СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение филологии в современной информационно-образовательной среде

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-коммуникативные технологии обеспечивают результативное обучение в современной информационно-образовательной среде.Применение ИКТ-технологий формирует у обучающихся информационные, учебно-познавательные, социально-трудовые компетенции; развивает умения и навыки применения компьютера для участия в сетевых олимпиадах и конкурсах по филологии, для поиска, анализа, сбора и преобразования найденной в Интернете информации в презентацию, ответы на вопросы, тестовые задания.Современная информационно-образовательная среда способствует более эффективной  реализации образовательной программы  по  русскому языку и литературе.

Просмотр содержимого документа
«Обучение филологии в современной информационно-образовательной среде»

Т.С.Тимкова

Обучение филологии в современной

информационно-образовательной среде

Современная информационно-образовательная среда способствует более эффективной реализации образовательной программы по русскому языку и литературе.

«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде»1.

Применение ИКТ-технологий формирует у обучающихся информационные, учебно-познавательные, социально-трудовые компетенции; развивает умения и навыки применения компьютера для участия в сетевых олимпиадах и конкурсах по филологии, для поиска, анализа, сбора и преобразования найденной в Интернете информации в презентацию, ответы на вопросы, тестовые задания по русскому языку и литературе.

Информационно-коммуникативные технологии обеспечивают результативное обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательного процесса; проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.

«Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на интегрированных уроках литературы и мировой художественной культуры сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником»2.

Направления использования ИКТ-технологий в организации образовательного процесса:

  1. «самое элементарное применение компьютера учащимися – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков; старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал»3;

  2. поиск образовательной информации в интернет-ресурсах;

  3. «тестовый контроль результатов образовательного процесса и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся; этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации»4;

  4. подготовка дидактических материалов в соответствии с предметной областью;

  5. «из всех направлений использования ИКТ-технологий на уроках наибольшей популярностью среди педагогов пользуются мультимедийные презентации; мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями»5;

  6. самостоятельная поисковая, творческая, исследовательская работа учащихся, включающая создание, поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и представление информации [ Приложение ];

  7. интеграция со смежными дисциплинами (иностранными языками, историей, мировой художественной культурой);

  8. дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса.

«Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации»6.


























Приложение

Построение графиков и диаграмм

1. Исследовательская работа «Принцип интериоризации в рассказе А.П.Чехова ,,Ионыч”».

Таблица

«Соотношение внешней и внутренней речи в разные периоды жизни Старцева»

Часть рассказа/

период жизни

Внешняя, явленная речь

Внутренняя речь

количество реплик

ключевые слова

количество реплик

ключевые мысли

I

3

- Прекрасно! Вы где учились музыке? В консерватории?

2

"Занятно".

II

8

-Я не видел вас целую неделю, Я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите.

3

"У всякого свои странности. Котик тоже странная и - кто знает - может быть, она не шутит - придет".

III

4

- Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!

5

"А приданого они дадут, должно быть, немало".

IV

4

-А помните, как я провожал вас вечером в клуб? Тогда шел дождь, было темно...

3

"А хорошо, что я на ней не женился".

V

4

- Это вы про каких Туркиных? Это про тех, где дочка играет на фортепьянах?

-

-



График

«Отражение в речи Старцева процесса интериоризации»




Исследовательская работа

«Маша Миронова и Маргарита:

синтаксическое построение высказывания

в кульминационный момент»


Маша Миронова

Маргарита

  1. Общение с любимым человеком

условия коммуникации

разговор с Петром Гринёвым

разговор с Мастером

цель коммуникации

отказ венчаться без родительского благословения

сообщение решения уйти от мужа

прямая речь

«Видно, мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью»

«Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью… Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе…»

типы предложений:



по цели высказывания

повествовательные

повествовательные

по интонации

невосклицательные

невосклицательные

по строению

простые предложения, первое осложнено вводным словом

сложноподчинённые предложения, с придаточными изъяснительными; в первом с последовательным подчинением, во втором главное предложение осложнёно однородными сказуемыми

порядок слов в предложении

прямой

прямой

  1. Общение с могущественным повелителем

условия коммуникации

разговор с Екатериной II

разговор с Воландом

цель коммуникации

вернуть Петра Гринёва

вернуть Мастера

прямая речь

«Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия».

«Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребёнка». «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера».

типы предложений:



по цели высказывания

повествовательные

побудительные

по интонации

невосклицательные

невосклицательные

по строению

простые предложения, второе осложнённое однородными дополнениями

сложноподчинённые предложения; первое с придаточным изъяснительным и определительным с последовательным подчинением; второе с придаточным изъяснительным, осложнённым уточняющим обстоятельством времени и обособленным приложением

порядок слов в предложении

прямой

прямой



Диаграмма

Строение предложений в речи главных героинь

«Капитанской дочки» и «Мастера и Маргариты»








График

«Типы предложений по цели высказывания в кульминационный момент в речи Маши и Маргариты»






Исследовательская работа

«Экология языка старшеклассников сельской школы»



Диаграмма

«Литературный, литературно-разговорный и обиходно-бытовой язык как средство общения учащихся 8-11 классов»

График

«Использование разговорного и книжного языка для выражения мыслей»




Исследовательская работа

«Отражение в названиях гидронимов

отношения к ним местных жителей»


Диаграмма

«Знание названий гидронимов жителями села Щучье»





1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.2012г.

2,3,4,5 Мерненко А.П. «Использования ИКТ технологий учителями - филологами».Воронеж.2013г.



3

4

5

6 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012г.

6