Обучение в сотрудничестве.
Основная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Эта эффективность не только учебных успехов учащихся, но и их интеллектуального и нравственного развития.
Технологию “Обучение в сотрудничестве” я использую в урочной и во внеурочной работе.:
- праздники
- игры (настольные, ролевые, подвижные, интеллектуальные…)
- викторины, КВН
Самыми интересными формами урока являются:
- пресс–конференция
- диспут
- ярмарка
- конкурс
- театр-экспромт.
Методика проведения урока “Пресс-конференция”
Все учащиеся делятся на 3 группы по принципу лотереи.
1 группа – гости
2 группа – представители прессы (газет, журналов), участники конференции
3 группа – редколлегия. Выбирается ведущий (учитель или наиболее подготовленный ученик). Даётся 15-20 минут на подготовку:
- 1 группа просматривает и повторяет материал пройденной темы, выписывает отдельные слова, фразы.
- 2 группа готовит интересные вопросы приглашённым гостям (приветствуются вопросы, заданные с юмором, вопросы личностно–ориентированного характера и вопросы, требующие ответа с опорой на знания учащихся, выходящие за рамки программного материала учебника).
- 3 группа подготавливает значок для ведущего (с Ф.И.), таблички с данными для гостей, таблички с названиями журналов / газет и приветственный плакат типа “ “Приветствуем участников конференции!” и т. д.
Остальные 20 минут длится сама конференция. Ведущий открывает конференцию, называет тему, цели, представляет гостей и названия издательств, представители которых участвуют в работе. Он же закрывает конференцию, благодарит участников за работу и подводит итоги.
Методика проведения диспута
Учащиеся делятся на 2 группы оппонентов и 1 группу редколлегии. Ведущим может быть учитель или хорошо подготовленный ученик..
Учащимся даётся 15 минут для подготовки к участию в диспуте 1 группа просматривает и выбирает позитивные утверждения, а 2 группа – негативные. Обе группы вспоминают жизненные примеры из своего опыта или опыта других людей
3 группа (самая малочисленная 2-3 человека) готовит плакат с названием темы, значок для ведущего,: Согласен/ не согласен, Я другого мнения, Я думаю, вы ошибаетесь и др.
Роль ведущего не только начать и завершить работу диспута или представить стороны оппозиции, но и быть связующим звеном, задавать вопросы, уметь направлять ту или иную группу в нужное русло, подводить итог. Положительным моментом таких форм работы в виде КТД является следующее:
- Такая форма работы не требует особой длительной подготовки.
- Все учащиеся вовлечены в интересную, познавательную и развивающую “игру” .
.
- Использование такой формы урока способствует развитию мотивации у учащихся в обучении Учит общению, способствует формированию умений и навыков высказывать свою точку зрения, сравнивать, обобщать и т.д.
Игра
Одной из самых интересных форм работы по технологии “Обучения в сотрудничестве” является игра. Игры можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях для учащихся всех классов.
Игры помогают на уроке.. Они способствуют развитию внимания, памяти учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке. Чтобы обеспечить активность учащихся при выполнении игровых упражнений, используются различные формы работы:
- индивидуальная,
- парная,
- групповая,
- фронтальная.
Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание, воображение.
Часто используются на уроках и внеклассных мероприятиях и уроках фрагменты таких игр, как “Что? Где? Когда?” , “Брейн-ринг” , “Кто хочет стать миллионером”? , “Поле чудес” и др.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.
Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличии от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором
Метод проектов
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в творческом плане задачи
- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
- самостоятельная деятельность учащихся
- структуирование содержательной части проекта
- использование исследовательских методов
Проекты могут быть:
- творческими
- исследовательскими
- ролево-игровыми
- информационными
- практико-ориентированными
Учащиеся начинают работать над проектами по таким темам, как: “Моё семейное древо”, “Мое любимое блюдо”, “Мое любимое животное” и др.
Методика проведения театра-экспромта
Методика проведения данной технологии проста. Каждый ученик получает небольшую роль и выступает в роли актёра. Все предметы живые и неживые озвучиваются ? актёрами? и изображаются, обыгрываются при помощи мимики, жестов, телодвижений. Живыми становятся река, солнце, ветер, облако, цветок, занавес. Учащиеся получают карточку с ролью, учитель или подготовленный ученик выступает в роли автора–рассказчика сказки, детектива и т. д. Театральные спектакли, в которых принимают участие все учащиеся группы и делают всё легко, весело, успешно, – это представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актёром, экспромт предполагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, неочищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре; никто из актёров и не является актёром, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актёрское мастерство.
Театр – экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, которая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для “Голоса за кадром”, обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди учащихся. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актёры появляются на сцене и исполняют всё, о чём сообщает “Голос за кадром”.
Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям. Поэтому, сыграв спектакль для одной аудитории, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для учащихся: сюжеты должны быть не похожи, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действия.Театр-экспромт не имеет ни каких возрастных ограничений.
Учащиеся с большим желанием и интересом принимают участи в “представлении”.