СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте (чтение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучение грамоте (чтение). 1 класс, УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте (чтение)»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

  1. Организационный момент

(мобилизующий этап).

Цель: включение учащихся в

деятельность на личностно -

значимом уровне.













  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


















а)Речевая разминка

Цель: выработать чёткое произношение, выразительность, правильную артикуляцию.


















б) Опережающий звуковой разбор слова.

Цель: развитие фонематического слуха, фонемных умений.






































  1. Постановка учебной задачи.






  1. Изучение нового материала

Цель: знакомство с новыми звуками и буквой их обозначающей.

а) Знакомство со звуками [б] [б’]



























б) Знакомство с новой буквой Бб















в) Работа с плакатом букв.




г) Сравнение [б] [б’].





д) Чтение слогов.






Физкультминутка

Упражнение в слышание данных звуков в словах






е)Работа со столбиками слов.

Цель: формирование способа чтения по готовым пометам и целым словом.











ж) Работа с текстом.

Цель: формирование навыка чтения целым словом.












V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить ранее полученные знания.

















а) Работа с заданиями из «Азбуки».

1) Соотнесение картинок и слов.











2) Сопоставление пар согласных по звонкости и глухости.








3) Чтение предложения.











4) Произнесение скороговорки.











5) Разгадывание ребусов.







  1. Итог урока

Цель: подведение итогов урока, повторение того, что изучили.




  1. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. И сегодня урок чтения у вас проведу я.
Проверьте порядок на парте, у каждого должен лежать учебник, тетрадь в клетку, пенал.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы читать всем научиться.

Уже два месяца как вы стали учениками, поняли, что овладевать знаниями непростая наука. Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке чтения?

Итак, я помогу вам всему этому научиться, если вы будете внимательными, активными и трудолюбивыми.

Звуки с вами говорим,

Произносим и кричим,

Шепчем, воем, слышим...

Буковки мы - пишем,

Можем их нарисовать,

Напечатать и прислать!

То есть звуки только слышим,

Ну, а буквы только пишем!


Давайте вспомним и закрепим ваши знания. Я буду говорить предложение, а вы дополнять. Кто знает, поднимаете руку.

1. Звуки бывают …


2. Звуки слышим, а буквы….

3. В слове столько слогов, сколько….

4. После твёрдых согласных пишутся гласные….

5. После мягких согласных пишется гласная….

А кто знает, как можно согласный звук отличить от гласного?



Давайте произнесем все вместе:

Ок, ок, ок – начинается урок.

Им, им, им - правильно сидим.

Ке, ке, ке – всё у нас в порядке.

Ать, ать, ать – учимся читать.

Молодцы!

Ребята, посмотрите на доску, назовите правильно буквы.

Посмотрите на доску, скажите, какая буква оказалось лишней в этом ряду? Почему?

Теперь среди согласных найдите лишнюю букву. Почему?


Какими могут быть согласные звуки?





Посмотрите на доску, что это?

Давайте произнесем еще раз слово дупло.


Откройте тетради для печатания, найдите последнюю работу, отступите от неё 4 клетки вниз.


Кто не нашёл?

Делаем звуковой разбор по цепочке.


1.Скажи и послушай слово.

2.Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Почему звук [д] — звонкий?


3.Обозначим выделенный звук условным значком.

4.Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Почему звук [у] —гласный?

5.Обозначим выделенный звук условным значком.

6. Протяни (выдели голосом) третий звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Почему звук [п] — глухой?

7.Обозначим выделенный звук условным значком.

8. Протяни (выдели голосом) третий звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Почему звук [л] — звонкий?

9. Обозначим выделенный звук условным значком.

10. Протяни (выдели голосом) четвёртый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Почему звук [о] – гласный?

11.Назови все звуки в слове по порядку.

12.Раздели слово на слоги.

Какое правило мы знаем?


Сколько в этом слове слогов?

13.Проверим получилось ли словом (прочитаем по слогам, затем целым словом).


В этом дупле живет зверек, догадайтесь какой именно.

В этом слове встретилась новая буква.

Произнесите эту букву.

А кто догадался с какой же буквой сегодня а уроке мы познакомимся?


