СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обычаи восточных славян. Верования восточных славян.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обычаи восточных славян. Верования восточных славян.

Просмотр содержимого документа
«Обычаи восточных славян. Верования восточных славян.»

Предмет: история Отечества

Класс: 7 ИОД

урока: 7

Дата: 19.10.23

Учитель: Ташкентбаева Е.А.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Тема: Обычаи восточных славян. Верования восточных славян.

Цель урока: формировать представление о традициях и обычаях восточных славян; показать живучесть в народе древних поверий и празднеств.    

Задачи:

Образовательные:

- рассказать о традициях и обычаях восточных славян,

- дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.                                                                                                               

   Коррекционно - развивающие:

- продолжать развивать умение работать с текстом учебника, давать полные ответы.                                                       

Воспитательные:

- пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали,

- вырабатывать в себе высокие моральные качества     

Оборудование: 

«История Отечества» для 7 класса. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.- М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014г.; презентация.

Методические приемы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация видео);

активный метод рефлексии (самоанализ деятельности и ее результатов), игровые.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослым, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:         

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные УУД:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • активное использование речевых средств, для решения познавательных задач;

Познавательные УУД:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;

Предметные результаты:

обучающийся научится:

  • читать сознательно, правильно текст.

  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • выделять главных действующих лиц, событий; уметь выразить к ним свое отношение.




Ход урока.

Организационный момент:

 Приветствие.

Психологический настрой на урок;

Повторение пройденного материала: проверка д/з. Беседа по вопросам:

- В чем проявлялась доброта восточных славян? Почему славяне помогали сиротам и соседям?

- Опиши, как проходил обед у восточных славян.

- Какие черты характера сохранились у нас от наших предков?

Задание на доске: Найди черты характера, которые были у восточных славян:

ЛЕНЬ

ДОБРОТА

ГРУБОСТЬ

ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ

УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ

ЧЕСТНОСТЬ

СЛАБОСТЬ

ЭГОИЗМ

ГОСТЕПРИИМСТВО

Актуализация новых знаний:

Вступительное слово учителя. Спокойствие восточных славян во многом зависело от отношений с соседними племенами. Восточным славянам приходилось со своими соседями вести войны, завязывать торговлю.

Сообщение темы урока: «Обычаи восточных славян. Верования восточных славян».

Изучение новой темы. Рассказ учителя: Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

- Что же такое религия? Запись в тетради: Религия - это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.

- Трава, деревья, реки, камни - словом все окружающее, казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.

- В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.

- Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора. В нее превращался родившийся мертвым или умерший ребенок.

- Стоило ступить в лес - и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными косами, с козлиными ногами- подчинялись все жители леса. Коварен старик: любит менять обличие, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу, корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог.

- Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с длинными зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей, с перепонками на руках. Много неприятностей сулила встреча с ним. Чтобы задобрить его, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь.

При объяснении этого материала используем рисунки с изображением этих духов.

Работа с текстом учебника:

- Почему славяне верили в духов?

- Какие неприятности могли причинить людям духи?

Словарная работа: Духи, язычество.

Рассказ о славянских богах:

1. Бог неба Сварог считался владыкой Вселенной, отцом светлых богов. Также его почитали, как бога Огня.

2. Даждь-бог - бог Солнца, по представлениям славян обитает на востоке. Оттуда он выезжает на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми. Бог рассыпает по небу свои лучи- стрелы, освящая и согревая землю. Как любящая мать, помогает солнце людям в трудах их каждодневных, но и страшно оно в своем гневе.

3. Особенно почитали наши предки бога грома и молнии - Перуна. Они его считали также покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии – его стрелы и мечи, радуга его лук; мощной палицей разбивает он тучи, гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит, и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место, ему служат сокол и орел, ворон и петух, возвещающий наступление утра. Крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными у славян.

4. Почитали предки наши Стрибога – бога ветра, Велеса - бога скота, Мокошь - богиню земли и плодородия, Ладо - бога любви, веселья и согласия.
Вопрос: Что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от злых духов и гнева богов?

Задание: Рассмотреть рисунки в учебнике на стр. 78,79,80. Опиши, что ты видишь?

Словарная работа: Идол, святилище, жертва, волхвы, кудесник.

Физкультминутка для глаз.

5. Первичное закрепление нового материала. 

- Почему у славян возникла вера в богов?

- Что такое язычество?

- Как славяне изображали своих богов? Где они находились?

- Кто такие волхвы и кудесники?

Задание 1: Определи, какое слово лишнее и почему?

ПЕРУН, ВЕЛЕС, ЛЕШИЙ, КУПАЛО.

Задание 2: Соотнесите стрелками:

Перун

Даждьбог

Сварог

Стрибог

Велес

Бог ветра

Бог неба

Бог - покровитель животных

Бог грома и молнии

Бог солнца


Оценивание работы обучающегося на уроке.

Итог урока.

О чем мы сегодня говорили на уроке? Какая была цель урока? Достигли ли мы ее?

Рефлексия.

- Что понравилось на уроке?

- Что было самым интересным?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание: Нарисовать рисунок с изображением богов, духов, идолов или изображение праздника восточных славян.