Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Очарованная душа
Материалы к урокам
литературы в 11 классе
Чем люди живы?
- Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
- Тези с: «М.Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу, возможности». (А.А.Волков)
- - Каков идеал человека, по М.Горькому? Докажите примерами из его произведений.
- -В каких горьковских образах утверждается идея беззаветной любви к людям?
- Тези с: «В своем творчестве Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей» (А.Н.Семенов)
- - Присутствуют ли эти вопросы в романтических произведениях А.М.Горького? Как на них отвечает автор?
- Поразмышляйте над вопросом об истинных ценностях человека.
- Тезис: «Жизнь - не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям». (Б. Шоу)
- В героях воплощены красота, сила, энергия, молодость, любовь к свободе. Может ли это быть главным при оценке человека? При каком условии всё это восхищает?
- Каким предстаёт идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»? Над чем заставил вас задуматься рассказ?
- Тезис: «В жизни всегда есть место подвигам».
- В чём сущность подвига? Подвиг Данко – ради людей. Но освобождённые люди забыли своего спасителя. Стоило ли жертвовать собой? Какую память оставил о себе Данко? (голубые искры).
-
- Голубые искры попадают в сердца людей и заставляют их пылать такой же любовью к людям, какая жила в Данко. Одни люди с пылающими сердцами совершают подвиги, другие всю свою жизнь превращают в подвиг.
- Напишите рассуждение «Люди с пылающими сердцами».
Алексей Максимович Пешков
Я в этот мир пришёл,
чтобы не соглашаться…
ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) [16 (28) марта 1868, Нижний Новгород - 18 июня 1936, Горки под Москвой], русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы.
Происхождение
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки.
Нижний Новгород, 1900е- годы
Детство
Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").
Домик деда Каширина
Юность
- Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище.
- Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой".
- Тяжелая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира.
- "Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться..." сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова "Песнь старого дуба".
Алексей Пешков
Казань
1886 - 1888
Нравственные терзания
- Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой.
- Принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками.
- Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. Гете до позитивизма Ж. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра.
- В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.
Алексей Пешков
1898 год
Страсть к философии
- Страсть молодого М. Горького к философии не объяснить простой любознательностью. Поистине горький опыт детских и юношеских лет, рано развившийся максимализм и ненависть к злу заставили его искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на поверхности жизни.
- Как никто из русских писателей, М. Горький рано столкнулся с несовершенством человеческой природы. Грубость, невежество и прочие «прелести» провинциального быта отравили душу будущего писателя ещё до того, как она созрела, но рядом с этими впечатлениями и как бы вопреки им в нём всегда жила святая вера в человека и его возможности.
Гуманизм Горького
- Гуманизм писателя имел бунтарские, но вместе с тем и религиозные черты.
- В письме к писателю С.Т. Григорьеву М. Горький высказал загадочную мысль: «Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравненно трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичной потому , что – как всегда это бывает вслед за катастрофами социальными – люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – ещё раз – о цели и смысле бытия».
«Человек – это всё!» (ницшеанство Горького)
- Согласно М. Горькому, человек является не «сосудом греха», как говорил Л. Толстой и другие религиозные писатели, а Вселенной, которая не нуждается в оправдании извне.
- Это абсолютный дух, «вещь в себе»; и Ему следует поклоняться, ибо в Нём одном – все начала и концы. «Человек – это всё! Он создал даже Бога», - писал Горький И. Репину.
Л.Н. Толстой
и молодой Горький
Ясная Поляна
Горький - романтик
- М. Горький отверг трезвое христианское смирение перед миром и «мудрости кротких» предпочёл «безумство храбрых».
- Он стал романтиком в то время, когда для романтизма, казалось бы, не было места. И этим покорил своих читателей, которые не хотели терять веру во всесилие человека, несмотря на то что ещё Ф.М. Достоевский предостерёг: «Смирись, гордый человек!»
Отказ от ницшеанства
Ницшеанство - реакционное философское направление, проповедовавшее крайний индивидуализм, культ "сверхчеловека". Ницшеанство - один из главных источников фашистской идеологии. (По имени основателя, немецкого писателя 19 века Фридриха Ницше.)
Очень скоро М. Горький и сам понял опасность ситуации, когда бунтарство его героев, напоминавшее бунт Ф. Ницше против Бога, стало пониматься русской публикой как «бунт вообще», что оборачивалось простым нигилизмом. И хотя многие ранние герои М. Горького – отчаянные нигилисты, сам он таковым никогда не был, ибо слишком уважал культуру, по собственному опыту зная, что только она может поднять личность со дна жизни до высоты подлинного самосознания.
Писатель о России (противоречивость)
- «Русский человек всегда ищет хозяина, кто бы командовал им извне, а ежели он перерос это рабье стремление, так ищет хомута, который надевает себе изнутри на душу, стремясь опять-таки не дать свободы ни уму, ни сердцу».
- Горький считал, если произойдёт чудо: вспыхнет электрическая искра «разумного единения сил» на благо строительства России, жизнь станет «сказочно прекрасной».
- Если же нет? Ответ писателя поражает анархистским, раскольничьим духом: «Лучше гореть в огне революции, чем гнить в помойной яме монархии» («Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре»).