Откройте Азбуку на стр. 97 (9, 7)

Кто из зоопарка решил погостить у нас?

Произнесите слово по слогам.

Сколько слогов в слове? Почему?


Произнесите первый слог и выделите голосом последний звук.

Назовите второй слог. Из каких звуков состоит этот слог?

Произнесите звук [б]. Какой он, гласный или согласный? Почему?

Какую преграду?

[б] - твердый или мягкий?

Какой звук, звонкий или глухой? Закройте ушки и произнесите звук [б].

Подведем итог: расскажите, что вы узнали о звуке [б].

Ребята, посмотрите, еще прилетели гости - ГОЛУБИ.

Произнесите слово по слогам.

Сколько слогов в слове? Почему?


Назовите согласный звук в слиянии БИ.

Произнесите [б’]. Какой он, гласный или согласный? Почему?

[б’] – твердый или мягкий?

Закройте ушки и произнесите звук [б’].

Какой звук, звонкий или глухой?


Расскажите, что вы узнали о звуке [б’].



Ребята, рассмотрите на плакате, где располагается буква Б?

На что похожа буква б?

(Выслушиваю ответы детей)


Буква Б проснется рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь, Борис Бобров!

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Разыгралась буква Б

И бараном блеет:

- Бэ-э-э!


Ребята, какие буквы видите на плакате?

Для чего нужна буква Б большая?


маленькая?

Чем они похожи?

Чем они отличаются?

Звуки [б] [б’] разные, но обозначаются они одной буквой Бб.


Подготовьте слоги для чтения.

Прочитайте слоги.

На какие 2 группы можно поделить слоги?


(печатаю букву б под звуковыми схемами)


Встаньте все. Если сейчас вы услышите звук [б]– приседаете, если звук [б’] – хлопаете, если в слове нет этих звуков - руки в стороны.

БАРАБАН ТИГР БЕЛКА ТАРАКАН КУНИЦА МАРТЫШКА

БУРУНДУК БЕРКУТ КОБРА


Ребята, посмотрите к нам из зоопарка пришли и другие животные погостить.

Найдите слова, подготовьте к чтению.

Прочитайте по слогам, затем целым словом.

зебра зубры белка

кобра зебры барсук

Прочитайте слова, которые обозначают одного животного.

Прочитайте слова, которые обозначают множество животных.

Прочитайте слова, где буква б стоит в середине слова.

Прочитайте слова, где буква б стоит в начале слова.

Ребята, рассмотрите иллюстрацию.

О ком же мы будем читать?

Найдите текст.

Подготовьте его к чтению.

Прочитайте.

Мы были в парке. Там интересно. Там липы и сосны. С ветки на ветку скакала белка. Она была не в клетке, а на воле. Она брала баранки у нас из рук.

А как мы можем его озаглавить?


А видели ли вы белку? И где вы ее встречали? Расскажите о ней.


Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 96 (9,6)

Вот наша гостья, которая поселилась в дупле.

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые… (А. С. Пушкин)

К какой сказке эта иллюстрация? Кто знает?

Кто написал сказку?

Кто живет под елью?

Что делает белка?

Какие орешки она грызет?

Когда вы изучите все буквы, прочитаете сказку до конца. А сейчас я покажу только отрывок.




Откройте страницу 98 (9, 8).

Рассмотрите рисунки.

На какие три группы можно разделить эти картинки?

Подготовьте слова к чтению.

Прочитайте.

Соотнесите рисунки и слова.

Сравните с доской.

У кого все так, поднимите руки?

Если что – то не правильно исправьте.

Придумайте предложение со словом азбука.



Рассмотрите таблицу.

Вспомните, что такое парные согласные звуки.

Звук [б] имеет глухую пару [п], звук [б’] имеет глухую пару [п’].

Прочитайте.

Назовите слова, в которых парный согласный звук будет мягким.


Под картинкой найдите предложение.

Подготовьте предложение для чтения.

Прочитайте.

Клубок упал на пол. Кот Барсик катал

клубок.

Как пишется начало предложение?

Что ставится в конце предложения?

Почему Барсик написано с заглавной буквы?




