Методы обучения
Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения. Методы обучения – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
Метод обучения реализуется через частные методические приемы. Прием обучения – детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода.
В практике школьного преподавания распространено обоснование методов по источнику знания:
-слово (лекция) учителя;
-беседа;
-самостоятельная работа и пр.
Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания – в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.
Очень различна по цели и содержанию может быть и беседа с целью активизировать восприятие учащимися прочитанного произведения: беседа-анализ по вопросам учителя; беседа-обобщение.
Самостоятельная работа может быть также разнообразна – закрепление изложенного учителем материала, исследование нового и др.
Естественно, что во всех указанных случаях работа учащегося будет различна и по содержанию, и по степени самостоятельности. Поэтому термины «лекция», «беседа», «самостоятельная работа» означают формы общения учителя с учащимися, но не методы.
Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и соответствующей работы учащихся. Лекция, беседа, самостоятельная работа распространены в школьной практике, но следует четко осознавать, какие конкретные цели и содержание вкладываются в эти виды занятий, что должны ученики усвоить и чему научиться на них.
Исследователи М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер в «Дидактике средней школы» отмечают, что традиционная классификация методов по источникам знаний не определяет характер познавательной деятельности учеников. И.Я. Лернер обосновывает следующие общедидактические методы:
1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно рецептивный.
2. Репродуктивный.
3. Метод проблемного изложения.
4. Эвристический или частично-поисковый.
5. Исследовательский.
Содержание и логика познавательной деятельности учащихся под руководством учителя может стать обоснованием методов обучения литературе.
Процесс обогащения школьников литературными знаниями и умениями, процесс литературного, эстетического и нравственного их развития осуществляется в обучении, когда учитель применяет систему методов и приемов, соответствующих специфике литературы как учебного предмета.
Каждый метод обучения, применяемый учителем, связан соответствующими этому методу, приемами и видами учебной деятельности (М = П + ВУД).
Кудряшев Н.И. в книге «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» обосновал следующие методы обучения литературе:
1. Метод творческого чтения.
2. Эвристический или частично-поисковый.
3. Исследовательский.
4. Репродуктивный.
Для метода творческого чтения характерны следующие методические примы:
– выразительное (художественное) чтение учителя;
– чтение мастеров художественного слова;
– обучение выразительному чтению учащихся;
– комментированное чтение;
– беседа, активизирующие непосредственные впечатления учащихся;
– постановка на уроках проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической);
– творческие задания.
Виды учебной деятельности (ВУД):
– чтение художественных произведений в классе и дома;
– выразительное чтение;
– заучивание наизусть;
– слушание;
– составление плана;
– пересказ, близкий к тексту;
– художественное рассказывание;
– составление сценариев, иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;
– отзывы о прочитанном;
– сочинения.
Таким образом, каждый прием должен иметь соответствующий вид учебной деятельности.
Эвристический, или частично-поисковый метод предусматривает следующие приемы:
– построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье) для эвристической беседы;
– построение системы заданий по тексту художественных произведений или по критическим статьям;
– постановка проблемы учителем или по его предложению учащимися;
– проведение диспута.
ВУД:
– подбор материала из художественных произведений, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос;
– пересказ с элементами анализа текста;
– анализ эпизода, сцен, всего произведения по заданию учителя;
– составление плана как прием анализа;
– анализ образа героя;
– конспектирование;
– выступление на диспуте и др.
Исследовательский метод предусматривает такие приемы:
– выдвижение учителем проблемы;
– подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента;
– самостоятельный анализ произведения, не изучаемого в классе;
– выполнение заданий творческого характера.
ВУД:
– самостоятельный анализ произведения;
– сопоставление двух или нескольких произведений;
– сопоставление произведения с его экранизацией;
– самостоятельная оценка спектакля, фильма;
– написание докладов, выступлений, статей.
Цель исследовательского метода – развить умение самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.
Репродуктивный метод (учащиеся получают знания как бы в готовом виде) предусматривает следующие приемы:
– рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;
– обзорная лекция;
– задания по учебнику, учебным пособиям.
ВУД:
– запись плана или конспекта лекции учителя;
– составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей;
– составление синхронистических таблиц;
– подготовка устных ответов по материалам лекции учителя;
– подготовка докладов, сочинений.
В школьной практике методы не существуют в чистом виде, а переплетаются, перекрещиваются. В настоящее время классификация методов корректируется в связи с оптимизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе. Под оптимизацией понимается, по определению Ю.К Бабанского, «наилучший для данных условий вариант обучения с точки зрения его эффекта и затрат времени школьников и учителей».
Сами методы подразделяет автор на три группы:
– методы организации учебно-познавательной деятельности;
– методы ее стимулирования;
– методы контроля ее эффективности.
Выделяют три метода организации учебно-познавательной деятельности:
– словесные (рассказ, лекция, беседа);
– наглядные (демонстрация иллюстративных таблиц);
– практические (упражнения, самостоятельные работы).
При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Важно не само по себе репродуцирование готового материала, но и обобщение, суммирование знаний. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.
Следует отметить, что система классификации методов обучения литературе, созданная Н.И.Кудряшевым, ориентирована на взаимосвязь методов в реальном педагогическом процессе, в рамках конкретного урока.
Можно утверждать, что в подходах к классификации методов обучения много нерешенного и дискуссионного. Остановимся на концепциях ряда методистов. Так, В.А. Никольский пишет: «Раз художественная литература воздействует и на воображение и чувство читателя, и на его понятия, то и среди методов и приемов преподавания различаем методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова и методы и приемы истолкования этих произведений. Между ними существует тесная связь, так что разграничение их в значительной степени условно. К первой группе методов и приемов отнесем выразительное чтение учителя, заучивание наизусть, пересказывание и художественное рассказывание, досказывание произведения, художественное иллюстрирование» (Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе.— М., 1971. — С. 98). Специальные разделы В.А. Никольский посвящает комментированному чтению, особенно подчеркивая, что любое истолкование произведения можно рассматривать как его комментирование – и четко обозначает границы его применения на уроке: учитель читает вслух и комментирует по ходу чтения. Активное участие в этом процессе могут принимать школьники. Не меньше внимания уделяет В.А. Никольский беседе словесника с учащимися, описанию специфики слова учителя и самостоятельной работы школьников.
Современные методисты (М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Г.Н. Ионин и другие) разрабатывают свои методы обучения литературе. Остановимся на одном примере. Г.Н. Ионин строит классификацию методов обучения литературе на определении характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе метода постижения литературы. Названы три метода. Метод художественной интерпретации, при котором ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель – своеобразным режиссером. Это творческий метод. Метод критико-публицистический предлагает соответствующий характер освоения литературы. Формируется определенный тип читателя – читателя-критика, владеющего мотивированными оценками. Естественно, что необходим и критик-редактор, которым становится учитель. Метод литературного поиска предполагает развитие школьного литературоведения, определенных исследовательских возможностей.
Рекомендованная литература
1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2. изд., стер. – М. : Academa, 2002. – 397 с.
2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 032900 «Рус. яз. и лит.» / С.П. Лавлинский. – М. : Прогресс-Традиция : ИНФРА-М, 2003. – 381 с.
3. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы : учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. – 203 с.
4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе : пособие для учителя / Л.В. Пешикова. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 92 с.
5. Сомова Л.А. Введение в методику преподавания литературы : коммуникативный аспект : учебное пособие / Л.А. Сомова ; Федеральное агентство по образованию Тольяттинский гос. ун-т, Каф. литературы. – Тольятти : ТГУ, 2007. – 121 с.