Мы находимся на территории Нижегородского авиастроительного завода «Сокол». 1 февраля 1932 года он начал работу как авиазавод № 21. Это были годы первых пятилеток. В августе 1932 года на заводе был построен первый самолет. В 1936 году предприятию было присвоено имя в честь наркома тяжелой промышленности - «Горьковский Авиационный Завод им. Серго Орджоникидзе», сокращенно ГАЗИСО.
Вот мы идем по аллее, на которой представлены истребители. Их в разные годы выпускал завод. Они принесли заводу славу. А самым первым самолетом, выпуск которого был налажен на 21-м заводе, стал истребитель-биплан И-5. Сейчас мы входим в Музей истории завода «Сокол» и оказываемся в центре зала. Над нашими головами «парит» самолет! Глядя на него, мы удивляемся гению его создателей! Самолет поражает тем, что при внешней неуклюжести он обладал большой маневренностью. Приземистый, похожий на воробья, он летал так же стремительно, как эта небольшая серенькая птичка, был так же хитер и увертлив! Наши летчики ласково называли его «Ишаком», летчики республиканской Испании - Моска (Муха), японские летчики - Абу (Овод), а немцы - Рата (Крыса). Всё это самолет И-16 – один из наиболее любимых и известных самолетов Советского Союза.
Экскурсовод рассказывает нам, что самолет И-16 был создан советским авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым. В 30-е годы ХХ в. в СССР его величали «Королем истребителей». Изделия Н.Н.Поликарпова были гениальны! Так было с И-16 по различным летным характеристикам. Он явился первым скоростным истребителем — м
онопланом новой генерации. Оказывается, основные материалы, из которых делали самолет не только алюминий и конструкционная сталь, но и дерево. Каркас усиливался стальными уголками. Фанерная обшивка крыла обклеивалась полотном и затем многослойно покрывалась авиационным лаком. Фюзеляж обрублен спереди, плавно сопряжен мощными зализами с широкими крыльями, массивное оперение, убирающееся шасси. Всё это придаёт И-16 неповторимый облик фантастического лобастого насекомого. Задняя центровка (более 30 %) делает самолет неустойчивым в полете. Это считалось тогда вполне нормальным и даже желаемым для увеличения маневренности. Хотя достигнутый результат и доставлял впоследствии много хлопот при подготовке летчиков, он же сыграл и свою положительную роль.
22 ноября 1933 г. Совет Труда и Обороны СССР принимает решение о запуске И-16 в серийное производство. Начинаются испытания. 30 декабря 1933 года наш земляк, летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов выполняет первый полёт на первом И-16 с двигателем М-22. После новогодних праздников дебютирует вторая машина с американским двигателем «Райт-Циклон». И-16 с отечественным двигателем М-22 показывает лучший результат. Управлять таким новым самолетом было непривычно. В.П.Чкалов считал самолет сложным в пилотировании. Но те пилоты, которые хорошо освоили И-16, обладали, утонченной техникой пилотирования и без труда осваивали другие машины.
Весь январь 1934г. шла доводка самолета и основные заводские испытания. В феврале две машины были готовы для Государственных испытаний на не убираемых лыжах. Затем самолеты отправляют на доработку, чтобы испытать на колесном убирающееся шасси. Наступает время испытать в теплых климатических условиях под Севастополем. 1 и 2 м
арта 1934 года В.П.Чкалов произвел 75 срывов на штопор. В результате этих испытаний судьба И-16 была решена окончательно: запустить в серийное производство!
Нам запомнился такой момент: у И-16 опоры шасси убирались вручную. Летчик вращал штурвал лебедки, делая 44 оборота. Представьте, это надо было делать, одновременно управляя самолетом! Подъем шасси вызывал большие затруднения даже для такого физически сильного летчика как В.П.Чкалов. Именно он догадался убирать шасси путем особого маневра, когда при определенном повороте самолета шасси убирались сами. Это было гениально! Наш земляк В.П.Чкалов стал самым знаменитым летчиком Советского Союза.
Мы подходим к фрагменту фюзеляжа, заглядываем в кабину. Большое количество приборов, кнопок, кресло пилота… Кабина самолета была задумана закрытая, но от этой идеи пришлось отказаться. Отказ был вынужденным: фонарь (прозрачная створка, закрывающая кабину) изготавливался из недостаточно качественного материала. Летчики опасались, что в случае аварии не успеют катапультироваться. 1 мая 1934 года самолет И-16 впервые пролетел над Красной площадью.
