обучении детей плаванию применяются средства в виде:
- общеразвивающих и специальных физических упражнений;
- подготовительных упражнений;
- простых прыжков в воду;
- игр и развлечений на воде;
- упражнений для изучения техники плавания.
Каждая из этих групп упражнений в процессе обучения способствует решению определенных задач.
Общеразвивающие упражнения, которые выполняются на суше, перед входом детей в воду, способствуют:
- общему физическому развитию ребёнка:
- развитию физических способностей, которые необходимы для качественного обучению плаванию: координации, силы, выносливости, гибкости и подвижности в суставах;
- совершенствованию функциональных возможностей детей и более быстрому освоению техники спортивных способов плавания.
На начальном обучении педагогами для развития и совершенствования координационных способностей детей применяются контрастные упражнения с чередованием темпа выполнения движения (медлено-быстро) и изменением амплитуды (малая-большая).
На этом этапе многие проблемы, возникающие при обучении детей плаванию, помогают решить подготовительные упражнения: водобоязнь, ориентировка в пространстве, дыхание, неустойчивое положение тела, создание опоры в подвижной среде [58, 61].
Подготовительные упражнения в плавании классифицируются на группы [17, 26, 45, 51], каждая из которых имеет различные по содержанию смысловые задачи. Анализ изученной нами литературы позволил выделить три группы упражнений, которые способствуют развитию необходимых для обучения плаванию физических способностей:
1) освоение с водой;
2) изучение облегчённых способов плавания:
3) изучение техники спортивных способов плавания.
С помощью подготовительных упражнений дети, постепенно осваиваясь с водой, учатся принимать горизонтальное положение, обучаются простейшим движениям: погружениям, лежанию на воде, дыхательным упражнениям, прыжкам в воду.
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать горизонтальное положение в воде, выполнять простейшие движения: элементарные передвижения в воде.
Элементарные передвижения в воде служат началом адаптации к водной среде и выступают как форма взаимоотношений с водной средой [44]. В процессе обучения плаванию ребёнку дается понятие об элементарных свойствах воды,
Упражнения на погружение позволяют продолжить решение задач адаптации в водной среде. Смысл упражнений на всплывание и лежания – испытать действие выталкивающей силы («медуза», «звезда», «поплавок»).
Рядом авторов отмечается различие паттерна дыхания в воде и на суше [39, 40]. Основной проблемой является согласования дыхания с движениями. Поэтому так необходимо уже на этапе ознакомления с водой, формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип).
При выполнении заданных упражнений на дыхание, тренеры практики акцентируют внимание детей на обучение выдоха в воду и задержки дыхания в воде, причем необходимо постепенно формировать у ребенка «дыхательный опыт» [36, 54].
По мнению многих специалистов [13, 16], ускорению процесса освоения с водой способствует обучение учебным прыжкам, которые позволяют поднять эмоциональный настрой обучающихся.
Разучивать прыжки можно уже на первых занятиях, а вот к спадам головой вниз – после освоения навыков скольжения. Тренеры рекомендуют, чтобы прыжки и спады сочетались с элементами техники плавания – скольжением.
Практический опыт ряда тренеров [16, 33] показывает, что в начальном обучении детей плаванию нужно смелее и шире использовать, во всём многообразии варианты скольжения.
Выполнение такого вида упражнений позволяет выработке устойчивого положения тела ребенка в воде, уметь сохранять равновесие, обтекаемое положение, правильно дышать. Именно с этой целью ребенку предлагается выполнять серию разнообразных скольжений по воде.
Смысл этих упражнений заключается в том, чтобы выработать устойчивое положение тела в воде, «почувствовать своё тело
В своих работах И.Ю. Кистяковский [28] утверждает, что если удастся познакомить группу со скольжением на первом занятии, то отпадёт необходимость в выполнении целого комплекса подводящих упражнений, которые в основном носят статический характер.
Эффективность опорных упражнений в своих методиках описали В.С. Васильев, А.И.Погребной, А.В.Аришин, Н.П.Скрынникова [11, 51]. Известно, что качество гребка во многом определяется динамическим взаимодействием движителя со встречными потоками воды. Наибольшую силу тяги создают движения ногами и руками. В движениях руками, в свою очередь, две трети величины создаваемой при этом силы тяги приходится на поверхность кисти, которая является основным движителем [48]. Её положение в потоке должно быть строго ориентировано, при этом возникают совершенно особые ощущения («чувство воды», «чувство опоры»).
