Обучение чтению в начальной
школе
Обучение чтению учащихся 2 – 4 классов - важный этап изучения
английского языка в школе. Но оно не может быть целью каждого урока, а изучается наравне с другими аспектами языка. Обучение чтению про-водится с использованием метода «глобального чтения», oснованного
на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.
После тщательного анализа курса учебников Spotlight 2 я условно подразделила процесс обучения чтению на три основных этапа : чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое приме-нение полученных навыков чтения. Для успешного овладения учении-ками навыками чтения с использованием методики глобального чтения я пользуюсь тематическими плакатами к учебнику, карточками со зву-ками и транскрипционными знаками, флэш картами с изображением изучаемого лексического материала и набором карточек для каждого
ученика, а также набором слов, которые отпечатаны крупным шриф -том по каждой теме учебника.
На первом этапе мною ставится задача обучения чтению алфавита,
причем особое внимание я уделяю чтению согласных букв и их буквосо-четаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирова-
ние зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Млад-шему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Для этого в учебнике имеются специальные chants и видеоматериалы. Основной принцип этого этапа – многократное повторение изучаемого материала и предоставление воз-
можности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки. Для этого на уроке опрашивается каждый ученик, а чтобы детям было интересно, задания несколько раз меняются и даются в разной интерпритации. Важно также, чтобы ученики освоили на этом этапе основной метов получения информации: показать пальцем, про-
слушать, прочитать хором или по одному.
Для учащихся младших классов необходимо постоянно поддержи-
вать интерес к изучаемому материалу. Здесь необходимо проводить различные игры с карточками и словами, которые я использую на уроке.
2
На доске написаны согласные буквы , учащиеся читают их хором за
учителем , затем ученики берут карточку со словом, читают ее и рас-полагают на доске рядом с соответствующей буквой. После того как все слова размещены на доске, они еще раз прочитываются хором вместе с учителем. Задание может меняться : на доске размещены слова, а уче-ники читают слово и пишут рядом букву. Если учеников много в группе,
то часть детей берет карточки со словами после их прочтения и выстра-ивается у доски в цепочку в том порядке, как слова даны в учебнике, а оставшиеся ученики читают эти слова.
На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накап-ливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов
Этот этап присутствует практически на всех уроках во 2-м классе
в том или ином виде в начале урока , а в 3 и 4 классах при введении активной лексики модуля. Затем учащиеся закрепляют чтение слов
в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.
Упражнения, которые я использую для обучения чтения слов всем известны. Я остановлюсь на некоторых из них.
Для закрепления чтения слов при введении активной лексики на доске расположены картинки со словами. Ученики читают слово на карточке и размещают его на доске рядом с картинкой. Кроме того я использую раздаточный материал в виде карточек-картонок. Учитель
показывает слово, дети читают его про себя и поднимают соответ-
ствующую картинку. Некоторые слова ученики запоминают легко и
быстро, и они не требуют длительной тренировки чтения. Я выявляю
эти слова и тренирую их чтение более длительное время, особенно
слова с буквосочетаниями согласных .
Слова, обозначающие принадлежность к группе слов, такие как
family, things, animals, actions, weather я отрабатываю с помощью сле-дующих упражнений : на доске расположены два или три слова, обозна-чающие группу слов, дети читают слова и располагают их в соответству-
ющие колонки. Затем слова читаются учениками хором и по одному.
В каждом отдельном модуле применяю и характерные только для данного модуля упражнения. Например, на занятиях с модулем 3 « My animals « на доске располагаются слова animals и actions. Ученики читают карточки со словами и располагают их в соответствующую колонку. Между этими столбцами слов располагается карточка с глаголом can / can't и тренируется чтение предложений типа A frog can jump / A frog can’t fly.
3
Ход каждого урока и выполнение каждого контретного задания подробно описаны в книге для учителя, но предложенные упражнения
способствуют успешному освоению материала, облегчают переход к выполнению письменных заданий.
Как можно заметить УМК Spotlight оставляет широкое поле для проявления творческих способностей учителя. На первый взгляд кажет-
ся, что подготовка к урокам требует больших затрат времени, но если преодолеть имеющиеся стереотипы проведения уроком иностранного языка, то уроки будут интересными не только для учеников, но и для учителя.