Ставка на интеллигенцию
- По мнению Горького, фантастически талантливой русской нации обязательно необходим внешний «рычаг», способный сдвинуть её с мёртвой точки покоя. Одним из таких «рычагов» была в истории России личность Петра I, которого М. Горький высоко ценил. Новый толчок могла дать интеллигенция – это «создание петрово».
- Не без колебаний ставит он на интеллигенцию. Особенно на революционную. И особенно на большевиков, наиболее, как считал он, решительных сторонников активного отношения к жизни. Писатель считал, что Ленин, будто Пётр, «разбудил Россию, и теперь она не заснёт».
Пётр I
В.И. Ленин
Противоречие веры Горького
- Но безграничная вера писателя в торжество «коллективного разума», принятая как догмат, несла в себе противоречие, ибо жизнь развивалась совсем по другим законам.
- Настоящей катастрофой для М. Горького была первая мировая война, чудовищный пример «коллективного безумия», когда человек из гордого существа превратился в «окопную вошь» и «пушечное мясо», когда люди зверели на глазах, когда разум человеческий вдруг доказал своё полное бессилие перед трагическими событиями.
- Революция и Гражданская война подтвердили наихудшие опасения писателя. В отличие от А.А. Блока, он услышал в революционной буре не «музыку», а страшный рёв разбуженной стомиллионной народной стихии, вырвавшейся наружу через все социальные запреты и грозившей потопить жалкие островки культуры («Несвоевременные мысли…»).
Главная цель революции, по Горькому, нравственная – превратить в личность вчерашнего раба .
А в действительности, как с горечью констатирует автор «Несвоевременных мыслей», октябрьский переворот и начавшаяся гражданская война не только не несли «в себе признаков духовного возрождения человека», но, напротив, спровоцировали «выброс» самых темных, самых низменных – «зоологических» - инстинктов.
В роли буфера
- Вера писателя в интеллигенцию дрогнула. Он сам оказался в роли буфера между государственной машиной и интеллигенцией, так и не смог обуздать одних и слиться со вторыми.
- Народ, по мнению М. Горького, показал свою сущность во время Гражданской войны с её кровавыми ужасами.
- Раздражённый писатель отмечает в книге «О русском крестьянстве»: « Жестокость форм революции я объясняю исключительной жестокостью русского народа ».
- Он хорошо знал, что «не жестоких» революций не бывает. Несправедливость этих слов можно объяснить только тем душевным состоянием, в котором находился в начале 1920-ых годов фактически изгнанный за границу писатель.
Народ победил…
Признание ошибок
- Оставалось два пути: либо поверить в «третью силу», способную вывести страну из кризиса, либо признать свои ошибки. Горький-художник выбирает второй путь.
- Возможно, писатель его предвидел – в 1899 году в письме к А.П. Чехову он вдруг сравнил себя с паровозом, который мчится в неизвестность: «Но рельс подо мной нет… впереди ждёт меня крушение… момент, когда я зароюсь носом в землю – ещё не близок, да если б он хоть завтра наступил, мне всё равно, я ничего не боюсь и ни на что не жалуюсь».
Мчится в неизвестность…
Ранний Горький (1892 – 1905)
С лета 1889 года по октябрь 1892 года юноша Пешков исходил весь юг, от Астрахани до Бессарабии, от Крыма до Кавказа. Итогом странствий по России и непрерывного процесса самообразования стал рассказ «Макар Чудра», опубликованный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «М. Горький».
В те годы в творческом сознании молодого писателя сложились два художественных мира. Они причудливо и сложно переходят один в другой.
Циклы:
1. Легендарно-романтический , доносящий до читателя «вкус свободы», дух новой романтики:
«Макар Чудра» (1892); «Старуха Изергиль» (1895);
«Песня о Соколе» (1895).
2. Босяцкий , полный натуралистических подробностей, в котором якобы нет «неба», а есть «низкие своды подвала-пещеры»:
«Челкаш» (1895);
«Бывшие люди» (1897);
«Два босяка» (1894).
Первые публикации
- Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида).
- Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией А. Пешков; обозначения "А. М. Горький" и "Алексей Максимович Горький" соединяют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра".
- В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех.
- В 1899 появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова.
Общественная позиция
- Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии).
- В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Организатор литературного процесса
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
И.А. Бунин
Л. Андреев
А.И. Куприн
В.В. Вересаев
Горький-драматург
Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906) не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.
«На дне» (масовка) МХАТ
Между двух революций
- После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия).
- "Каприйский" период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о "конце Горького" (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести "Мать" (1906; вторая редакция 1907).
- Он создает повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1913-14), "В людях" (1915-16), цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой".
Годы эмиграции (1917 – 1928)
- Октябрьская революция подтвердила опасения Горького.
- В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране.
- Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).