Сориентировать кисть вовремя в оптимальное положение по отношению к встречному потоку – сложнейший двигательный навык, которым пловец обязательно должен овладеть.
Подготовительные упражнения для изучения облегчённых способов плавания создают необходимый двигательный фундамент для эффективного изучения техники спортивных способов плавания и включают в себя простейшие гребковые движения для изучения элементов техники, плавание облегчёнными способами, т.е. в полной координации [13].
Упражнения для изучения спортивных способов плавания включают:
- упражнения на суше;
- имитационные упражнения;
- упражнения в воде.
Н.Ж. Булгакова, С.М. Вайцеховский [5, 6, 8, 9] и ряд специалистов утверждают, что специально подобранные упражнения, координационная структура которых близка к основному движению, способствуют положительному переносу навыка.
Специфика водной среды вызывает у занимающихся возникновение, характерных для плавания, условных рефлексов вестибулярно-двигательного и терморегуляторного анализатора. В связи с этим на суше предлагается применять:
- имитационные упражнения с большой амплитудой движения, характерной для плавания [22];
- специальные гимнастические упражнения для развития силы и гибкости [40];
- упражнения на растягивание и подвижность в суставах [23], особенно в голеностопных и плечевых;
- упражнения на гимнастической стенке;
- упражнения с резиновыми амортизаторами, наивными мячами и.т.д.
Методическую ценность имеют упражнения, выполняемые на суше в положении лёжа и стоя в наклоне вперёд, т.к. они знакомят с формой и направлением плавательных движений, помогают объяснить основные команды, исходные положения, ориентиры, которые, которые будут применяться в воде во время занятий в воде. При обучении детей плаванию это даёт возможность повысить плотность занятий и сделать плавательные движения более доступными [44].
Многолетней практикой подготовки пловцов и научными исследованиями доказана необходимость выполнения специальных упражнений имитационного характера [1, 17, 48], которые по своей форме и характеру напоминают движения пловца. К ним относятся:
- упражнения для ознакомления с движениями ногами в спортивных способах плавания;
- упражнения для ознакомления с движениями руками в спортивных способах плавания;
- упражнения для согласований движений;
- упражнения для стартового прыжка и поворотов при плавании на груди и на спине.
При обучении плаванию важно учитывать структурное соответствие упражнений, изучаемых на суше и в воде, с движениями, выполняемыми при полной координации в естественных условиях плавания. При сравнении координационных движений в обычном плавании с выполнением имитационных плавательных движений, совершаемых на суше, отмечаются значительные различия в электрической активности исследуемых мышц [36].
Имитационные упражнения на суше значительно ускоряют процесс обучения плаванию, помогают развивать силу мышц, выполняющих основную работу при плавании, но многократное их применение не рекомендуется, так как не создают те ощущения, которые испытывает ребёнок в воде: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде [15].
Подготовительные упражнения в воде помогают детям освоить все элементы спортивных способов и сами способы в целом [19, 26, 43,53].
Различают следующие группы упражнений:
- для изучения движений ногами, дыхания, согласования движений ногами с дыханием;
- для изучения движений руками, дыхания, согласования движений руками с дыханием;
- для изучения способа в целом.
Специальные упражнения применяются для совершенствования в технике спортивных способов плавания путём устранения ошибок и освоения наилучших вариантов техники, соответствующих индивидуальным особенностям занимающихся.
В младшем школьном возрасте одним из важных средств при обучении детей плаванию являются подвижные игры в воде: простейшие, командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные [5, 35, 53]. Игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания.
Простейшие игры включают в себя элемент соревнования и пробуждают у детей стремление лучше выполнить задание, делают занятия более эмоциональными, повышают интерес к плаванию.
Игры с сюжетом – основной учебный материал на уроках по плаванию с детьми среднего школьного возраста, и включаются, обычно тренером, после того, как дети освоятся с водой [48].
При обучении детей среднего школьного возраста плаванию используются общепедагогические и специфические методы обучения.
Общепедагогические методы представлены словесными методами и методами наглядного воздействия. Специфические – практические методы (метод упражнения) [17, 25, 43, 51].
Оптимальное сочетание методов с методическими принципами обеспечивает успешную реализацию комплекса задач при обучении плаванию [38].
