МБОУ Пешковская СОШ

Урок обучения грамоте в 1 а классе
Учитель: Карпенко Т. И.
2016 год
Урок обучения грамоте (УМК «Планета знаний»)
Тема урока: Шипящие согласные
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в чтении слов с шипящими согласными.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Задачи урока:
1.Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков
(фонем) буквами (правила графики).
Повторить орфограммы : ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
2. Формировать умение составлять звуковые и буквенные модели
слов. Формировать навык чтения.
Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.
Развивать память, произвольное внимание, логическое
мышление, связную речь.
3. Воспитывать интерес к знаниям, умение работать в парах, группах.
Воспитание любви к природе, к родному краю.
Методы: проблемный, исследовательский, наглядный, дифференцированный, словесный, работа в парах.
Формы работы: фронтальная, групповая, дифференцированная
Ход урока:
1.Организационный этап.
Со звонком дети хором произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Вы готовы?
Дети: Всё в порядке!
Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, что у всех хорошее настроение. Сегодня мы продолжим знакомство с буквами и звуками
русского языка.
2. Повторение пройденного материала.
- Хотя сегодня второй день весны, но зима ещё не сдаётся. Вот и нам прилетели последние снежинки. Сейчас они опустятся на дома, а вы помогите им выбрать нужную крышу ( на доске домики с зелёной и синей крышей, на них опускаются снежинки с буквами Ш, Щ, Ч. Ж)
- Какие снежинки опустились на домик с синей крышей? Почему?(Ж, Ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки)
-
- Какие снежинки упадут на домик с зелёной крышей? Почему?(Ч,Щ, всегда мягкие согласные звуки)
-произнесём эти звуки…(Ш Щ Ж Ч)
- Какие они? (шипящие)
- Кто назовёт тему сегодняшнего урока? (Шипящие согласные звуки)
Работа в парах.
-Назовите друг другу тему нашего урока.
3. Введение в тему.
-О каком сказочном герое идёт речь? ( Пошёл Емеля на речку, прорубил прорубь и поймал….щуку (на доске появляется сказочная щука)
-Щука поможет нам сегодня отправиться на рыбалку.
-Закройте глазки и вместе произнесём волшебные слова: По щучьему велению, по – моему хотению хотим оказаться на рыбалке ( дети закрывают глаза, появляются удочки, ведёрко и рыбки, на которых напечатаны слова с шипящими согласными )
-Если вы сможете прочитать слово, то рыбку опускаем в ведёрко
- А что можно сделать с уловом?( сварить уху, выпустить)
-Рыбки ещё маленькие, давайте отпустим их в речку ( один ребёнок высыпает улов из ведёрка)
- С какими согласными звуками читали слова? (шипящими)
4.Закрепление изученного
-Наша щука живёт в реке. А с чего начинается река? ( вспомните слова песенки о дружбе)
- С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки (поём припев)
Улыбнитесь друг другу и продолжим.
- Мы отправляемся к ручейку, с которого начинается река, в которой живёт наша щука.
_Откроем учебник на странице 98.
Работа по учебнику.
Учебник с. 98
-Подготовьтесь прочитать чтение стихотворения «Ручеёк»
а)выразительно,
б)по ролям (чтение стихотворения по ролям)
Физминутка «Щучья считалочка» (дети отдыхают в парах)
Плавниками трепеща
Я хожу вокруг леща.
Лещ проворен и умён,
Из игры выходит он.
-Наступает весна. Наш ручеёк просыпается.
Б)чтение текста « Всю зиму спал ручеёк..)
-Что делает ручей, чтобы разбудить речку?
- Найдите в тексте слова с шипящими согласными.
-Назовите шипящие согласные.
-Наши шипящие дружат не со всеми гласными буквами, а с какими?
(Из букв И, Ы,А,Я,Ю,У выбрать те, с которыми дружат согласные. На доске соединить пары букв линиями)
- Какие правила мы сейчас вспомнили? (ЖИ_ШИ, ЧА_ЩА, ЧУ-ЩУ)
5.Мини- проект
Работа в парах (на столах у детей мозаика )
- С помощью мозаики создадим наши правила. Выберите, какое сочетание вы изобразите с помощью мозаики. Придумайте слова с этим сочетанием.(Дети, закончившие работу встают, держась за руку, поднимают вверх, образуют вишенку, показывают получившееся сочетание , называют слова)
6.Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Что запомнилось больше всего? Что нового для себя узнали? Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?
Кто очень старался? У кого за урок не испортилось настроение? Скажем спасибо всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.