Несвоевременные мысли…
- «Несвоевременные мысли» - это цикл статей М. Горького, печатавшихся в 1917-1918 годах в газете «Новая жизнь», где он, в частности, писал:
- «Всё настойчивее распространяются слухи о том, что 20 октября предстоит «выступление большевиков» - иными словами: могут быть повторены отвратительные сцены 3-5 июля... На улицу выползет неорганизованная толпа, плохо понимающая, чего она хочет, и, прикрываясь ею, авантюристы, воры, профессиональные убийцы начнут «творить историю русской революции»
Революция для Горького – бунт,
неподготовленный эксперимент
большевиков, всеобщая катастрофа.
«Русский народ заплатит за это
озерами крови…»
1918
«Несвоевременные мысли»
- «Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти... Рабочий класс должен знать, что его ждёт голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия...».
- «Вообразив себя Наполеонами от социализма, ленинцы рвут и мечут, довершая разрушение России, - русский народ заплатит за это озерами крови».
- «Пугать террором и погромом людей, которые не желают участвовать в бешеной пляске г. Троцкого над развалинами России, - это позорно и преступно».
Спасение интеллигенции
- Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие «Дома ученых» и «Дома искусств».
- Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
Е.И. Замятин
А.М. Ремизов
В.Ф. Ходасевич
В.Б. Шкловский
«Не один десяток людей обязан ему жизнью и свободой» ( Е.И.Замятин)
- Издательство «Всемирная литература»
- Комиссия по улучшению быта ученых
- Открытие «Дома ученых» и «Дома искусств»
- Пишет ходатайства за арестованных.
В эмиграции (1921 – 1928)
- С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина.
- Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл "Рассказы 1922-24 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-36).
- Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.
Возвращение на Родину
- В 1928 Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на Родину.
- Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет.
- Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества.
- Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства фактах, о которых Горький не мог не знать.
Встреча с вождём
Литературная и общественная деятельность
- Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломоро- Балтийского канала им. Сталина.
- Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учеба", а также - Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Беломоро-Балтийский канал
Шлюзы Беломоро-Балтийского канала
Горький и Сталин
- Сталин пытался сделать его своим политическим союзником. Те, кому была известна неподкупность Горького, могли представить, насколько безнадёжной являлась эта задача.
- Но Сталин никогда не верил в человеческую неподкупность. Напротив, он часто указывал сотрудникам НКВД, что в своей деятельности они должны исходить из того, что неподкупных людей не существует вообще. Просто у каждого своя цена.
- Под влиянием этих призывов Горький вернулся в Москву. С этого момента начала действовать программа его задабривания, выдержанная в сталинском стиле.
Горький и Сталин
- В его распоряжение были предоставлены особняк в Москве и две благоустроенные виллы - одна в Подмосковье, другая в Крыму.
- Снабжение писателя и его семьи всем необходимым было поручено тому же самому управлению НКВД, которое отвечало за обеспечение Сталина и членов Политбюро.
- Для поездок в Крым и за границу Горькому был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон.
- По указанию Сталина, Ягода (Енох Гершонович Иегуда) стремился ловить на лету малейшие желания Горького и исполнять их. Вокруг его вилл были высажены его любимые цветы, специально доставленные из-за границы. Он курил особые папиросы, заказываемые для него в Египте. По первому требованию ему доставлялась любая книга из любой страны.
В 1931 г. Горькому был предоставлен
особняк на Никитской улице в Москве
(дом Рябушинского)
Горький и Сталин
- Горький, по натуре человек скромный и умеренный, пытался протестовать против вызывающей роскоши, которой его окружали, но ему было сказано, что Максим Горький в стране один.
- Вместе с заботой о материальном благополучии Горького Сталин поручил Ягоде его "перевоспитание". Надо было убедить старого писателя, что Сталин строит настоящий социализм и делает всё, что в его силах, для подъёма жизненного уровня трудящихся. Он участвовал в работе так называемой ассоциации пролетарских писателей, во главе которой стоял Авербах, женатый на племяннице Ягоды.
Горький и Сталин
- В знаменитой книге «Канал имени Сталина», написанной группой писателей во главе с Максимом Горьким, которые побывали на Беломорканале, рассказано, в частности, о слёте строителей канала – чекистов и заключённых – в августе 1933 года. Там выступал и М. Горький. Он с волнением сказал: «Я счастлив, потрясён. Я с 1928 года присматриваюсь к тому, как ОГПУ перевоспитывает людей. Великое дело сделано вами, огромнейшее дело!».
Горький и Сталин
- Полностью изолированный от народа, он двигался вдоль конвейера, организованного для него Ягодой, в неизменной компании чекистов и нескольких молодых писателей, сотрудничавших с НКВД. Всем, кто окружал Горького, было вменено в обязанность рассказывать ему о чудесах социалистического строительства и петь дифирамбы Сталину. Даже садовник и повар, выделенные для писателя, знали, что время от времени они должны рассказывать ему, будто "только что" получили письмо от своих деревенских родственников, которые сообщают, что жизнь там становится всё краше.
Горький и Сталин
- Сталину не терпелось, чтобы популярный русский писатель обессмертил его имя. Он решил осыпать Горького царскими подарками и почестями и таким образом повлиять на содержание и, так сказать, тональность будущей книги.
- Вс. Вишневский был на банкете у Горького и рассказывает, что там имело значение даже, кто дальше и кто ближе сидит от Горького. Он говорит, что это зрелище было до того противно, что Пастернак не выдержал и с середины банкета удрал».
