9
Экологические мотивы в лирике бузулукского поэта К.А. Мусорина
Творческий и жизненный путь поэта К.А. Мусорина.
Семья. Мусорин Константин Андреевич родился 23 ноября 1917 г. в городе Бузулуке. Его родители в это время проживали в селе Алексеевка Матвеевской волости Бузулукского уезда. Вскоре родители переехали в Бузулук. Отец, Андрей Владимирович, устроился на работу в железнодорожное депо, а мать Феоктиста Яковлевна всю жизнь проработала техничкой в железнодорожной школе. В её трудовой книжке всего одна запись. Многодетная семья была дружная, работящая. Кроме Константина Андреевича в семье росли ещё два сына и дочь. К сожалению, отец умер рано, и мать воспитывала детей долгое время одна. После окончания средней школы в г. Бузулуке Константин Андреевич поступил в 1937г. в Уральский индустриальный институт имени Кирова.
Учёба в институте и работа учителем
Но в 1941году началась война, и Мусорин, не доучившись в институте один год, вынужден был вернуться к матери, так как старшие братья были призваны на фронт. В институт Константин Мусорин уже не вернулся. Он устроился на работу учителем физики и математики в Старотёпловскую семилетнюю школу. За безупречный, добросовестный труд вскоре был назначен директором этой школы. К.А. Мусорин был членом Коммунистической партии. В Старой Тёпловке Константин Андреевич женился на местной девушке Колесниковой Ольге Андреевне. У них родились два сына: Михаил и Александр. В семье всю жизнь царили очень тёплые отношения, уважение друг к другу. Подрастали дети. К сожалению, его жена умерла в 48 лет от тяжёлой болезни. В память о своей супруге Константин Андреевич посадил тысячу берёзок около Липовской восьмилетней школы, где он с 1947 года работал директором вплоть до ухода на заслуженный отдых.
Писать стихи Костя Мусорин начал ещё в школе, а во время учёбы в институте уже печатался в периодических изданиях: в «Учительской газете», журнале «Молодой колхозник». Мусорин - автор сборника стихов «Березка» (1960), участник коллективных сборников «Сенокосы» и «О чем поет народ Отчизны». Несколько его стихотворений вошли в антологию поэзии Оренбуржья «Вечный берег». Не случайно автор свой первый сборник назвал «Берёзкой». Образ русской берёзы, издревле полюбившийся народу, в поэзии стал традиционным. И К.А. Мусорин, лирик по складу души, не лишил себя права писать о природе. Но поэт старается не замыкаться в рамки одних вековых традиций. Он сознает, что природа в художественном произведении существует не сама по себе, а как средство выражения поэтического настроения автора, его понимания жизни, как средство воплощения времени. Указом ПВС СССР от 1954 года за выслугу лет и безупречную работу К.А. Мусорин награжден медалью «За трудовое отличие».
В литературном объединении им. Д. Фурманова.
В 1929 году в городской библиотеке им. Л. Толстого собрались, чтобы организоваться в творческую группу, бузулучане, любящие литературу. Инициатива создания литературного объединения принадлежала Завьявловскому Петру Тимофеевичу и Филатову Петру Степановичу — местным литераторам и краеведам. Это было одно из первых литературных объединений в Оренбургской области.
Сотрудничали тогда в объединении известные к тому времени поэты и журналисты: Константин Мусорин, Алексей Шестаков, Иван Сухарев, Василий Филатов, Левинсон. Заметный след в его истории оставили десятки других бузулучан — поэтов, прозаиков, журналистов.
С тех пор литературно-творческий процесс в Бузулуке проистекал, как сама жизнь: то разгораясь, то на какое-то время «входя в берега». Его участники непременно становились фигурантами всего, что происходило в стране. Переживаемые ими времена были не самыми лёгкими в истории страны и русской литературы. Но они смогли создать то, что осталось потомкам на целые десятилетия.
8 августа 1946 года. Литературное объединение им. Д.Фурманова. Группа молодых писателей. Слева направо: Н. Буханов, Левин, П.Завьяловский, К. Мусорин, И. Туляков.
