СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение в сотрудничестве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея обучения в сотрудничестве не нова, я предлагаю обобщение своего личного опыта в использовании форм обучения в сотрудничестве на уроках английского языка.Суть данной работы заключается в создании условий для самореализации и самосовершенствования учащихся посредством обучения в сотрудничестве на уроках английского языка, раскрытия творческого потенциала  учащихся через привлечение их к изучению иноязычной культуры, через реализацию технологий коммуникативного обучения, повышения мотивации и вовлечения самих учащихся в учебный процесс. Ведущей является идея  помощи ученику без навязывания знаний и своей точки зрения, организации творческой деятельности, коммуникативного общения, самоутверждения и предоставления возможности самостоятельно выбирать учащемуся форм и способов развития его способностей и интересов.

Просмотр содержимого документа
«Обучение в сотрудничестве.»



«Самореализация и самосовершенствование учащихся на уроках английского языка посредством обучения в сотрудничестве»


Трушкина Анджела Анатольевна

учитель английского языка,

МБОУ СОШ №21 г. Армавира


«Все новое и по-настоящему интересное рождается только в

сотрудничестве.»

Джеймс Уотсон

«То, что сегодня дети могут делать только сообща, завтра каждый из них сделает и в одиночку.» Л.С. Выготский

«Ни за одно умение на свете я не стану платить столько, сколько за умение работать с людьми.» Джон Д. Рокфеллер, лауреат Нобелевской премии.

Идея обучения в сотрудничестве не нова и развивается усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно педагогична. Суть данной работы заключается в создании условий для самореализации и самосовершенствования учащихся посредством обучения в сотрудничестве на уроках английского языка, раскрытия творческого потенциала учащихся через привлечение их к изучению иноязычной культуры, через реализацию технологий коммуникативного обучения, повышения мотивации и вовлечения самих учащихся в учебный процесс. Ведущей является идея помощи ученику без навязывания знаний и своей точки зрения, организации творческой деятельности, коммуникативного общения, самоутверждения и предоставления возможности самостоятельно выбирать учащемуся форм и способов развития его способностей и интересов.


Безусловно совсем отказаться от традиционных методов невозможно.

Основные черты традиционной педагогики
(по Паоло Фрейре):


Учитель учит – ученик учится

Учитель знает все – ученик не знает ничего

Учитель думает – ученик воспроизводит получаемые в готовом виде знания

Учитель говорит – ученик слушает

Учитель управляет – ученик подчиняется

Учитель выбирает – ученик принимает готовый выбор

Учитель активен – ученик пассивен

Учитель определяет содержание обучения – ученик к нему приспосабливается

Учитель авторитарен – ученик несвободен

Учитель является субъектом, а ученик – объектом обучения



Что такое обучение в сотрудничестве?


Новая философия и парадигма образования, основанная на принципах гуманистической личностно-ориентированной педагогики;

Технология обучения, основанная на специфических принципах организации образовательного процесса в малых группах;

Принципы организации групповой работы по технологии «Обучение в

сотрудничестве»:


Позитивная взаимозависимость

Равное участие

Одновременное взаимодействие

Личная отчетность


Позитивная взаимозависимость:


Учащиеся поставлены в такие условия, что задание нельзя успешно выполнить в одиночку.

Например, каждый член группы получает лишь часть материала (структура «пила») и вынужден сотрудничать с остальными членами группы для достижения окончательного результата.


Равное участие:

Предполагает такую организацию работы в группе, при которой каждый ее член в более или менее одинаковой степени участвует в совместной работе.


Одновременное взаимодействие:

Предполагает одновременную вовлеченность всех членов групп в


активную учебную деятельность, нацеленную на достижение


поставленных задач.


Личная отчетность:

От каждого члена группы на том или ином этапе работы требуется публичное выступление (внутри группы или перед всем классом).









Какие бывают группы?




Базовые – временные





Формируются учителем на длительный срок (например, на учебный год).

При формировании таких групп учитель должен принимать во внимание психологическую совместимость учащихся.

Если учитель еще не успел хорошо узнать учащихся (в начале учебного года), целесообразно провести, например, анкетирование.


Формируются учителем для выполнения определенного задания (например, краткосрочного проекта), или даже на один урок.



По составу эти группы могут быть однородными ил же разнородными.




Мозговой штурм:


Учитель предлагает учащимся обсудить проблему / вопрос.