Проведя анализ методической литературы, мы выдели следующие словесные методы с детьми в обучении плаванию:
- Дидактический рассказ (изложение учебного материала в повествовательной форме, обеспечивающее общее представление об отдельном элементе техники плавания или способе в целом).
- Описание. Применяется при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда ребёнок может использовать свои знания и двигательный опыт. При описании тренер говорит, что надо делать, но не указывает, почему надо так делать.
- Объяснение. Для детей среднего школьного возраста объяснение отличается образностью, ярким сравнением и конкретностью. Для краткости объяснения, преподавателем используется спортивная терминология. В этом случае объясняется, что и как дети должны делать при выполнении упражнения.
- Беседа (обмен информацией между тренером и ребёнком).
- Разбор. Используется тренером с занимающимися после двигательного задания или после соревнований.
- Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. При работе с группой комментария и замечания могут относиться ко всем занимающимся или к одному ребёнку.
- Распоряжения, команды, указания. В младшем школьном возрасте наиболее понятны и интересны сочетания команд, указаний и распоряжений голосом, жестами, условными сигналами. В условиях работы в бассейне, при повышенном шуме, возникающем при выполнении упражнений и плавания, в результате плеска воды и брызг, жесты могут определять направление, его изменение во время движения, способы передвижения и положения рук, темп выполнения упражнения, а также имеют чисто техническое значение.
По мнению Т.А. Протченко [55], по настоящему образным объяснение может быть лишь в том случае, если оно опирается на предшествующий опыт обучаемого. При работе с детьми мастерство тренера заключается в том, чтобы найти сходные черты между заданием и их двигательным опытом.
- Подсчёт. На начальном этапе применяется педагогом для освоения ритма движения, выполнения его в заданном темпе, а также мобилизации внимания занимающихся на главном звене изучаемого упражнения. Подсчёт осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями. Мобилизация внимания на ключевой детали упражнения выделяется интонацией.
Наглядность в плавании связана с ощущениями и восприятиями тех или иных реалий с помощью различных анализаторов (зрения, слуха, мышечно-связочного и вестибулярного аппарата).
Метод наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий, в его основе лежит закон о единстве чувственной и логической ступеней познания, основанного на тесном взаимодействии первой (чувства) и второй (слово) сигнальных систем.
На начальном этапе обучения в формировании двигательного образа ведущая роль отводится зрительному восприятию, в последующем эта функция переходит к двигательному анализатору.
При обучении школьников плаванию, тренерами используются [16, 31, 57]:
- Метод непосредственной наглядности. Показ упражнения преподавателем или, по его заданию, одним из занимающихся. Показ всегда сочетается с использованием слова. Это позволяет ребёнку исключить слепое механическое подражание. Реже, но всё-таки используется преподавателем, показ ошибок. При показе тренер должен обеспечивать удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений, повторность показа в разном темпе и в разных плоскостях, показ упражнения в целом и по частям.
- Методы опосредованной наглядности (использование наглядных пособий, рисунков, схем, учебных видеофильмов и.т.д.). При обучении плаванию тренер, с помощью опосредованной наглядности, формирует у детей образ техники плавательных элементов и способа в целом.
- Методы направленного прочувствования двигательного действия (направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела). К ним относятся:
а) направляющая помощь тренера при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем рук ребёнка при обучении фазы захвата в способе брасс или фазы отталкивания в способе кроль, извлечение кисти из воды и т.д.;
б) выполнение упражнений в замедленном действии;
в) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия.
При обучении детей плаванию используются дополнительные ориентиры. При освоении с водой это простейшие ориентиры, определяющие направление движения в воде, ограничивающие преодолеваемые расстояния (разметка на дне бассейна, дорожка бортик, лестница и др.). При изучении и совершенствовании техники плавания, амплитуды движения и др. применяются ориентирование движений руками и ногами по отношению к телу пловца.
Специфические методы включают в себя: методы строго регламентируемого упражнения, игровой метод и соревновательный метод.
В практике плавания тренерами и инструкторами при начальном обучении детей используется метод упражнения. С помощью данного метода задаётся необходимая нагрузка, а также осуществляется необходимый отдых.
Метод упражнения даёт возможности естественного освоения движений, применение целостного и раздельных методов в отдельности, а также целостно-раздельного обучения [14, 27, 51].
Методы строго регламентированного упражнения подробно раскрыты в работах известных теоретиков Л.П. Матвеева [38] и др.