Горький и Сталин
- За короткое время Горький удостоился таких почестей, о которых крупнейшие писатели мира не могли и мечтать.
- Сталин распорядился назвать именем Горького крупный промышленный центр - Нижний Новгород. Соответственно и вся Нижегородская область переименовывалась в Горьковскую.
- Имя Горького было присвоено Московскому Художественному театру, который, к слову сказать, был основан и получил всемирную известность благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко, а не Горькому.
- Совет народных комиссаров специальным постановлением отметил его большие заслуги перед русской литературой. Его именем было названо несколько предприятий. Моссовет принял решение переименовать главную улицу Москвы - Тверскую - в улицу Горького.
Несвоевременные мысли…
- В последние годы жизни Горький стал для советского правительства опасной обузой. Ему запрещено было выезжать из Москвы, Горок и Крыма, когда он ездил на юг.
- После смерти Горького, служащие НКВД нашли в его бумагах тщательно спрятанные заметки. Когда Ягода закончил чтение этих заметок, он выругался и сказал: «Как волка ни корми, он все в лес смотрит».
Прозрение. Дневник писателя.
- Тетрадь, обнаруженная в особняке на Поварской улице, была дневником М. Горького. Полный текст этого дневника был прочитан разве только самым ответственным работником НКВД, кое-кем из Политбюро и уж, конечно, Сталиным.
Прозрение. Дневник писателя.
- На Лубянке в кабинет следователя вызывали по одному. Каждый дал подписку о неразглашении. Каждого предупредили, что если, хоть одним словом проговорится, хотя бы собственной жене, — будет немедленно ликвидирован вместе со всем своим семейством.
Прозрение. Дневник писателя.
- «Народные комиссары относятся к России как к материалу для опыта, русский народ для них - та лошадь, которой учёные-бактериологи прививают тиф для того, чтобы лошадь выработала в своей крови противотифозную сыворотку. Вот именно такой жестокий и заранее обречённый на неудачу опыт производят комиссары над русским народом, не думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть».
Прозрение. Дневник писателя.
- Сталин, попыхивая трубкой, перебирал лежащие перед ним фотоснимки страниц из дневника Горького. Остановил тяжелый взгляд на одной.
- «Досужий механик подсчитал, что ежели обыкновенную мерзкую блоху увеличить в сотни раз, то получается самый страшный зверь на земле, с которым никто уже не в силах был бы совладать. При современной великой технике гигантскую блоху можно видеть в кинематографе. Но чудовищные гримасы истории создают иногда и в реальном мире подобные преувеличения… Сталин является такой блохой, которую большевистская пропаганда и гипноз страха увеличили до невероятных размеров».
Обстоятельства смерти
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Последние годы жизни
На смертном одре…
БИБЛИОГРАФИЯ М.ГОРЬКОГО
Романы
1899 — «Фома Гордеев»
1900—1901 — «Трое»
1906 — «Мать» (вторая редакция — 1907)
1925 — «Дело Артамоновых»
1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»
Повести
1908 — «Жизнь ненужного человека».
1908 — «Исповедь»
1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913—1914— «Детство»
1915—1916— «В людях»
1923 — «Мои университеты»
Рассказы, очерки
1892 — «Макар Чудра»
1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
1898 — «Очерки и рассказы» (сборник)
1899 — «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»
1901 — «Песня о буревестнике» (поэма в прозе )
1903 — «Человек» (поэма в прозе)
1913 — «Сказки об Италии».
1912—1917— «По Руси» (цикл рассказов)
1924 — «Рассказы 1922—1924 годов»
1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)
Пьесы
1901 — «Мещане»
1902 — «На дне»
1904 — «Дачники»
1905 — «Дети солнца», «Варвары»
1906 — «Враги»
1910 — «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го)
1930—1931 — «Сомов и другие»
1932 — «Егор Булычёв и другие»
1933 — «Достигаев и другие»
Публицистика
1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
1917—1918 — цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)
1922 — «О русском крестьянстве»
Максим Горький
Романтические рассказы
Горький пришел в эту жизнь, чтобы не соглашаться, противиться «свинцовым мерзостям жизни»: «Я рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде». А еще Горький пришёл в жизнь, чтобы сделать попытку «выдумать счастливую жизнь».
- Творческий путь Горького начинается в сентябре 1892 года с опубликования рассказа «Макар Чудра». ( тогда же появляется его псевдоним)
- 1895г. Напечатан рассказ «Старуха Изергиль».
- Ранние рассказы носят романтический характер.
Терминологическая работа.
В.А. Жуковский
Объяснить слова «романтик», «романтизм»
А.С. Пушкин
Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, зачастую одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к идеалу и потому находящейся в конфликте с обществом, с людьми.
М.Ю. Лермонтов
М. Горький
- Романтизм – особый тип творчества, характерные признаки:
- отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью ,
- изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и поэтому находящейся в конфликте с обществом.
Принцип романтического двоемирия: идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому, далёкому от романтического идеала.