Найдите следующее предложение.

Рассмотрите иллюстрацию?

Что на ней изображено?

Подготовьте предложение для чтения.

Прочитайте.

Белые бараны били в барабаны.

Произнесем скороговорку сначала медленно, выделяя все повторяющиеся буквы.

А какая буква здесь повторяется?

Произнесем быстрее.


Разгадайте ребусы.

Назовите, что у вас получилось.

Как отгадали первый ребус? Что делали?



Как отгадали второй ребус? Что делали?


Ребята, какую букву и звуки мы сегодня изучили?

Давайте еще раз охарактеризуем эти звуки.

Звук [б] какой он?

Звук [б’] какой он?


Ребята, вы сегодня активно трудились и старались на уроке. Белка вами очень довольна.

У каждого на столе лежат орешки, если сегодня вы усвоили материал, то поместите орешки в дупло белочке, а если возникли трудности – то орешки оставьте на парте.



Приветствуют. Проверяют порядок

на парте и тихо занимают свои места.




























- гласные и согласные (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- пишем

- гласных

- А,О,Ы,У

- И, Е

Когда произносим согласный звук, воздух встречает преграду. Гласный звук – можем пропеть, воздух не встречает преград.

Хором повторяют.








Л Н А З М П

Называют правильно буквы.

-лишняя буква А, потому что гласная, а остальные согласные.

-лишняя буква П, потому что обозначает глухой звук, а остальные звонкий.

Согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми.

Эта буква тоже обозначает согласный звук, звонкий, твёрдый и мягкий.

Дупло.



Дети произносят.








[д]– согласный, тв., зв.


потому что звук произносится с помощью голоса.



[у] – гласный

воздух не встречает преград



[п] – согласный, тв. , глух.

потому что звук произносится без участия голоса.



[л] – согласный, тв. ,зв.

потому что звук произносится с помощью голоса.



[о] - гласный


Воздух не встречает преград.


Д У П Л О


Сколько в слове гласных, столько и слогов.

2





Белка.


Буква Б


С буквой Б.



Зебра.


2. Сколько гласных, столько и слогов.

зе[б]. Из звуков [з’] [э]


ра. Из звуков [р] [а]


[б]– согласный.

Воздух встречает преграду.

Соприкасаются губы.

Твердый.

Звонкий, потому что звук произносится с помощью голоса.






3. Сколько гласных, столько и слогов.

[б’]

Согласный.

Воздух встречает преграду.

Мягкий.


Звонкий, потому что звук произносится с помощью голоса.




Ученик выходит к доске и показывает.

Бочонок, брюшко.













Букву Б - большую и маленькую.

При написании имён собственных, в начале предложения.

Писать слоги и слова.

[б] [б’] – согл., зв.

[б] – тв., [б’] – мягк.




Чтение хором и индивидуально.

ба, бо, бу, бы, бе, би.

С мягким звуком и с твёрдым звуком.



Выполняют подходящие движения.








Читают индивидуально.



зебра кобра белка барсук


зубры зебры


зебра кобра зубры зебры


белка барсук






О белке.


1 ученик – 1 предложение, 2 ученик – 2 предложение, 3 ученик – полностью текст.




«Белка в парке», «Встреча с белкой».

Рассказ детей.












Из «Сказки о царе Салтане»

Александр Сергеевич Пушкин.

Белка

Грызет орешки

Золотые

Дети смотрят видеофрагмент из «Сказка о царе Салтане».





Инструменты, учебные принадлежности, посуда.

банка азбука пила топор пенал бутылка





Дети говорят свои варианты предложений.








пб, па ба, по бо, пы бы, пубу, пебе, пи би.

Петрушка, береза, письмо, библиотека.


Учащиеся выполняют задания.






С заглавной буквы.

Точка.

Имя собственное.




Бараны бьют в барабаны.






Буква Б.




Стол, булка.

Из слова стол, убрали последнюю букву б, получили слово стол.

В слове белка, букву б поменялина у, получилось слово булка.


Букву Б. Звуки [б’] [б].



Согласный, твердый, звонкий.

Согласный, мягкий, звонкий.