Для тренеров, работающих с группами начального обучения плаванию, мы выделили следующие возможности при применении данного метода:
1) осуществлять двигательную деятельность детей по твёрдо предписанной программе (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения в связи друг с другом);
2) строго регламентировать нагрузку по объёму и интенсивности, управлять её динамикой в зависимости от психического состояния занимающихся;
3) нормировать интервалы отдыха и строго устанавливать их чередование с нагрузками;
4) создавать или использовать внешние условия, облегчающие управление действиями занимающихся (построение, распределение группы на местах занятий, использование вспомогательных средств и др.);
5) избирательно воспитывать физические качества детей и эффективно осваивать технику спортивных способов плавания.
В начальной подготовке специалистами используется целостно-раздельный метод обучения, возможны варианты и целостного метода обучения, где плавательные движения осваиваются с полной координацией движений, а также с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений.
Одни авторы утверждают, что целостный метод пригоден в основном для освоения простейших упражнений, а также в случае, когда разделение целостного метода приводит к изменению самой сути движения.
Другими специалистами обосновывается эффективность использования целостного метода, тем, что работа, которая проводится в результате деления целостного движения на элементы, а затем их соединения в полную координацию, занимает больше времени, связана с трудностями в конструировании формы движения.
В целостном методе обучения отработка отдельных плавательных элементов идёт за счёт концентрации внимания ребёнка на той части гребка, которая разучивается. Ряд тренеров и специалистов [17, 42, 50] выделяют в целостном методе существенный недостаток, который заключается в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения), влекущие за собой возможное закрепление ошибок в технике, и предлагают на начальном этапе обучения плаванию применять целостно-раздельный метод. Суть его в том, что на основе использования элементарных двигательных навыков плавания, ребёнка сначала обучают элементам техники плавания, и по мере разучивания выделенных элементов, их объединяют в целое движение разучиваемого способа.
Тренеры-практики [22, 34] рекомендуют разучивать элементы в различных вариантах, в сжатые сроки, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельные. Основные положения данного метода сводятся к постепенному усложнению условий выполнения упражнения.
Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, позволяет избежать ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение многообразных элементов техники увеличивает двигательный опыт и развивает моторику ребёнка. Однако первые попытки выполнения двигательных действий детей в условиях необычной водной среды неизбежно сопровождаются теми или иными погрешностями.
Н.А. Бернштейн [2, 3] объясняет возникновение ошибок на этапе обучения особенностями формирования двигательного навыка, которые связаны с появлением лишних движений и чрезмерного мышечного напряжения, нарушения амплитуды, направления и ритмотемповой структуры движения (например, при обучении движений ногами кролем на груди - сгибание ног в коленных суставах, неумение оттягивать носки и.т.д.).
В начале обучения используются упражнения на суше, затем – упражнения в воде с опорой на месте и с опорой в движении и постепенным переходом к выполнению движений без опоры.
Разучивание по частям психологически оправдано на начальном этапе обучению плаванию [27, 57], так как успешное выполнение задания увеличивает уверенность новичка в своих силах и повышает доверие к тренеру, что особенно важно на первых шагах обучения.
Игровой метод применяется тренерами на любом материале, любых физических упражнениях. Двигательная деятельность детей организуется на основе содержания, условий и правил игры. Наличие в игре элементов соперничества требует от детей значительных усилий, что делает её эффективным методом физического воспитания, способствует формированию у ребёнка самостоятельности, инициативы, целеустремлённости. Делает занятия разнообразными и эмоциональными.
Соревновательный метод используется тренерами в качестве средства повышения уровня подготовленности детей, как элемент организации урока. Главное условие соревновательного метода – это подготовленность юных пловцов к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Тренеру это помогает выявить и оценить качество овладения двигательными навыками, стимулировать у детей максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития, содействовать воспитанию волевых качеств.
1.3. Проблемы обучения детей среднего школьного возраста технике спортивных способов плавания в глубоком бассейне
Инструкторами и тренерами по плаванию отмечается, что обучение детей плаванию в условиях глубокого бассейна является довольно сложным процессом, так как они считаются не только малопригодными, но и опасными для детей, не умеющих плавать.
Во многих научных работах [44, 56, 60] отмечается, что основной проблемой обучения плаванию в глубокой воде является то, что безопорное положение детей в воде вызывает у них чувство страха.
Искусственная поддержка детей в воде с помощью кругов, поясов, подушек и т.д. тоже представляет опасность выскользнуть из них в воде.