Отличительные черты
Романтический герой:
- Гордая непокорность судьбе
- Цельность натуры
- Героичность характера
- Стремление к ничем не стесняемой свободе
- Гордый
- Сильный
- Свободолюбивый
- Одинокий
- Разрушитель сонного прозябания большинства
Романтические произведения М. Горького
«Песня о
Буревестнике»
РОМАНТИЗМ
«Песня о C околе»
Романтизм
«Макар Чудра»
Герои сильные ,
гордые, свободолюбивые,
одинокие, любящие жизнь и людей
«Старуха Изергиль»
Песня о Буревестнике
Только гордый Буревестник
реет смело и свободно
над седым от пены морем!»
«Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах...
«Песня о Соколе»
«Безумству храбрых
поем мы славу!
Безумство храбрых –
вот мудрость жизни!
О смелый Сокол!
… Пускай ты умер!..
Но в песне смелых
и сильных духом
всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль»написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете» Произведение принадлежит к раннему творчеству писателя. С этого момента Горький заявил о себе романтической как выразитель особого способа миропонимания и носитель определённой эстетики . В литературе принято говорить о неоромантизме в творчестве Горького, т.к. ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет.
Что такое композиция литературного произведения? Как связаны понятия композиция, тема, идея литературного произведения? В чём необычна композиция рассказ «Старуха Изергиль»? Какой приём лежит в основе построения рассказа?
Композиция рассказа «Старуха Изергиль»
- Первая часть – легенда о Ларре
- Вторая часть – жизнь Изергиль
- Третья часть – легенда о Данко
- Из чего «складывается» образ Ларры?
- Важно ли, что Ларра-сын женщины и орла?
- Каковы люди, к которым привела его мать?
- В чём суть конфликта людей и Ларры?
Почему Ларра отторгнут людьми?
«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать Бог с человеком за гордость». Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды.
В чём трагедия бессмертия Ларры?
Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? (ответ подтвердите примером из текста)
Ларра
Романтизм
Отверженный
сын женщины и орла
Жить без людей и только для себя
Превращается в тень
- В чём привлекательность образа Данко?
- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей? (ответ подтвердите примером из текста)
- Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?
Данко
Кто ничего не делает,
с тем ничего
не станется.
Нести людям свет.
Жить с людьми
и для людей.
Жертвовать собой,
спасая других.
Романтизм
Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблён эпитет?
Содержание
Отверженный
Сын женщины и орла
Жить без людей и только для себя
Превращается в тень
Содержание
Кто ничего не делает,
с тем ничего
не станется.
Жить с людьми
и для людей.
Жертвовать собой,
спасая других.
Сопоставьте портреты Ларры и Данко. Являются ли они необычными личностями?
Ларра
Портрет
Данко
Впечатление, производимое на окружающих
Понимание гордости
Отношение к людям
Поведение в момент суда
Судьба героев
Самостоятельная работа
Сопоставление образов Данко и Ларры . Критерии.
Данко
1. Отношение к толпе
Ларра
2. Толпа - герой
3. Отличительная черта характера
4. Отношение к жизни
5. Поступки, совершаемые героями
6. Отношение писателя к героям
7. Легенда и современность
Ларра и Данко
- Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?
- Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?
- Что общего в характерах Ларры и Данко и в чём между ними разница?
- Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев?
В каком эпизоде Данко сумел победить в себе Ларру?
Ларра
Данко
Эгоизм, индивидуализм
Любовь к людям
Каменная плоть
Огненное сердце
Тьма
Свет
Холод
Солнце
- Изергиль рассказывает «проходящему» не только две легенды, но и о своей жизни. Вспоминая прошлое, она раскрывает, как на исповеди, свою душу.
- Через все испытания, радости и невзгоды Изергиль пронесла и сохранила гордое стремление к свободе.
- Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»?
- Как вы его понимаете?
- Во всякой ли жизни возможен подвиг?
- Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?
- Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?
- В чём близка Изергиль Ларре и Данко?
- Какова функция образа Изергиль в рассказе?
- Как с помощью Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?
«Если только для себя, то зачем ты?»
Жизнь Изергиль
- Чему была посвящена жизнь Изергиль?
- Можно ли Изергиль назвать сильной личностью?
- Что же было в основе её жизни: желание любви или желание свободы?
- На что обречена Изергиль в конце жизни?
Представления Ф.Ницше
- Подвиг – сопротивление общему течению жизни;
- «Сила есть добродетель»; красота в силе и в подвиге;
- Человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла».
В рассказах рассмотрены разные философии жизни:
- Кто ничего не делает, с тем ничего не станется;
-Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать;
- Жить без людей и только для себя;
- Жить с людьми, но для себя;
- Жить с людьми и для людей…
Какая философия жизни близка вам?
Романтизм
- Горький говорил, что вряд ли он что-нибудь напишет так стройно и красиво, как рассказ «Старуха Изергиль»
- По художественному совершенству этот рассказ – одно из лучших произведений писателя.
