Предмет: история Отечества
Класс: 7 ИОД
№ урока: 7
Дата: 19.10.23
Учитель: Ташкентбаева Е.А.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема: Обычаи восточных славян. Верования восточных славян.
Цель урока: формировать представление о традициях и обычаях восточных славян; показать живучесть в народе древних поверий и празднеств.
Задачи:
Образовательные:
- рассказать о традициях и обычаях восточных славян,
- дать представление о некоторых моральных нормах и установках восточных славян.
Коррекционно - развивающие:
- продолжать развивать умение работать с текстом учебника, давать полные ответы.
Воспитательные:
- пробудить стремление постоянно размышлять о проблемах морали,
- вырабатывать в себе высокие моральные качества
Оборудование:
«История Отечества» для 7 класса. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М.- М: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014г.; презентация.
Методические приемы: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация видео);
активный метод рефлексии (самоанализ деятельности и ее результатов), игровые.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослым, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД:
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
активное использование речевых средств, для решения познавательных задач;
Познавательные УУД:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;
Предметные результаты:
обучающийся научится:
читать сознательно, правильно текст.
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, событий; уметь выразить к ним свое отношение.
Ход урока.
Организационный момент:
Приветствие.
Психологический настрой на урок;
Повторение пройденного материала: проверка д/з. Беседа по вопросам:
- В чем проявлялась доброта восточных славян? Почему славяне помогали сиротам и соседям?
- Опиши, как проходил обед у восточных славян.
- Какие черты характера сохранились у нас от наших предков?
Задание на доске: Найди черты характера, которые были у восточных славян:
ЛЕНЬ
ДОБРОТА
ГРУБОСТЬ
ПОМОЩЬ ДРУГ ДРУГУ
УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ
ЧЕСТНОСТЬ
СЛАБОСТЬ
ЭГОИЗМ
ГОСТЕПРИИМСТВО
Актуализация новых знаний:
Вступительное слово учителя. Спокойствие восточных славян во многом зависело от отношений с соседними племенами. Восточным славянам приходилось со своими соседями вести войны, завязывать торговлю.
Сообщение темы урока: «Обычаи восточных славян. Верования восточных славян».
Изучение новой темы. Рассказ учителя: Наши предки в борьбе с хищными зверями, голодом и болезнями, засухой и наводнениями на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий их мир, они искали объяснения всему неизвестному. Так появились религиозные верования.
- Что же такое религия? Запись в тетради: Религия - это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.
- Трава, деревья, реки, камни - словом все окружающее, казалось человеку в древние времена живым. Он наделял их умом, чувством, речью. Весь мир казался населенным добрыми и злыми духами.
- В каждой избе за печью живет добрый старичок домовой, покровитель дома. По ночам он любит шалить, но чаще помогает людям. Домового «кормили», оставляя на ночь ужин.
- Иногда в доме поселялось злое существо, стараясь выжить его обитателей. Это кикимора. В нее превращался родившийся мертвым или умерший ребенок.
- Стоило ступить в лес - и славянин оказывался во владениях лешего. Этому мохнатому старику с рожками на голове, до пят обросшему зелеными косами, с козлиными ногами- подчинялись все жители леса. Коварен старик: любит менять обличие, голос, шутить над людьми, не прочь и навредить им. Но лешего можно задобрить: отдать ему овцу, корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог.
- Вечером или ночью появлялся хозяин рек и озер – водяной, с длинными зелеными волосами и бородой из тины, покрытый черной чешуей, с перепонками на руках. Много неприятностей сулила встреча с ним. Чтобы задобрить его, славяне топили в реке или озере то овцу, то корову, то лошадь.
При объяснении этого материала используем рисунки с изображением этих духов.
Работа с текстом учебника:
- Почему славяне верили в духов?
- Какие неприятности могли причинить людям духи?
Словарная работа: Духи, язычество.
Рассказ о славянских богах:
1. Бог неба Сварог считался владыкой Вселенной, отцом светлых богов. Также его почитали, как бога Огня.
2. Даждь-бог - бог Солнца, по представлениям славян обитает на востоке. Оттуда он выезжает на своей колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми. Бог рассыпает по небу свои лучи- стрелы, освящая и согревая землю. Как любящая мать, помогает солнце людям в трудах их каждодневных, но и страшно оно в своем гневе.
3. Особенно почитали наши предки бога грома и молнии - Перуна. Они его считали также покровителем земледелия, кузнечного дела и воинов. Молнии – его стрелы и мечи, радуга его лук; мощной палицей разбивает он тучи, гром выражает его гнев. Перун посылает на землю дожди, от него зависит урожай, а значит, и жизнь. Богатырский конь переносит его в любое место, ему служат сокол и орел, ворон и петух, возвещающий наступление утра. Крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными у славян.
4. Почитали предки наши Стрибога – бога ветра, Велеса - бога скота, Мокошь - богиню земли и плодородия, Ладо - бога любви, веселья и согласия.
Вопрос: Что предпринимали славяне, чтобы уберечь себя от злых духов и гнева богов?
Задание: Рассмотреть рисунки в учебнике на стр. 78,79,80. Опиши, что ты видишь?
Словарная работа: Идол, святилище, жертва, волхвы, кудесник.
Физкультминутка для глаз.
5. Первичное закрепление нового материала.
- Почему у славян возникла вера в богов?
- Что такое язычество?
- Как славяне изображали своих богов? Где они находились?
- Кто такие волхвы и кудесники?
Задание 1: Определи, какое слово лишнее и почему?
ПЕРУН, ВЕЛЕС, ЛЕШИЙ, КУПАЛО.
Задание 2: Соотнесите стрелками:
Перун Даждьбог Сварог Стрибог Велес | Бог ветра Бог неба Бог - покровитель животных Бог грома и молнии Бог солнца |
Оценивание работы обучающегося на уроке.
Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке? Какая была цель урока? Достигли ли мы ее?
Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Что было самым интересным?
- Что осталось непонятным?
Домашнее задание: Нарисовать рисунок с изображением богов, духов, идолов или изображение праздника восточных славян.