Отмечается, что основным недостатком поддерживающих средств в плавании является тот факт, что они не столько помогают, сколько препятствуют обучению. В бассейне ребенок надеется на помощь и поддержку на воде, что не позволяет учиться плавать самостоятельно. Кроме того, эти средства не всегда позволяют ребенку принять правильное положение в воде и усваивать технику плавательных движений [54].
Ранее некоторыми авторами были разработаны методики обучения плаванию в условиях глубокого бассейна.
Г.А. Паравян [43] в которой предложил использовать подводную скамейку, которая опускалась на глубину 1,5 м разработал методику, подвешиваясь к пенному корытцу. Обучение предлагалось разделить на три этапа.
Первый этап предполагал ознакомить ребенка с водной средой и дать понятие о технике дыхания. На втором этапе детей учили удерживать тело с помощью соответствующих движений рук и ног в вертикальном положении в воде или подключать к работе специальную доску. И только на третьем этапе шло непосредственное обучение плаванию.
Таким образом, при обучении плаванию в глубоком бассейне ребенок постепенно переходил от твердой опоры к неустойчивой, а затем только - к безопорной.
Автор предлагал начинать обучение с кроля на груди.
Особенность данной методики обучения заключается в постепенном переходе от твёрдой опоры к неустойчивой, а затем к безопорной. Обучение начинается со способа кроль на груди.
Некоторые авторы предлагают постепенный переход от твёрдой опоры к смешанной, затем только к неустойчивой, подвижной, стабильной и, затем, к безопорной (со скольжением). В качестве неустойчивой опоры они рекомендуют применять «плавательную лесенку». Процесс обучения состоит из 4 ступеней, каждая из которых содержит определённые виды опоры, свои задачи, виды упражнений.
На I ступени используется только твёрдая опора, обучаемые держатся за сливной желобок руками. Происходит освоение с водой, изучается техника дыхания.
На II ступени ставится задача закрепления навыков окунания и дыхания. Обучаемыми используется твёрдая опора одной рукой и неустойчивая (подвижная) опора другой рукой. На данном этапе происходит постепенная подготовка к скольжению на груди и на спине.
III ступень заключается в дальнейшем закреплении навыков погружения и дыхания. Используется только неустойчивая подвижная опора. Задача – почувствовать поддерживающую силу воды. В упражнения включаются дополнительные движения ногами кролем и брассом.
На IV этапе завершается освоение первоначальных умений и навыков, происходит переход к свободному плаванию и освоение четырёх способов плавания.
В.Н. Гольцов [18] предлагает использовать резиновый надувной круг, который укрепляется на спине или на животе (на уровне поясницы). Тренер для подстраховки использует шест в виде крюка. На первом уроке детям предлагают «ходить» по воде, используются элементарные произвольные движения руками и ногами. В комплексе решаются две задачи: научить ребёнка ложиться на грудь и спину, научить непрерывно дышать в воду возле бортика. По мнению авторов, для тренера важно не упустить момент, когда ученик психологически готов снять круг.
В.Ю. Давыдов [21] в своей методике обучения плаванию в условиях открытого бассейна использует надувные круги, заключённые в матерчатые мешки и снабжённые двумя завязками, с помощью которых мешки крепятся на талии ребёнка.
По утверждению автора, «мешок» оставляет руки свободными, обучаемые не видят «мешок», и в процессе занятий нередко забывают о нём.
Суть данного вспомогательного заключается в том, что фиксация «мешка» на поясе ребенка позволяет «завалить» его на живот и поднять таз, приняв при этом оптимальное для скольжения на груди положении.
При опросе 26 тренеров по плаванию выявлен ряд проблем обучения плаванию на глубокой воде:
- недостаточность методик для обучения детей плаванию на глубокой воде;
- недостаточность применения в работе тренера теоретических знаний о возрастных особенностях детей;
- практическое отсутствие у детей мотивации к обучению технике способов плавания и их недостаточная психофизическая подготовленность детей.
Заключение
Таким образом, в ходе анализа литературных источников по теме нашего исследования, мы выявили:
1) Для того, чтобы добиться наилучших результатов в обучении плаванию детей среднего школьного возраста, необходима правильная ориентация тренера на физиологические и психолого-педагогические особенности данного возраста и направленное воздействие на эти особенности. Данный процесс характеризуется гетерохронностью формирования отдельных качеств личности ребёнка и его способностей.
