«Развитие дыхания у заикающихся дошкольников»
Заикание — одно из самых сложных речевых расстройств, которое сопровождается спазматическим состоянием артикуляционного аппарата. Чаще всего заикание возникает в дошкольном возрасте. Методика устранения заикания включает психотерапию, режим тихой и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляционными и певческими упражнениями, сеансы гипнотерапии и приемы самовнушения. Освоение правильного речевого дыхания — важная и необходимая основа речевой коррекции заикающегося ребенка. Лечение заикания без нормализации дыхания бессмысленно! Заикающиеся дети обычно говорят поверхностным ключичным дыханием. Сначала они дышат, приподнимая плечи, напрягая мышцы лица и шеи и проговаривая короткие фразы на выдохе. У них наблюдается спазм гортани. Затем они делают еще один судорожный вдох и, снова заикаясь, произносят короткую фразу, иногда даже просто слово или слог. Объем вдоха незначителен, воздуха не хватает на длинное предложение. Заикающемуся ребенку необходимо изменить ритм дыхания и речи. Поэтому необходимо: легкие наполнялись воздухом до самого низа и с широким основанием; голосообразовании — создавать так называемую «опору»; максимально подвижными и эластичными; ходах атмосферный воздух очищается, согревается и увлажняется. При дыхании носом в легкие поступает гораздо больше воздуха, чем при дыхании ртом. Дыхательная гимнастика — это не только эффективный способ устранения дыхательных спазмов, но и излечения всех форм заикания. Правила выполнения дыхательной гимнастики:
• Обращайте внимание на правильную осанку ребенка и подвижность плечевого пояса, шеи и мышц лица;
• вдыхайте и выдыхайте спокойно;
• вдыхайте — без лишних усилий, не поднимая плеч;
• выдох – без лишних усилий, не надувая щеки.
Дыхательные упражнения должны быть построены так, чтобы ребенок не концентрировался на процессе вдоха и выдоха. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения проводятся в игровой форме, позволяя ребенку непроизвольно вдыхать глубже и выдыхать дольше. При проведении игр на развитие дыхания следует помнить, что дыхательные упражнения могут быстро утомить ребенка и даже вызвать головокружение. Поэтому эти игры необходимо ограничивать по времени и чередовать с другими упражнениями.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха. Цель этих игр и упражнений — научить ребенка плавно выдыхать мощную направленную струю воздуха через рот.
«Покатай карандаш» Ребенку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе через рот катать по столу круглый карандаш.
«Листья шелестят» Предоставляются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в форме листика и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Ветерок» ребенок осторожно дует в листья так, чтобы они гнулись и шелестели.
«Снежинки летят» На веревочки прикрепляются легкие кусочки ваты или снежинки, вырезанные из тонкой бумаги. По сигналу «Летят снежинки» ребенку предлагается долго дуть на них.
«Загнать мяч в ворота» Вытяните губы вперед трубочкой и осторожно подуйте на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2–3 см), лежащий на столе перед малышом, просовывая его между двумя брусочками или другим подходящим предметом — это «футбольный мяч». Мишень".
«Ветряная мельница» Для этой игры нужна песочная мельница или вертушка. Ребенок дует на крылья игрушки, а взрослый сопровождает действия ребенка стихотворением: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»
«Бабочки» Вырежьте из бумаги маленьких бабочек и подвесьте их на проволочки. Попросите ребенка подуть на бабочек, чтобы они полетели.
«Задуй свечку» Дети держат полоски бумаги примерно в 10 см от губ. Детям предлагается медленно и осторожно дуть на «свечку» так, чтобы пламя «свечки» изгибалось.
«Лопнула шина» Дети вытягивают руки перед собой и образуют круг — «обруч». На выдохе медленно произносят звук «ч-ч-ч». Руки медленно скрещиваются так, чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот. На выдохе грудная клетка слегка сжимается. Принимая исходное положение, дети непроизвольно вдыхают.
«Накачать шину» Дети просят накачать «спущенную шину». Сжимают кулаки перед грудью и держат воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом со звуком «с-с-с». При прямом положении вдох происходит непроизвольно.
«Воздушный шар» Упражнение выполняется так же, как и упражнение «спущенная шина», но при выдохе дети произносят звук «ф-ф-ф».
«Жук жужжит» Поднимают руки в стороны и слегка отводят их назад, как крылья. При выдохе дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки. Принимая исходное положение, дети непроизвольно вдыхают.
«Ворона» Исходное положение: вытягивают руки в стороны. Дети медленно опускают руки, приседают и произносят протяжное «К-а-а-а-р».
Принимая исходное положение, дети непроизвольно вдыхают. Овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.