В течение определенного периода времени (но динамично и не более 3-4 минут – штурм мозга!!!) каждый учащийся записывает свои идеи и предложения (каждую на отдельный маленький листок бумаги) и складывает их на середину стола – чем больше идей (даже абсурдных и фантастичных), тем лучше.

Учащиеся просматривают вместе все свои идеи, сортируют их по определенному принципу и вырабатывают единое мнение группы по данному вопросу.

Каждая группа кратко представляет свои идеи классу и учителю.



Структура «Подумай – обсуди в паре – обсуди в группе»:

Учитель ставит перед учащимися проблему.

В течение определенного периода времени каждый учащийся самостоятельно работает над проблемой.

Учащиеся каждой группы разбиваются на две пары и обсуждают проблему между собой, делятся своими идеями.



Обсуждение переносится на всю группу: пары делятся результатами своей работы, формулируют единые выводы и готовятся их представить остальным и ответить на возможные вопросы учителя и членов других групп.



Структура «Найди неверное утверждение»:




Вариант «Ученик-группа»:

Каждый член группы самостоятельно готовит одну или несколько карточек с 3-4 утверждениями, одно из которых неверно.

Каждый член группы зачитывает свои утверждения, остальные члены группы должны решить, какое из утверждений неверно, и объявить об этом ученику; в случае, если ответы ученика и остальных членов группы не совпадают, группа обсуждает утверждения и приходит к единому решению.

Вариант «Группа – класс, группа - группа»:

Члены каждой группы совместными усилиями готовят карточки с утверждениями, одно из которых неверно.

По истечении времени на подготовку группа зачитывает утверждения классу или передает карточки другой группе, с тем чтобы они выбрали неверное утверждение и прокомментировали свой выбор.

Группы выполняют задание и представляют свой вариант ответа авторам; авторы комментируют ответ.



Структура «Найди того, кто знает»:


На листе бумаги учитель в любом порядке помещает вопросы, на которые учащимся придется найти ответы (например, вопросы для повторения пройденной темы) – пример такого «рабочего листка» есть в папках

В течение определенного периода времени учащиеся свободно

передвигаются по классу в поисках того, кто знает ответ на тот или иной вопрос.

Получив ответ на вопрос, учащийся перефразирует его так, чтобы

кратко записать в отведенное для этого место на листке. После этого учащийся, давший ответ на вопрос, должен поставить свою подпись под записанным ответом.

Можно поставить учащимся условие: они не имеют права получать

ответы сразу на несколько вопросов у одного и того же товарища.

По истечении времени учащиеся занимают свои места и делают выводы:

на какие вопросы не было получено ответа, могут ли они сами ответить на эти вопросы

Задача учителя по окончании этой работы – выяснить, какие вопросы

вызвали наибольшие трудности у учащихся и подробно их обсудить.






Структура «Найди консенсус»:


Учитель предлагает группам выработать коллективное мнение по тому или иному вопросу. Учащиеся выполняют задание, используя соответствующим образом расчерченный большой лист бумаги.

В течение определенного периода времени каждый учащийся формулирует свое мнение в отведенном для него угловом секторе

Каждый учащийся представляет свое мнение группе.

Группа обсуждает высказанные идеи и приходит к единому мнению.

Группа формулирует единое мнение / решение в центральном секторе листа бумаги.

Один из членов группы представляет всему классу согласованное решение. своей группы по данному вопросу.


Возможности технологии:


Активизация и вовлечение всех учащихся в учебный процесс.

Повышение качества образования.

Формирование навыков сотрудничества для достижения поставленных целей.

Формирование коммуникативных навыков.

Внесение разнообразия в организацию учебной деятельности на уроке.


Итак, сама жизнь, изменение отношения к иностранному языку продиктовала необходимость активного внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс. И все они имеют одну общую цель - создать для ученика все условия для самостоятельного роста и самосовершенствования, основанные на интересе и исследовании. Существует схема развития исследовательских навыков у школьников, включающая в себя следующие этапы их формирования:

- постановка коммуникативной задачи;

- предположительное решение этой задачи – логическая догадка;

- исследование догадки путём проверки на учебном материале;

- разрешение коммуникативной задачи и проверка;

Это даёт возможность школьнику проявлять самостоятельность в планировании, организации, контроле и самооценке собственной деятельности в процессе обучения. Метод обучения в сотрудничестве вызывает большую инициативу обучающихся, превращает привычный процесс обучения в нечто жизненное и близкое к их интересам, развивает у школьников потребность к самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, учителю необходимо выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Конечной целью обучения иностранным языкам является умение свободно ориентироваться в иноязычной среде и умение адекватно реагировать в различных ситуациях. Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий: обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов. Они помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся и их уровня обученности.

