СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк. Детство, опалённое войной. Работа ученицы 8 класса Вихоревой И.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети военного времени. Трудности жизни в тылу врага. 

Просмотр содержимого документа
«Очерк. Детство, опалённое войной. Работа ученицы 8 класса Вихоревой И.»

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

О чем мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства? Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре долгих и нескончаемых года. Дети любили жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых цветов. На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполнится 70 лет Великой Победы! Как же жили тогда, дети войны?

Мне захотелось узнать о детях военной поры на примере судьбы Дикаревой Надежды Петровны – жительницы нашего поселения Малые Вязёмы. Трогательным и незабываемым получился её рассказ об испытаниях,

пережитых в годы Великой Отечественной войны.

Надежда Петровна Дикарева родилась в 1932 году. К началу войны ей было всего 10 лет, но мучительные эпизоды войны на Смоленьщине навсегда остались в ее памяти.

На рассвете 22 июня 1941 года её семья, состоящая из 8 человек, услышала рев мотоциклов. Это были немецкие солдаты. Войдя в деревню, они подожгли школу и у всех на глазах повесили директора Гладышева В. Г.. Подъезжая к избам, они расстреливали всю живность, которая была в хозяйстве. Дома обливали бензином и тоже сжигали. В 1942 году Надежда убежала к партизанам, среди которых был её брат. Мужчины остались в лесу, и чтобы спрятать коров Надежде пришлось перегонять их в деревню Брехалово. Предполагалось, что немцев там нет, но ошиблись. Возвращаясь домой лесом, она встретила немецких солдат. Они стали отбирать у неё животинку, а она сопротивлялась, так как корова была кормилицей всей семьи. За это они избили её прикладом и ногами.

Прибежав домой, она увидела, что деревня полыхает от пожаров. Немцы с автоматами стали перегонять народ из деревни в деревню, а часть беженцев, в том числе и семью Нади, отправили в д. Батурино. Согнали всех в одну избу и написали на дверях «Тиф». В маленьком доме находилось около сотни человек, пошли различные заболевания, дети пухли от голода, холода и умирали. Когда партизаны обстреливали немцев, те в свою очередь вымещали свою злость на жителях деревни. Они заводили лошадей в избу, чтобы давить людей. В этой суматохе каждый спасался, как мог. Мама Нади вытаскивала детей на улицу в 30-ти градусный мороз в снежные сугробы, там они пережидали, пока немцы успокоятся. Героиня очерка помнит, как ей и сестре надевали на шею деревянные дощечки с номерами, выдавали лопаты и под прицелом автоматов заставляли расчищать дороги под немецкую технику. Были среди немцев и добрые. Иногда кто-то из немецких солдат ставил детей, чистящих снег, в общую очередь за едой. Они варили густую фасоль с картофелем и консервами, давали хлеб, в то время казалось, что вкуснее ничего нет. Но такое отношение было очень редким. В памяти Надежды случай, когда солдаты избили её до потери сознания ногами за то, что она попросила кусочек хлеба у охранника повозки провианта, присланного немцам.

Было много «белорукавников», которые сдавались немцам, думая, что победа в их руках. Они предавали близких и товарищей по оружию. У сестры Надежды муж был начальник партизанского отряда, и на него «белорукавник» донес. Немцы пришли, взяли сестру с младенцем, отвели за деревню и заставили копать себе могилу. Фашисты очень боялись партизан, поэтому всячески издевались и мстили даже родне. Несмотря на это, мирные жители продолжали помогать партизанам – передавали еду, одежду, собранное на полях боя оружие. Когда немцы уходили из деревни, женщины ухитрялись испечь хлеб для партизан, и дети ползком переправляли его в рюкзаках в лес, под огнем неприятеля. Иногда принесённый хлеб был с отверстиями от пуль. Когда в 1944 году партизаны выбили последних немцев из Ржева, в колхозах остались только старики и дети, весь нелегкий труд ложился на подростков. Вместе с другими Наде приходилось таскать плуг, копать землю, сеять зёрна колосков ячменя, овса, ржи, собранных детьми с полей. Но ужаснее было другое. Реки, овраги, окопы были запружены мертвыми. Надежде тоже приходилось копать ямы, таскать трупы солдат и закапывать их. Брат, который был в партизанском отряде, погиб за неделю до окончания войны, сестренка пяти лет умерла от переохлаждения и голода.

В конце 1945 года родственники Надежды помогли перебраться ей в Москву. В течение нескольких лет она сначала работала помощницей по хозяйству в семьях, затем сортировщицей в институте " Стекла и волокна", закончила курсы кройки и шитья. В 1952 году Надежда Петровна познакомилась с будущим супругом, через два месяца они поженились. После окончания военного училища вместе с мужем она жила по месту его службы в Краснодаре и в Архангельске, а затем переехала в Городок-17. Работала воспитателем детского сада, затем заведующей детского сада. За время работы в детском саду была награждена грамотами "Победитель Социалистического соревнования», имеет звания «Ветеран труда», « Труженик тыла». С мужем они воспитали двух дочек, сейчас уже есть два внука и внучка и правнучка.

Во время моей беседы с Надеждой Петровной пожилая женщина несколько раз прерывала свой рассказ, чтобы смахнуть накатившиеся слёзы. Мне страшно было представить, какое трудное детство было у моей собеседницы и её родственников. Война и дети … Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. Война "украла" детство у тысяч мальчишек и девчонок. У ребят не было игрушек, им некогда было отдыхать. Дети жили в страхе и голоде. Они мечтали, чтобы скорее закончилась война. Вот почему так важно, чтобы они больше никогда не испытывали страха и горя.


3