2) В начальный период обучения плаванию детей 10-12 лет тренеру следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательного процесса, которые у них наиболее развиты.
3) В среднем школьном возрасте нужно создавать надёжные основы технической и физической подготовки, требующей гибкости, координированности, небольшой мышечной силы, развития подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Техника, выработанная на начальных этапах подготовки, с трудом поддаётся изменениям (Н.Ж. Булгакова и др.).
На данный момент опубликовано достаточно большое число работ, характеризующих средства и методы обучения плаванию.
Анализ современных средств и методов начального обучения выявил большое разнообразие, а в некоторых моментах и разногласия во мнениях многих авторов. Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств и методов, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей среднего школьного возраста не освоивших навык плавания.
При анализе литературных данных, нами получен достаточный объём информации по вопросам начального обучения плаванию, использованию средств и методов в условиях неглубокого бассейна. В тоже время в специальной литературе совсем мало экспериментальных методик, рекомендаций, касающихся обучения плаванию детей среднего школьного возраста в условиях глубокого бассейна.
Рассмотренные нами методики обучения в глубокой воде в основном отличаются от методик в неглубоких, учебных бассейнах применением поддерживающих средств, предупреждающих чувство страха, а также подстраховки обучаемых. Последовательность изучения спортивных способов плавания, в целом, не влияет на результат обучения.
Общеизвестно, что ребёнок будет заниматься любым видом деятельности, даже монотонным, если этим занятиям придать эмоциональную привлекательность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдиенко В.Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании: учебено-методическое пособие / В. Б. Авдиенко, Т.М. Воеводина, В.Ю. Давыдов, В.А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.
Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 349 с.
Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии /Н.А. Бернштейн.. – М.: ФиС, 1991. – 288 с.
Булах, И.М. Научите меня плавать / И.М. Булах. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 150 c.
Булгакова Н.Ж. Плавание под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. - М. : ФиС, 2001- 216 с.
Булгакова, Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 990 c.
Булгакова, Н. Ж. Обучение плаванию в школе / Н. Ж. Булгакова. - М.: Просвещение. -2004. -191с.
Вайцеховский, С. М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2004. -311 с.
Вайцеховский, С. М. Физическая подготовка пловца. Изд. 2-е, перераб. и доп. / С. М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2006. -140 с.
Вангулов, А. Всерьез о курьезах большого спорта / А.Вангулов. - М.: Советский спорт, 2013. - 136 c.
Васильев, В.С. Обучение детей плаванию /В.С. Васильев. – М.: ФиС, 2001. – 96 с.
Васильев, В.С. Подготовительные упражнения для обучения спортивным способам плавания / В.С. Васильев, О.Ю. Савельев: М.: Физкультура в школе, 1988. - №6. – С. 43-45.
Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев, Б. Н. Никитский. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -240 с.
Волков, Л.С. Возрастные особенности детей и подростков /Л.С. Волков. – Киев: Здоровье, 1981. – 128 с.
Волков, Л.С. Спортивные способности детей / Л.С. Волков: Учебное пособие. – Смоленск, 1981. – 128 с.
Воронцов, А.Р. и др. Методика многолетней подготовки юных пловцов /А.Р. Воронцов. М., 1989
Вржесневский, И. В. Плавание: Учебник для средних физкультурных учебных заведений. Изд. 2-е, перераб. и доп. / И. В. Вржесневский - М.: Физкультура и спорт,2005. - 301 с.
Гольцов, В.Н., Трубицина Л.В. Методика начального обучения детей плаванию в условиях глубокого бассейна /В.Н. Гольцов, Л.В. Трубицина: Плавание: Ежегодник. – 1984. – С. 50-51
Гончар, И. Л. Методика преподавания плавания : технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. - Одесса : Друк, 2006. -224 с.
Гордон, С. М. Техника спортивного плавания / С. М. Гордон. - М.: Физкультура и спорт, 2008. -200 с.
Давыдов, В.Ю., Манкевич А.В. Особенности методики начального обучения плаванию детей 7-9 лет в условиях глубокого открытого бассейна /В.Ю. Давыдов, А.В. Манкевич. – Волгоград: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - №3. – С. 40-43.
Дементьев В.В. Методика комплексного обучения плаванию школьников 15-17 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3. – С. 67-70.
Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 498 c.
Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. - М.: Феникс, 2001. - 320 c.