По пятницам были заседания объединения. Многих собирали литературные пятницы: Сухарева И. Д., Мусорина К. А., Чурикова Е. В., Горскую Л., Шестакова А. Н., Курдакова Е., Арефьева В., Матасова Ю., Лисянскую М., Хвойко Б., Алёхина В., Медведева М., Гвоздёва С., Левина З., Рябцева Ю.— все они по праву вписали в свою биографию литературное объединение имени Фурманова.
Талант поэта - видеть в окружающем мире лучшее.
Константин Андреевич Мусорин, повествуя о благородстве, любви и верности, помогает раскрывать в людях их лучшие качества: чувство долга и ответственности, благородства и терпимости, учат добру, чести и справедливости. Особенно значимыми для нашего поколения стали книги местных авторов, потому что за каждой строкой – ценнейший опыт писателя-земляка. Со страниц его книг встаёт такой знакомый и в то же время незнакомый, воспетый в стихотворных строчках родной край, завораживает игра красок земли бузулукской. Таков отчий край:
Пускай он выглядит неброско -
Край хлеборобов, отчий край,
Где на сто вёрст - одна берёзка,
А солнце - впору отбавляй.
Где вкусно пахнет свежим хлебом,
Где ходят к речке за водой,
Где люди как просторы неба,
Живут с открытою душой.
Здесь труд в почёте от природы,
Здесь чище родниковых вод,
Не искалеченная модой
Сама поэзия живёт!
К.А. Мусорин – не равнодушный созерцатель, а человек, любящий природу
Никто не останется равнодушным, читая строки: «С детских лет я влюблен в твои зори, покосы и нивы, край привольных степей, край душевных людей…» Это лирика К. Мусорина. Их писал человек, влюблённый в свой привольный край, в людей труда. Стихи К. Мусорина настолько живописны, что мы воспринимаем их как картинку, которая оживает под рукой поэта со всеми оттенками красок и звуков. Не случайно такие стихи были любимы читателями. Представьте, что перед вами живые зарисовки. Вот «весёлая метель», которая поёт в степном заснеженном поле:
Как в дыму заснеженное
поле-
То метель весёлая поёт…
По степному белому раздолью
Острогрудый снегопах плывёт.
Тракторист, из первых
новосёлов,
Водит трактор твёрдою рукой.
Он сейчас похож на мукомола,
Весь завьюжен пылью
снеговой.
Радость чистая видна во взоре,
Он работать и в пургу готов,
Лишь бы летом здесь шумело
море
Напоённых влагою хлебов.
В 1962 появилось стихотворение «Подсолнух», где автор рисует образ золотого подсолнуха, растущего в знойном степном краю. Он «неказист», «рыж от зноя», но верен солнцу, на него глядит. Так и поэт верен своей музе, глядит только на неё, свою единственную:
Он неказист и рыж от зноя.
Он постоянством знаменит.
На солнце жаркое степное
С утра до вечера глядит.
Мы, видно, с ним единоверцы.
Счастливой радуясь судьбе,
Моя единственная, сердцем
Я обращён всегда к тебе…
Во всех стихотворениях К. Мусорина видна незримая параллель: природа-человек. Прославляя отчий край, испытывая гордость за людей, что «живут с открытою душой», автор замечает, как чиста родниковая вода, как много солнца в родном степном отчем крае:
Пускай он выглядит неброско-
Край хлеборобов, отчий край.
Где на сто вёрст одна берёзка,
А солнце – впору отбавляй.
Где вкусно пахнет свежим хлебом,
Где ходят к речке за водой,
Где люди, как просторы неба,
Живут с открытою душой…
Видим гармонию, нет ничего такого, что бы нарушило равновесие во взаимоотношениях природы и человека. В то же время в лирике поэта слышны трагические ноты, слова предупреждения от зла, войн, вражды людей:
На угасающей планете
Упал последний лепесток.
Он был опутан в её сети
И натиска сдержать не смог...
Боль за загрязнение и исчезновение рек.
