СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение анализу, сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье  говорится о методах обучения анализу, сравнению объектов в окружающем на мире в процессе  проведения  экскурсий.

Просмотр содержимого документа
««Обучение анализу, сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира».»

«Обучение анализу, сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках окружающего мира».

Экскурсия – непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искусственно созданной обстановке.

Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизни человека, что создаёт благо-приятные условия для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствует проведение экскурсий.

В течение многих лет в учебных программах начальных классов значительное место в изучении природоведческого и краеведческого материала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы и явления рассматриваются в естественных условиях.

Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы.

Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденным на предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсиях представления, результаты наблюдений и собранные материалы используют на последующих уроках.

Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию на- выков самостоятельного изучения окружающей действительности.

В 1 классе дети не изучают окружающий мир, а знакомятся с отдельными элемента-ми и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтения статей из книги для чтения за 1 класс. Для знакомства с сезонными изменениям в природе наряду с наблюде- ниями программой для 1 класса предусмотрено проведение экскурсий.

Первую экскурсию в природу учитель проводит с целью показа детям, что происходит в природе ранней осенью. Прежде, чем повести детей на экскурсию учитель должен изучить место экскурсии, выбрать именно ту часть леса или парка, где растут лиственные и хвойные растения, наметить наиболее короткий и удобный путь от школы, места для бесед и отдыха. На экскурсиях учитель должен проводить работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию материалистического мирово-зрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать в природе.

Экскурсии бывают:

- учебные (программные)

-вне учебные (не программные).

Учебные экскурсии можно проводить до изучения темы, напри- мер, для ознакомления с ландшафтом своей местности, или после изучения темы (обобщающие экскурсии), например, после изучения каждого времени года. Каждую экскурсию учитель тщательно готовит. Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведения экскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; продумать характер самостоятельных наблюдений учащимися; выяснить, что ребята могут собрать для коллекции (без ущерба для природы); наметить основные вопросы для итоговой беседы

Должны быть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель знакомит детей с задачами и целью экскурсии; на уроке, предшествующем экскурсии, ставятся перед учащимися вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала. Успех экскурсии во многом зависит от её организации. С этой целью класс можно разделить на небольшие группы и назначить в каждой группе старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо рассмотреть, узнать в природе. Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру, методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут. Вот как можно провести зимнюю экскурсию.

Содержание экскурсии.

Определение признаков зимы, свойства снега и льда, характерные признаки лиственных и хвойных деревьев; наблюдение за жизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по охране окружающей среды.

Методы и виды работ.

Беседы, рассказ учителя, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений.

Дорога, пруд, озеро, лес; зимующие птицы (вороны, галки, воробьи, синицы, дятлы, снегири); деревья (берёза, липа, сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старом пне; следы на снегу.

Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев и кустарников, сухие стебли трав, выкапывают из-под снега одно зелёное растение. Если в парке дети найдут шишки, расклёванные птицами, разгрызенные белкой, или какие-нибудь другие следы жизни парка, то их тоже надо принести в класс. Хорошо если удастся сделать несколько фотоснимков.

Желательно увидеть деятельность человека по охране природы: подкормку птиц, искусственные гнёзда, кормовые столики для птиц и других животных. Испытать возможность и самим принять непосредственное участие в этой работе.

В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам:

-Как выглядят зимой лиственные и хвойные деревья, кустарники?

-Какое значение для жизни растений имеет снег?

-Каких животных можно наблюдать зимой в лесу, по дороге в лес, на пруду или озере?

-Чем питаются зимующие птицы?

В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку. Собранные материалы можно использовать на предметных уроках окружающего мира, а также на уроках чтения, изобразительного искусства и трудового обучения.

Подобные экскурсии имеют не только образовательные задачи: освоение детьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этом в растительном и животном мире, но и воспитательные. Надо уже с 1 класса воспитывать в детях любовь

к природе, помогать им видеть в окружающей их природе прекрасное, открывать для них мир больших чувств и мыслей, делать ребят защитниками, друзьями природы. Знакомство с растительным и животным миром лучше всего организовать при проведении комплексных экскурсий. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся могли бы сами открывать те связи и взаимозависимости, которые существуют между животными и растениями. Так, на экскурсии к водоёму можно показать эту связь на примере лягушки, которая питается в основном насекомыми. Уничтожение лягушек ведёт к тому, что комары и мошки размножаются в районе водоёма в огромном количестве. Собранный материал оформляется соответствующим образом и используется на различных уроках.

Знакомство с природой в начальных классах вызывает у школьников радость, видя и понимая своё единство с природой, они переживают заботу и тревогу о сохранении и умножении природных богатств. В.А.Сухомлинский говорил, что во время экскурсий, при каждом соприкосновении детей с природой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной, что природа – это наш дом, природа - частица нас самих, а равнодушие к природе – это безразличие к собственной судьбе. Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, его мастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо, чтобы увиденное отразилось на эстетическом воспитании детей, вызвало у них живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако детям надо помочь находить эти поэтические краски. С этой целью можно использовать чтение отрывков из художественных произведений, в которых имеются поэтические описания природы. Если дети устали на экскурсии или учитель чувствует, что необходимо повысить интерес к какому-либо объекту, можно использовать для этого занимательные вопросы и загадки.

Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».