Пьеса «На дне»
1902 год
Эпилог к серии рассказов о босяках
В меню:
1. Место действия
2. Обитатели ночлежки
3. Предмет изображения
4. Конфликт в пьесе
5. Новаторство Горького
6. Роль Луки в драме «На дне»
7. Вопрос о правде в драме «На дне»
8. Автор и его герои
Место действия
I и II действия
Подвал типа пещеры, свет идёт «от зрителя и сверху вниз» и доходит до ночлежников из подвального окошка (ищет среди них людей); «везде по стенам нары», кроме квашни, барона и Насти (кухня) ни у кого нет своего угла, укромное место (на печке), за пологом – кровать умирающей Анны (отделена от жизни); везде грязь.
Ночлежка
III действие
Вечер; ранняя весна; пустырь (засорённый и заросший бурьяном); колорит серо-красный
IV действие
Существенные перемены в обстановке: перегородки комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла; ночь; свет из внешнего мира не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола; последний акт – пустырь (удавился Актёр).
На пустыре…
Обитатели ночлежки
Люди, опустившиеся «на дно» жизни: босяки, преступники, «бывшие люди» (несут на себе социальное клеймо).
Представлены все социальные слои общества:
- разорившийся дворянин Барон;
- содержатель ночлежки Костылёв;
- полицейский Медведев;
- слесарь Клещ;
- картузник Бубнов;
- торговка Квашня;
- шулер Сатин;
- проститутка Настя;
- вор Пепел;
- бывший Актёр.
Всех уравнивает положение отбросов общества. У многих нет имён, остались одни клички.
Барон
Звание одной из ступеней дворянства. В последнем акте Барон рассказывает о своей родословной – видимо, его фамилия Дебиль (его предком, как он говорит, был Густав Дебиль). Французское слово debil означает «слабый, хилый, немощный».
У Барона есть любимое слово: «Дальше!» - слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже всё и ждёт чего-то нового, что никак не приходит.
К списку…
Костылёв
«Хозяин жизни» - содержатель ночлежки, где разворачивается действие пьесы, муж Василисы; чёрствый, эгоистичный человек, бессовестно наживающийся на несчастиях других людей. Его фигура вызывает отвращение, потому что он готов выжать и последнюю копейку из своих несчастных и обездоленных постояльцев. Жадность этого человека настолько сильна, что он не гнушается скупать краденное у ночлежников и провоцировать их на воровство.
К списку…
Полицейский Медведев
Дядя Василисы, хозяйки ночлежки. Полицейский, защитник «хозяев жизни». Считает, что «вся земля в околотке помещается». Человек для него то, что написано в паспорте (ситуация с Лукой).
Медведев женится на Квашне, меняя мундир на женину кофту.
К списку…
Картузник Бубнов
Бубнов – это, скорее всего, прозвище, которое давали:
- мастеру, делающему ударный инструмент;
- болтуну, который беспрерывно болтает, бубнит;
- промотавшемуся или проигравшемуся в карты;
- глупцу, лентяю, прихлебателю (бубны в голове – без царя в голове).
К списку…
Слесарь Клещ
Клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос. Герой с этой кличкой презирает всех окружающих, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не таков, как все её обитатели. Много лет он жил, издеваясь над женой, мучая её. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает других ночлежников как товарищей по несчастью.
К списку…
Торговка Квашня
Сорокалетняя вдова, имевшая в прошлом печальный опыт семейной жизни. Считает, что замужество – ненужная вещь, однако в конце пьесы выходит замуж за полицейского Медведева.
К списку…
Сатин
Фамилия Сатин имеет двоякое толкование.
- Сата, Сатя – сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры – боги из свиты бога виноделия Диониса. Они насмешливы, задиристы, наглы, любят вино).
- Эту фамилию связывают с именем «князя тьмы» - Сатаны.
- Сатина зовут Константином. Это значит «постоянный», от слова «константа».
К списку…
Настя
«Настя» - воскресшая. Проститутка, содержит Барона. Живёт мечтами о необыкновенной, красивой любви, с которой знакома из любовных романов.
К списку…
Васька Пепел
Василий – в переводе с греческого «царь, царский, царственный». Это имя созвучно имени Василиса, но является ли он, как любовник хозяйки, тоже «царствующим» здесь? Вряд ли. Поэтому его почти всегда называют не полным именем, а просто «Васька», а это уже «мальчик, служка»; распространённая кличка для кота. И сам он говорит о себе6 «Я вор, воров сын».
К списку…
Бывший актёр
Актёр – на самом деле бывший актёр, который когда-то в шекспировском «Гамлете» играл могильщика, но, видимо, всю жизнь мечтал сыграть другую роль – самого принца Датского. Ему принадлежат слова: «Без имени нет человека». По ходу пьесы он так и не назвал своего настоящего имени. Вспомнив любимые стихи, он припоминает и своё сценическое имя – Сверчков-Заволжский. (Это имя явно пародийное.) Подобно клещу, сверчок – тоже насекомое. «Сверчок – насекомое из отряда прямокрылых, производящее стрекочущие звуки. Самая известная пословица с этим словом «Всяк сверчок знай свой шесток».
К списку…
Предмет изображения
Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.
Предмет изображения – сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни.
