Т.С.Тимкова
Обучение филологии в современной
информационно-образовательной среде
Современная информационно-образовательная среда способствует более эффективной реализации образовательной программы по русскому языку и литературе.
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде»1.
Применение ИКТ-технологий формирует у обучающихся информационные, учебно-познавательные, социально-трудовые компетенции; развивает умения и навыки применения компьютера для участия в сетевых олимпиадах и конкурсах по филологии, для поиска, анализа, сбора и преобразования найденной в Интернете информации в презентацию, ответы на вопросы, тестовые задания по русскому языку и литературе.
Информационно-коммуникативные технологии обеспечивают результативное обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать информационно-методическую поддержку образовательного процесса; проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.
«Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на интегрированных уроках литературы и мировой художественной культуры сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником»2.
Направления использования ИКТ-технологий в организации образовательного процесса:
«самое элементарное применение компьютера учащимися – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков; старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал»3;
поиск образовательной информации в интернет-ресурсах;
«тестовый контроль результатов образовательного процесса и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся; этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации»4;
подготовка дидактических материалов в соответствии с предметной областью;
«из всех направлений использования ИКТ-технологий на уроках наибольшей популярностью среди педагогов пользуются мультимедийные презентации; мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями»5;
самостоятельная поисковая, творческая, исследовательская работа учащихся, включающая создание, поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и представление информации [ Приложение ];
интеграция со смежными дисциплинами (иностранными языками, историей, мировой художественной культурой);
дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса.
«Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации»6.
Приложение
Построение графиков и диаграмм
1. Исследовательская работа «Принцип интериоризации в рассказе А.П.Чехова ,,Ионыч”».
Таблица
«Соотношение внешней и внутренней речи в разные периоды жизни Старцева»
Часть рассказа/ период жизни | Внешняя, явленная речь | Внутренняя речь |
количество реплик | ключевые слова | количество реплик | ключевые мысли |
I | 3 | - Прекрасно! Вы где учились музыке? В консерватории? | 2 | "Занятно". |
II | 8 | -Я не видел вас целую неделю, Я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите. | 3 | "У всякого свои странности. Котик тоже странная и - кто знает - может быть, она не шутит - придет". |
III | 4 | - Прошу, умоляю вас, будьте моей женой! | 5 | "А приданого они дадут, должно быть, немало". |
IV | 4 | -А помните, как я провожал вас вечером в клуб? Тогда шел дождь, было темно... | 3 | "А хорошо, что я на ней не женился". |
V | 4 | - Это вы про каких Туркиных? Это про тех, где дочка играет на фортепьянах? | - | - |
График
«Отражение в речи Старцева процесса интериоризации»
![]()
Исследовательская работа
«Маша Миронова и Маргарита:
синтаксическое построение высказывания
в кульминационный момент»
| Маша Миронова | Маргарита |
Общение с любимым человеком |
условия коммуникации | разговор с Петром Гринёвым | разговор с Мастером |
цель коммуникации | отказ венчаться без родительского благословения | сообщение решения уйти от мужа |
прямая речь | «Видно, мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью» | «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью… Я объяснюсь с ним завтра утром, скажу, что я люблю другого, и навсегда вернусь к тебе…» |
типы предложений: | | |
по цели высказывания | повествовательные | повествовательные |
по интонации | невосклицательные | невосклицательные |
по строению | простые предложения, первое осложнено вводным словом | сложноподчинённые предложения, с придаточными изъяснительными; в первом с последовательным подчинением, во втором главное предложение осложнёно однородными сказуемыми |
порядок слов в предложении | прямой | прямой |
Общение с могущественным повелителем |
условия коммуникации | разговор с Екатериной II | разговор с Воландом |
цель коммуникации | вернуть Петра Гринёва | вернуть Мастера |
прямая речь | «Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия». | «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребёнка». «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера». |
типы предложений: | | |
по цели высказывания | повествовательные | побудительные |
по интонации | невосклицательные | невосклицательные |
по строению | простые предложения, второе осложнённое однородными дополнениями | сложноподчинённые предложения; первое с придаточным изъяснительным и определительным с последовательным подчинением; второе с придаточным изъяснительным, осложнённым уточняющим обстоятельством времени и обособленным приложением |
порядок слов в предложении | прямой | прямой |
Диаграмма
Строение предложений в речи главных героинь
«Капитанской дочки» и «Мастера и Маргариты»
![]()
График
«Типы предложений по цели высказывания в кульминационный момент в речи Маши и Маргариты»
![]()
Исследовательская работа
«Экология языка старшеклассников сельской школы»
Диаграмма
«Литературный, литературно-разговорный и обиходно-бытовой язык как средство общения учащихся 8-11 классов»
График
«Использование разговорного и книжного языка для выражения мыслей»
![]()
Исследовательская работа
«Отражение в названиях гидронимов
отношения к ним местных жителей»
Диаграмма
«Знание названий гидронимов жителями села Щучье»
![]()
1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.2012г.
2,3,4,5 Мерненко А.П. «Использования ИКТ технологий учителями - филологами».Воронеж.2013г.
3
4
5
6 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. 2012г.
6