В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе, учиться вместе – главное в этом подходе. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. В этом большую помощь оказывает технология обучения через сотрудничество.


Диапазон опыта включает в себя систему уроков:

    • уроки-защиты проектов;

    • игровые и ролевые уроки;

    • уроки-экскурсии;

    • уроки-дискуссии;

    • видеоуроки

и методы обучения:

  • исследовательские;

  • поисковые;

  • проблемного изложения;

Особое внимание уделяется работе по формированию умений учащихся творчески подходить к работе с медиаматериалами, создавать свои презентации и проекты, обосновывать свой выбор.

При работе над проектом необходимо хорошее знание материала всеми учащимися исследовательской, проектной группы. Обучение в сотрудничестве направлено на достижение именно этой цели. В ходе выполнения проекта приходится систематически вести дискуссии, обсуждать различные варианты решения проблемы, выстраивать логику исследования. Деятельность в малых группах по методу сотрудничества даёт возможность подготовить учащихся именно в этом направлении, сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения. Поэтому учёные пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской и творческой работы в проектах. Задача учителя не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Я стремлюсь помогать ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. При таком подходе к обучению материала одного учебника и объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно. Самостоятельная работа над проблемой становится абсолютно привычным и приоритетным видом деятельности. Индивидуальная самостоятельная работа – совместная работа в группах – такова диалектическая взаимосвязь познавательного процесса при обучении в сотрудничестве.



Результативность опыта

Учащиеся:

  • учатся взаимодействовать в группе с разными партнёрами;

  • проявляют стойкий интерес к изучению английского языка;

  • вежливо и доброжелательно общаются с партнёрами;

  • имеют достаточно высокий индекс качества знаний по предмету;

  • участвуют в различных творческих конкурсах, олимпиадах;

  • проявляют навыки креативной работы при создании медиапрезентаций;

  • учатся работать с информацией из сети Интернет


Эффективность любой методики обучения определяется результативностью

Объективными показателями успешности использования метода обучения в сотрудничестве на уроках английского языка являются следующие показатели.

Представляю результаты проведенного мною исследования:

В сентябре 2008-го года для эксперимента были отобраны 2 группы 10А и 10Б классов не лингвистического профиля с равным количеством часов в неделю.

Обе группы находились приблизительно на одном уровне владения языком. Для детей группы 10Б класса в течении 4 месяцев уроки проводились с регулярным использованием отдельных технологий обучении в сотрудничестве. В начале четверти было дано промежуточное тестирование, показавшее небольшое улучшение выполнения заданий по разным видам речевой деятельности группой 10 Б класса. В декабре было проведено

контрольное тестирование давшее такие результаты. Выполнение заданий группы 10 А класса остался на прежнем уровне, а уровень восприятия английской речи группы 10 Б класса значительно повысился, что является положительным эффектом от использования технологий обучения в сотрудничестве .

В июне 2010-го года ЕГЭ показал уровень выполнения заданий пробного теста ЕГЭ учащихся экспериментальной группы уже 11-го класса гораздо выше контрольной. Это доказывает, что именно эффективное использование современных инновационных технологий обучения в сотрудничестве может повысить результативность обучения иностранным языкам и сформировать прочные и глубокие навыки, без которых наши учащиеся не смогут занять подобающее место в мире общения 21 века.





Библиографический список


  • «Иностранные языки в школе» - №5, 2008.


  • Макаревич И.Г. Первые шаги в Интернете. ИЯШ №2,2007


  • Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ №2,3, 2001

  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ №2,3 2000

  • Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ №1, 2000

  • Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., ACADEMA, 2007.

  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 1998.

  • Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. – М., Просвещение, 2006.

.




















Приложения к опыту




Обучение в сотрудничестве должно стать обязательной частью при изучении иностранного языка. Учителю необходимо уделять больше внимания при работе в группах с учениками разного уровня, согласованию поурочного материала с программой.

Необходимо постараться органично соединить прогрессивные технологии с личностью каждого ученика, что будет способствовать повышению качества знаний, формированию у школьников научного мировоззрения, воспитанию нравственности.