В 1935 г. И-16 поучаствовал в авиационной выставке в Италии. Советский Союз представил его как спортивную модель, чем вызвал удивление. А от этого толстячка позже досталось итальянским конструкциям!
В процессе серийного выпуска И-16 постоянно улучшался. Появлялись все новые его модификации, отличавшиеся более мощными и высотными моторами (М-25В, М-62, М-63) и усиленным вооружением (в том числе скорострельными авиационными пушками и реактивными снарядами, что было впервые на истребителях). Выпускались и двухместные учебно-тренировочные варианты этого самолета.
Боевое крещение И-16 получил во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. 9-го ноября 1936 года И-16 впервые появились в небе над Мадридом. Появление их коренным образом изменило характер воздушных схваток. Новый самолет был первым в мире, способным вести бои на вертикали. Основные противники — немецкий истребитель He-51 и итальянский C.R.32 значительно уступали ему по своим летным данным — настолько, что пилотам этих машин было настоятельно не рекомендовано ввязываться в бой, не имея численного преимущества. Националисты, пораженные мощью самолета, ужаснулись. В самый разгар Испанской войны появилась новая работа для «ишачков». Япония, включившись в процесс передела мира, начала в 1937 году захват территории Китая. В Китае И-16 получили и свое новое прозвище - здесь их стали называть «ласточкой». Часть из них использовалась для обучения китайских летчиков, а основная масса следовала далее на Восток к горячим точкам. В июне-августе 1939 г. состоялись воздушные бои в районе приграничной реки Халхин-Гол в Монголии. И-16 сбили реактивными снарядами 2 японских истребителя. Другие поторопились скрыться, испугавшись.
Конечно, самолет послужил и своей Родине. Именно истребители И-16 вместе с другим детищем Н.Н.Поликарпова — бипланом И-153 защитили родную страну в первые дни войны. Как хорошо, что И-16 являлся основным истребителем всех Военно-Воздушных Сил Советского Союза. «Ишачок» был хорошо освоен в воинских частях. Новые ЯК, ЛАГГ, МИГ не могли быть главной защитой страны в случае начала боевых действий. По состоянию на 1 июня 1941 г. на вооружение пяти западных военных округов (Ленинградского, Прибалтийского, Западного особого, Киевского особого и Одесского) состоял 1771 самолет данного типа. Это составляло более 41% от общего числа истребителей, сосредоточенных на западной границе Советского Союза. В ВВС Северного, Балтийского и Черноморского флотов насчитывалось 334 «ишака», то есть около 43% от общего количества морских истребителей.
И-16 лишают немецкие бомбардировщики возможности летать по небу, а сами благополучно возвращаются домой. Организованное противодействие давало свои плоды — в большинстве случаев И-16 в воздухе имели больше побед, чем потерь. Это наш авиазавод №21 выпустил 8494 И-16 с 1934 по 1941 год. А 1940 год стал годом самого массового выпуска —2710 машин, 2207 из них произведено в нашем городе.
Всего советские авиазаводы с 1934 по 1942г. построили 10292 И-16 всех модификаций, что позволяет расценивать его как самый массовый истребитель в мировой истории в период, предшествующий 2-й мировой войне.
После экскурсии мы решили спросить родственников, которые работают или работали на авиазаводе, что они знают о прославленном самолете И-16. Из интервью с лауреатом Государственной премии «За улучшение качества машин и механизмов в авиационном заводе» 1989 года, бывшей электромонтажницей цеха № 42 завода «Сокол» Розининой Надеждой Сергеевной мы узнали: «В 50-е гг. ХХ в. истребитель И-16 решили усовершенствовать. Деревянные элементы заменили на металлические, улучшили вооружение и электрику. С 1961 года я тоже имела отношение к работе над И-16. Обновленный самолет пользовался популярностью не только в России, но и за рубежом». Оказывается, что несколько машин, восстановленных российскими инженерами, летают в небе Новой Зеландии, Испании и США.
И-16 и его подвиги – это, безусловно, яркая и героическая страница нашего прошлого. Именно на его крыльях приходила победа не только в нашу Родину, но и в страны, нуждавшиеся в защите. Созданный гением Н.Н.Поликарпова, «ишачок» трудился для победы, и мы можем по праву гордиться тем, что именно наш город, наш авиазавод внес столь ценный вклад в историю нашей страны.