Пояснительная записка
Рабочий материал по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлен в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования), образовательной программой МОУ СОШ № 11, на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б. О. Хренникова М. « Просвещение», 2013 г. и реализуется на основе учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Москва, «Просвещение»,2013 г.
Она раскрывает содержание обучения курса основы безопасности жизнедеятельности.
Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 35 часов (1 час в неделю) 1час.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Цели и задачи программы обучения:
Формирование у обучаемых цельного представления по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности.
Усвоение и закрепление учащимися знаний об опасных и ЧС техногенного и социального характера; о их влиянии на личность, общество, государство; об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ; о государственной системе обеспечения безопасности.
Усвоение учащимися содержания основных положений Конституции РФ и федеральных законов в области обороны и противодействия терроризму.
Усвоение учащимися знаний о предназначении, основных функций и задачах Вооруженных Сил РФ, о государственных и военных символах РФ.
Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Формы занятий, используемые при обучении:
учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
подготовка индивидуальных рефератов;
индивидуальные консультации;
практические занятия
внеклассная и внешкольная работа (участие в олимпиаде по ОБЖ, мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», «Безопасное колесо», «Допризывной молодежи» и пожарно-прикладным видам соревнований, проведение Дня защиты детей, различных эстафет и викторин по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкомата и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).
Основное содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | 13 |
2 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 7 |
3 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 10 |
4 | Основы здорового образа жизни. | 7 |
5 | Основы военной службы. | 12 |
6 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. | 3 |
7 | Символы воинской чести. | 3 |
Итого: | 35 |
Планируемые результаты освоения учебного материала
Изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать; подготовки юношей для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества.
Учащийся должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях ЧС, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в РФ от ЧС природного и техногенного характера, в том числе организационные основы борьбы с терроризмом;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции ВС РФ, государственные и военные символы РФ.
Учащийся должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы ЧС и во время ЧС;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением военной службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата).
Данная учебная программа предусматривает формирование у учащихся умений и
навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности
жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и
навыки:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
ключевые компетенции в понимании и своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направления продолжения своего образования.
Календарно-тематическое планирование: 10 класс
№ п/п | Тема урока | Д/З | Дата по плану | Дата по факту |
| Глава №1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | | | |
1 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования в природе | § | 2.09.2019-6.09.2019 | |
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | § | 09.09.2019-13.09.2019 | |
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | § | 16.09.2019-20.09.2019 | |
4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера | § | 23.09.2019-27.09.2019 | |
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи | § | 30.09.2015-04.10.2019 | |
6 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности Тестирование. | § | 07.10.2019-11.10.2019 | |
| Глава №2 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | | | |
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | § | 14.10.2019-18.10.2019 | |
8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | § | 21.10.2019-25.10.2019 | |
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | § | 05.11.2019-08.11.2019 | |
10 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | § | 11.11.2019-15.11.2019 | |
11 | Средства индивидуальной защиты | § | 18.11.2019-22.11.2019 | |
12 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных Ситуаций | § | 25.11.2019-29.11.2019 | |
13 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Тестирование | § | 02.12.2019-06.12.2019 | |
| Глава №3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | | | |
14 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой Деятельности | § | 09.12.2019-13.12.2019 | |
15 | Инфекционные заболевания, их классификация | § | 16.12.2019-20.12.2019 | |
16 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика. Тестирование. | § | 23.12.2019-10.01.2020 | |
| Глава №4. Основы здорового образа жизни. | | | |
17 | Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания. | § | 13.01.2020-17.01.2020 | |
18 | Основные составляющие здорового образа жизни | § | 20.01.2020-24.01.2020 | |
19 | Биологические ритмы | § | 27.01.2020-31.01.2020 21.01-28.01 | |
20 | Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | § | 03.02.2020-07.02.2020 | |
21 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | § | 10.02.2020-14.02.2020 | |
22 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | § | 17.02.2020-21.02.2020 | |
23 | Профилактика вредных Привычек. Тестирование. | § | 24.02.2020-28.02.2020 | |
| Глава №5. Основы военной службы. | | | |
24 | История создания Вооруженных Сил России. Родина и ее национальная безопасность | § | 02.03.2020-06.03.2020 | |
25 | История создания Вооруженных Сил России | § | 09.03.2020-13.03.2020 | |
26 | Организационная структура Вооруженных Сил России Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | § | 16.03.2020-20.03.2020 | |
|
27 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил | § | 30.03.2020-03.04.2020 | |
28 | Другие войска, их состав и предназначение. Тестирование. | § | 06.04.2020-10.04.2020 | |
| Глава №6. Боевые традиции Вооруженных Сил России. | | | |
29 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | § | 13.04.2020-17.04.2020 | |
30 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | § | 20.04.2020-24.04.2020 | |
31 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Тестирование. | § | 27.04.2020-01.05.2020 | |
| Глава №7. Символы воинской чести | | | |
32 | Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | § | 04.05.2020-08.05.2020 13.05 | |
33 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | § | 11.05.2020-15.05.2020 | |
34 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Тестирование итоговое. | § | 18.05.2020-22.05.2020 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 10,11 классы. М. Просвещение, 2013
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности: 10кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2013
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей предметов художественно-технологического и оздоровительного цикла от «___» ___________2019 г. № 1 ________________ С.В. Шивикин | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ И. П. Харламова «____» ___________ 2019 года |
Межмуниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11
городского округа Павловский- Посад
Московской области
«Утверждаю»:
Директор МОУ СОШ №11
_____________ С. Н. Дубровина
от «__» ___________2019года
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ
по основам безопасности жизнедеятельности
для 11 класса
Составитель:
педагог-организатор ОБЖ
Зубанов Александр Владимирович
2019 год