Данная методика открывают широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования.

Анкетирование показало, что показатель внутренней мотивации изучения предмета доминирует над внешней.



Урок с применением технологий обучения в сотрудничестве:



Хлеб всему голова


Тема урока: Социально-бытовая сфера. Мир профессий.


Ситуация общения: Хлеб всему голова.


Тип урока: Тренировочный, активизирующий ЛЕ на уровне микроконтекста.


Цели:

Общеобразовательные:

• Активизация ЛЕ по теме «Хлеб в нашей жизни» на уровне слова,


предложения и микроконтекста.

• Формирование социокультурной компетенции. Знакомство с


иноязычной культурой, с особенностями питания.

• Введение и употребление в речи страдательного залога на уровне


микровысказывания.


• Обучение употреблению речевого репертуара с использованием фраз


согласия, вежливого несогласия, возражения.


• Развитие навыка аудирования с общим пониманием.


Воспитательные: учить бережному отношению к хлебу, терпимому

отношению к иной культуре.


Развивающие: Развитие языковой догадки, памяти, мышления, воображения

и внимания.


Задачи:


Повторить языковой материал.

Предъявить новый материал по теме Passive Voice.

Совершенствовать навыки говорения и аудирования.


Языковой материал: bread, yeast, flour, wheat, knead, pour, loaf, oven, ear, settle, kernel, damaged kernels, shell, discover, liquid food, explorer, harvest, popcorn.


Речевой материал:

I think… I don’t think… I believe that… I strongly agree… I can’t but say… I disagree…

What about? In my opinion… On the one hand… On the other hand… Yes,but what I really mean is… It seems to me that… I feel the same way as you…


Оснащение урока: Учебник для 8-го класса В.П. Кузовлев. Дополнительный материал-учебник Way ahead издательства McMillan, раздаточный материал, кассета с записью текста и песни, презентация Powerpoint, учебный компьютерный диск.


Ход урока

1)Начало урока и введение в ситуацию общения. Речевая зарядка.(5 мин.)


Дети стоят возле доски.


Teacher: Good morning! I’m very glad to see you! How are you?


Children: We’re fine, thank you.


Teacher: At the previous lessons we talked about different professions. Today we


are interested in bakers. What do bakers make?


Children: Bread!


Teacher: Yes, bread is the most important food in Russia, isn’t it? There are


many songs, sayings, popular expressions about bread. Look at the blackboard:


what are these? These are proverbs in Russian and in English. Somebody has made


a mess. Let’s order them!


На доске вразброс размещены листы с напечатанными пословицами на


английском и русском языках.

Первую пословицу составляет учитель, затем дети.

1. A piece of cake. Пара пустяков

2. Live from hand to mouth. Перебиваться с хлеба на квас.

3. All bread is not baked in one oven. Не следует всех стричь под одну

гребёнку.

4. Don’t quarrel with your bread and butter. Береги свой кусок хлеба с маслом.

5. Give somebody a hospitable welcome. Встречать хлебом солью.

6. The first try is not always lucky. Первый блин комом.

Teacher: Well done! So, we see that not only in Russian but also in English there

are proverbs with the word bread. Take your seats!


Учащиеся распределяются по 3-м группам.


2) Shall we find out who has the best memory in our group? (7 минут) I give you

some seconds, try to do your best to remember all the proverbs.(убрать русский

вариант)

Your time is up. ( учитель закрывает доску)


Дети называют пословицы. So…. Sergey has the best memory!


Which motto of our lesson should we choose? (дети выбирают девиз)


Teacher: I’m sure that bread is not only delicious, all Russians do love bread and

can’t live without it. Bread has always been a basic food. In the Russian language

there is even a proverb: Хлеб всему голова. It proves my idea. Do you agree with

me? (слайд с изображением хлеба)


1-ый ученик : I agree…


2-ой ученик : In our family we don’t eat bread at all.


Дискуссия ( brainstorm)


3) I believe that people in different countries love not only brown bread or white

bread but also other kinds of bread. As for me, I do love pancakes. And what

about you?

Дети называют разные виды хлеба

2-ой слайд: What haven’t we named? (На слайде картинки с разными видами

хлебных изделий)


3) The process of making bread is very hard. Our pupil’s book will prove it. Open

them, page …. Listen to the tape and read with the speaker. Mind your

pronunciation.