Карпенко, Е.Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание. Игровой метод обучения /Е.Н. Карпенко, Т.П. Коротнова, Е.Н. Кошкодан. – М.: Терра-Спорт, 2009. – 48 с.
Каунсилмен, Д .Е. Наука о плавании / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2002.- 431 с.
Каунсилмен, Д. Е. Спортивное плавание / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 2004 . -208 с.
Кистяковский, И.Ю. Рекомендации по методике обучения плаванию /И.Ю. Кистяковский: Плавание. – 1976. - №1. – С. 18-20, 46-52.
Козлов, А. В. Спортивная тренировка юных пловцов / А. В. Козлов: монография. - СПб., 2011, 126 с.
Коновалов, Е. Человек в воде / Е. Коновалов. - М.: Западно-Сибирское книжное издательство, 1979. - 144 c.
Коршунова А.В. Экспериментальная проверка программы обучения детей плаванию на основе базовой подготовки /А.В.Коршунова. Учёные записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2010. - №3 (61). – С. 70-75.
Кошанов, А.И. Учимся плавать играя /А.И. Кошанов: Спорт в школе. – 2007. - №21. – С. 30-33.
Кошанов А.И. Начальное обучение плаванию /А.И. Кошанов. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
Кравцов, А. Методика срочного контроля и коррекции техники плавания в соревновательных и тренировочных упражнениях / А. Кравцов. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 636 c.
Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Т. Лафлин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 803 c.
Лафлин, Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому / Терри Лафлин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2004. - 232 c.
Макаренко, Л. П. Подготовка юных пловцов / Л. П. Макаренко. - М.: Физкультура и спорт, 2004. -128с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991
Методика использования индивидуальных дыхательных тренажеров комплексного воздействия в подготовке высококвалифицированных пловцов. - М.: Дивизион, 2011. - 168 c.
Научное обеспечение подготовки пловцов: Педагогические и медико-биологические исследования /под ред. Т. М. Абсалямова, Т. С. Тимаковой. - М.: Физкультура и спорт, 2003, -191 с.
Никитский, Б. Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. воспитания пед. институтов по спец. 1№ 2114 «Физическое воспитание» /Б.Н. Никитский. - М.: Просвешение,2007.- 303 с.
Оноприенко, Б. И. Биомеханика плавания / Б. И. Оноприенко. - Киев: Здоровья,2002.- 192 с.
Паравян, Г.А. Обучение плаванию детей 7-10 летнего возраста в глубоких бассейнах /Г.А. Паравян: Плавание. – 1976. - №2. – С. 43-45.
Парфенов, В. А. Тренировка квалифицированных пловцов /А.В. Парфенов. -М.: Физкультура и спорт, 2006. - 166 с.
Петриченко, А.В. Эффективность применения нетрадиционных упражнений в процессе обучения плаванию. / А.В.Петриченко / Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы VIII научной конференции молодых учёных Дальнего Востока. – Хабаровск, 2005. – С. 133-135.
Плавание / Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - 496 с.
Плавание. Библия тренера. - М.: Эксмо, 2014. - 416 c.
Плавание. Книга-тренер. - М.: Эксмо, 2012. - 173 c.
Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей. - М.: Попурри, 2013. - 274 c.
Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 496 с.
Погребной А.И. Совершенствование техники гребковых движений юных пловцов на этапе начальной подготовки. / А.И.Погребной, А.В.Аришин, Н.П.Скрынникова // Теория и практика физ. культуры. – 2009. - №7. – С. 44-47.
Погребной А.И. Научно-методические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Краснодар, 1997. – 37 с.
Погребной, А.И. О некоторых принципах обучения плаванию /А.И. Погребной // Теория и практика физ. культуры. – 1999. - №3. – С. 59-63.
Пол, Н. Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов / Ньюсом П. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 323 c.
Протченко, Т. А. Техника плавания способом кроль на спине. Плакат / Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 349 c.
Скрипалев, В.С. Плавать раньше, чем ходить / В.С. Скрипалев. - М.: АСТ, 2006. - 794 c.
Столмакова, Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста / Т.В. Столмакова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 191 c.
Сысоев, И. Триатлон. Олимпийская дистанция / И. Сысоев. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 723 c.
Таормина, Шейла. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов / Шейла Таормина. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 489 c.
Филин, В.П. Методы исследований в спорте. – Харьков: Основа, 1992. – 149 с.
Чертов, Николай Плавание / Николай Чертов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 536 c.