Конфликт в пьесе
Василиса и Пепел
Костылёв
Наташа
Лука
Сатин и Барон
Далее…
Уровни социального конфликта
Внесценические конфликты
Личный социальный конфликт в прошлом у каждого из ночлежников:
- Барон – разорился;
- Клещ – потерял работу;
- Бубнов – ушёл из дома, чтобы не убить жену и её любовника;
- Актёр – спился, «пропил душу, погиб»;
- Пепел – имеет предопределение судьбы вора.
Эти конфликты внесценические, так как зрители наблюдают их результат.
Любовный конфликт (традиционный)
1. Экспозиция : разговор ночлежников о том, что Костылёв ищет в ночлежке жену, изменяющую ему с Пеплом.
2. Завязка : появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису.
3. Кульминация (внесценическая): из слов Квашни ясно, что Костылёв с женой «кипятком ноги девке сварили».
4. Трагическая развязка : убийство Костылёва Васькой Пеплом; Наталья перестаёт верить Пеплу.
Своеобразие драмы
1. Любовный конфликт – грань социального: показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает, а ведёт к трагедии.
В результате только Василиса достигает всех своих целей. В ней не остаётся ничего человеческого. Социальные условия изуродовали всех: и рабов, и хозяев.
2. Конфликт всеобщий для героев – внутренний (он в сознании людей «дна»).
3. Сюжет внесобытийный, в диалогах героев.
4. Жанр – социально-философская драма.
Новаторство Горького
В пьесе «На дне» возникло многоголосие – не скопление монологов, диалогов, а непрерывный полилог , такое многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, «зацепляют» окружающих, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но тем не менее вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей по ночлежке. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь.
Роль Луки в драме «На дне»
«Во что веришь – то и есть.»
В меню…
1. Взгляды на жизнь
2. Взаимоотношения с ночлежниками
3. Отношение к Анне
4. Надежда Актёру
5. Совет Пеплу
6. Утешение Насте
7. Притча о «праведной земле»
8. Совет Наташе
9. Врал ли ночлежникам Лука?
10. Отношение автора к Луке
Взгляды на жизнь
При своём появлении в ночлежке Лука сразу проявляет взгляды на жизнь:
«Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… так-то.»
«Старику – где тепло, там и родина.»
Он – в центре внимания постояльцев, концентрирует развитие сюжета.
Взаимоотношения с ночлежниками
Лука быстро находит подход к ночлежникам:
«Погляжу я на вас, братцы, - житьё ваше – о-ой!..»
Жалеет Алёшку: «Эх, парень, запутался ты…»
Не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников.
Становится необходимым для Анны, жалеет её.
Умело льстит Медведеву, называя его «ундером».
О себе ничего не сообщает, кроме: «Мяли много. Оттого и мягок…»
В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.
Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее будущее.
Отношение к Анне
Лука ухаживает за умирающей Анной, жалеет её, утешает тем, что на том свете, в раю, не будет мучений и не стоит цепляться за «земную» жизнь.
Отходная умершей Анне
Надежда Актёру
Актёру Лука говорит о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Лука верит в силу мечты: «Человек – всё может… Лишь бы захотел…» Актёр верит рассказу Луки. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». Актёр пытается воздержаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. Но после исчезновения Луки он понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством – вешается.
Совет Пеплу
Вору Ваське Пеплу Лука советует уехать в Сибирь и начать жизнь заново. Когда жена хозяина ночлежки Василиса уговаривает Ваську «освободить её от мужа», Лука, желая помочь Пеплу, прячется на печке и подслушивает разговор, а затем мешает завязаться драке Пепла с Костылёвым.
На печке
Освободи!
Утешение Насте
Проститутку Настю, над книжными фантазиями которой все смеются, Лука утешает: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она».
Притча о «праведной земле»
Лука рассказывает притчу о «праведной земле» - о бедном человеке, который верил в существование такой земли, но, разочарованный тем, что на карте у учёного таковой не оказалось, повесился.
Совет Наташе
Когда Пепел зовёт Наташу уйти вместе с ним, Лука советует ей почаще напоминать Пеплу, что тот «хороший человек».
Врал ли ночлежникам Лука?
Горький даёт этому герою двойственное имя:
- евангелист Лука («светлый»);
- ассоциация – «лукавый» («чёрт»).
По данному вопросу существуют разные мнения. Ясно только, что он верит в силу мечты и пользу жалости.
Лука говорит: «Христос-от всех жалел и нам так велел», - однако на прямой вопрос, есть ли Бог, отвечает: «Коли веришь – есть, не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…» Из этих слов видно, что герой считает право выбора веры неотъемлемым для человека. При этом он бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни (Анна, Настя, Актёр, Пепел).
Отношение автора к Луке
Горький о своём замысле:
«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Он не приемлет пассивное сознание, идеологом которого считает Луку. По мнению писателя, тот может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить.
М. Горький, 1902
Вопрос о правде в драме «На дне»
Мысли автора
Циничная правда
Утешительная ложь
В меню…
1. Уровни правды
2. Правда Бубнова
3. Монолог о человеке Сатина
Уровни правды
- Частная правда , которую отстаивают герои «для себя» (Настя – существование необыкновенной, светлой любви; Барон – существование благополучного прошлого; Клещ – своё настоящее положение; Василиса – я «надоела Пеплу»).