Чтение вместе с записью. (4 минуты)


Let’s play a mime-game.(3-ий слайд-картинки где показан процесс выпечки

хлеба) I show – you guess. Затем ученики.

Look! What common thing have you noticed in all these sentences? Yes- is

baked…

Three students found out this grammar phenomenon in a summer school and they

are ready to share their knowledge with us. Put your numbers, our experts

are:………


Numbers 1, 2, 3-join your experts. Технология «окружая мудреца».(10 минут)

Мудрецы с номерами стоят у доски (они заранее подготовлены учителем) - к

ним из каждой группы подходят по одному представителю, мудрецы

объясняют правило образования пассивной конструкции в английском языке.

Затем представители групп возвращаются и учат всех членов своих групп.

После того, как все вернулись в свои группы:


Now I give you small texts and tasks. Be very attentive while reading. I give you 2


minutes.


Учитель раздаёт карточки с заданиями - идёт общение между группами.(7 минут)


1)English simple food is beef, mutton, crab. It is accompanied by


incredible amounts of bread, salads and greens. This is the British style


of eating.


Apple pie is a traditional English pie. It is made with apples, sugar and


cinnamon. It is eaten with custard (заварной крем) It is often served


with tea.


2)The sandwich was invented in England. The Earl of Sandwich lived long ago


and he was a fanatic about playing cards. He even ate during the game. So his


servant put some meat between two slices of bread, so that the Earl could hold his


meal in one hand and play cards with the other. Sandwiches are less elegant now


and often much bigger.


3)The flour is made of grains, ground up to powder. Rye(рожь), barley(ячмень),


сorn(кукуруза) are widespread(широко распространы) Wheat flour is used more


often. Good dough is made from good flour.


Teacher: I’ve heard that English people don’t eat bread at all.


1-ая группа: Не согласитесь и докажите, что в Англии тоже едят хлеб.


Выразите уверенность, что сендвичи едят только в России (are eaten)


2-ая группа: Возразите, докажите, что сендвичи пришли из Англии.


Поинтересуйтесь у 3-ей группы из чего делают муку (flour is made)


3-я группа: Расскажите из чего делают муку.


Поинтересуйтесь у первой группы какой известный пирог едят в Англии (is


eaten)


We know much about preferences in England and in the USA. What do they eat


everywhere? ……..and popcorn.


4) Look at the blackboard and try to guess the meaning of these words.

Popcorn-попкорн

Ear-початок

Settle-заселиться

Kernel-зерно

Damaged kernels-повреждённые зёрна

Shell-скорлупа,оболочка

Discover-обнаружить

Liquid food-жидкая пища

Explorer-исследователь

Harvest-урожай


Listen to the tape about popcorn, I give you the tasks, circle true or false. Look


through the tasks.


Задание на аудирование. (7 минут) Им заранее раздаются листы с


заданиями-True-False.


Americans love popcorn. They eat it at home, at sports events and in movie

theatres. Popcorn has smaller pieces or kernels-than other kinds of corn. The

kernels have a hard outside shell and a soft center. When the kernels are heated, the

outside shells burst. The soft centers expand and become fill with air. The resulting

popcorn looks like small white balls of cotton.

Corn grows on the parts of the plant commonly called ears. Corn, including

popcorn, was developed in North and South America thousands of years ago. The

oldest ears of popcorn were discovered in the American state of New Mexico.

They were reported to be more than 5.000 years old. In Peru scientists discovered

one-thousand-year-old popcorn kernels in a human barrial area. Early explorers to

the Americas were the first Europians to see popcorn.

Four hundred years ago French explorers saw members of the Iroquois native

American tribe make popcorn with heated sand in a clay container. They said the

Iroquois used popcorn to make a liquid food or soup. The Europeans who settled in

North America loved popcorn. Some colonial families ate popcorn with sugar and

milk for there first meal of the day.

Americans love popcorn.


T F

They eat popcorn only at home.


T F

The kernels have a hard outside centre.


T F

The soft centers expand and become filled with air.


T F

Corn was developed in Europe.


T F

The oldest ears of popcorn were discovered in the American state of New


Mexico.


T F

Early explorers to the Americas were the first Maya tribe to see popcorn.


T F

French explorers saw members of the Iroquois Native American tribe.

T F

Учитель собирает листы и проверяет сразу же, дети хлопают, когда верный


ответ. После этого задания учитель выставляет оценки.


Teacher: Thank you for your work, well done, your hometask is to tell about your


favourite food and how to prepare it.