- Мировоззренческая правда :
Утешительная проповедь – ложь Луки противопоставлена циничной правде Бубнова.
Правда Бубнова
«Шум - смерти не помеха.»
«Снаружи как себя не раскрашивай, всё сотрётся… всё сотрётся, да!»
«На что совесть? Я – не богатый.»
«Что было – было, а остались – одни пустяки…»
«Здесь господ нету… всё слиняло, один голый человек остался.»
«…все люди на земле – лишние…»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут… Строят дом, а щепки – прочь.»
«Всё – сказки.»
«Все так родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?»
Разговор о правде
(Бубнов – в середине)
Монолог о человеке Сатина
«Человек – вот правда! Он (Лука) это понимал… Вы – нет! Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»
«Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие. За любовь, за ум… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ловек! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!»
Автор и его герои
Слова Сатина – не его слова, а мысли автора.
Сатин тоже лжёт. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и в настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному человеку, человеку – мечте.
Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого автора.
Пьеса «На дне» - переломный момент в судьбе писателя.
Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого метода (середина 30-ых годов XX века – социалистический реализм).
Трансформация горьковского героя
- Во всех произведениях Горького звучат раздумья о смысле жизни, мотив неприятия действительности, мечта о преображении мира и человека.
- В разные годы она выражается по-разному: в поисках земли обетованной или "Града грядущего", прославлении Человека или Бога-народушки, попытках создать новую религию или всемирный интернационал интеллигенции, наконец, в практике строительства советского государства.
- Поэтому невозможно проследить эволюцию творческого метода Горького-художника, если руководствоваться традиционными принципами.
Трансформация горьковского героя
- Он признавал могущество богов, управляющих жизнью человека: Огонь - Вода - Воздух и другие стихии.
- Название первого произведения писателя - "Песнь старого дуба" - значимо. Оно свидетельствует о наличии мифологем, которые мы находим почти во всех ранних произведениях писателя: лес - храм, Солнце - Бог, вода (море или река) - основа жизни.
- Размышляя о связи между Человеком и Космосом, Горький пытается разгадать "тайны земли", используя опыт предков - народные поверья, легенды, сказки и песни. Параллельно развивается мысль о том, что Свобода - тоже Бог: ради нее можно пожертвовать даже жизнью.
Трансформация горьковского героя
- Горьковский мятежный человек, шествующий все выше и выше, в чем-то сопоставим с библейскими героями, восходящими на гору, чтобы услышать слово Божье и нести его людям.
- Он, несомненно, близок и к мифологическим архетипам, бытующим в древнерусской литературе.
- Человек у Горького включен не только в круг земной, но и небесной жизни.
- Традиционный цикл (рождение - земное житие, смерть- воскресение) изображаются им как путь к воскресению и совершенствованию духа.
- Герой совершает подвиги и покоряет людей своей праведностью, силой веры.
Развитие образа матери в горьковском творчестве
- Материнская (богородичная ипостась) была ему гораздо ближе отцовской (Бог - отец - сын и дух свят) быть может потому, что ему изначально нравился добрый Бог бабушки.
- В своих произведениях он создал незабываемую галерею женских образов - от старухи Изергиль до Марины Зотовой в "Жизни Клима Самгина".
- Писатель воспевает Женщину-мать, сравнивая ее с Богоматерью (Пелагея Ниловна, бабушка Акулина, - матери из "Сказок об Италии", орловская баба в рассказе "Рождение человека").
Развитие образа матери в горьковском творчестве
- С жизненным циклом Матери-земли (Руси) связан мотив пути: "хождения" по стране в поисках "невидимого народного Иерусалима".
- По христианским поверьям, души, связанные между собой клятвой спасения мира, осуществляют план Божий.
- Странник - постоянный герой горьковского творчества 1910-х гг.
- Он проповедует идею "собирания человека" в единое неделимое целое -"Бога-народушку". Объединенный общей верой, он, по мнению писателя, способен творить чудеса .
Разрушение системы романтизма
- Начиная с середины 1920-х годов, в творчестве Горького возобладала идея прогресса, сопрягавшая воедино прошлое, настоящее и будущее.
- Это дает основание для заключения о том, что со второй половины 1920-х годов мифопоэтическая система в творчестве Горького не только перестает развиваться, но и разрушается.
- Ей на смену приходит иной тип художественного мышления, основанный на материалистическом мировоззрении и книжной традиции.
Разрушение системы романтизма
- С наибольшей полнотой он выразился в "Жизни Клима Самгина", где герой превратился в антигероя, житие - в жизнь, образ матери утратил черты романтизма (большинство героинь эпопеи бездетны), а природа не играет никакой системообразующей роли.
- Ни красоты Русь-города, ни очарование Старой Руссы не трогают душу Клима, который видит пейзаж "похожим на раскрашенную картинку из книги для детей".
- В новой художественной системе трансформируется даже образ народа, который выступает теперь как необузданная толпа, постепенно превращающаяся под влиянием большевистских идей в революционную силу.
И всё-таки…
- "А? Человек-то? Что есть лучше человека? Ничего нет, государь мой! Так и знайте - ничего нет! И другим поведайте - нет ничего, что было бы лучше человека в мире сем!»