Вместе со стихами К.А. Мусорина входят в наши души мир звуков и красок, и мы чувствуем ещё большую любовь к родной бузулукской земле. Природа в его стихах всегда ранима, её должен оберегать человек. Тревожные строчки о реке Домашка явились пророческими. Сердце поэта болит и страдает от того, что когда-то полноводная река стала «не речкой, а ручьём». А душе поэта так больно и жутко от происходящего:

Смотрю на Домашку,
Сощурив глаза,
И чувствую – скатится
Скоро слеза…
Домашка, Домашка,
Не речка – ручей.
Плакучая ива
Склонилась над ней.
Льёт слёзы она,
Как любимая дочь,
Однако не может
Ничем ей помочь.
Шагнуть на тот берег-
Не нужно моста.
Водилась в ней рыба,
Сегодня – пуста.
Мазутные пятна
Плывут по воде.
Не хочется в ней
Отражаться звезде.
Когда-то вертела
Она жернова,
А нынче бедняжка
Сама чуть жива.
И здесь, и в верховьях
Домашки – реки
Заилились все,
Почитай, родники…
Коль дальше пойдёт так,
Не исключено:
Дойдёт до потомков
Названье одно.
Ужели погибнут
Все реки в наш век?
Не верю! Закон есть.
И есть человек.
Не тот, что их губит,
А добрый, другой.
На помощь придёт он
Природе родной.
Мы увидели, что поэт обеспокоен проблемой обезвоживания рек. Именно о местных реках с болью пишет К. Мусорин. Человек, пользуясь дарами природы, платит ей не добром, а злом. Описание Домашки помогает поэту создать образ умирающей реки, выразить любовь к ней, тревогу за будущее рек и озёр, а в целом - родного края, страны и планеты. «Ужели погибнут все реки вовек?» - спрашивает автор стихотворения «Домашка». К. Мусорин называет Домашку «бедняжкой». Когда-то она крутила жернова, теперь не нужно моста, чтобы перейти речку, она грязна и неприглядна. В последних строках теплится надежда, это поэт выражает приёмом аллитерации, повторяя звонкий «р»: на помощь придёт «добрый, другой», поможет «природе родной». Но придёт ли он? Уже сегодня известно, что река погибла, а поэт предупреждал об этой экологической катастрофе. Не менее трагично стихотворение «Горькое свидание». Это крик души о помощи реке Бузулук, реке детства поэта, которую он любит, стремится к ней «издалека», в разлуке скучает без неё:
Как с любимой, бредил я свиданьем,
Я тянулся к ней издалека.
Так хотелось крикнуть утром ранним:
-Здравствуй, детства тихая река!
Но, увидев, замер онемело,
Словно душу вынули мою.
Так она, родная, обмелела,
Что с трудом её я узнаю.
Вся она как есть в мазутных пятнах,
А была ведь светлого светлей.
Мне до боли стала боль понятна
Ив плакучих, плачущих над ней…
Мать-природа беззащитна, ломка,
Не пора ли подвести черту,
Если мы желаем для потомков
Сохранить земную красоту?
К. Мусорин неоднократно выступал в бузулукских учебных заведениях, читал стихи, говорил о бережном отношении к природе. Константин Андреевич часто встречался с тружениками полей, беседовал с людьми, ратовал за большой урожай зерновых, не забывал говорить о внимании к земле.
Читаешь его стихи и любуешься миром природы, человеком труда. Но поэт своим творчеством говорит, что одного любования мало, природа нуждаются в нашей защите. Его поэзия помогает понимать, понимая, сочувствовать, а сочувствуя, действовать:
На исходе двадцатого века
Нетерпимей становимся, злей.
Что случилось с душой человека
Очень доброй по сути своей?
Творчество поэта остаётся востребованным и в наше время, потому что оно актуально. Природа и поэзия выступают в некоем гармоническом единстве, потому что в его стихах заключена огромная сила эмоционального воздействия на сердца людей.
Поэт обозначает экологическую проблему.
К.А. Мусорин напоминает, что пора помочь лесам расти и родникам течь, как помочь земле, чтоб залечила она раны, нанесённые самим человеком. Поэт обозначает экологическую проблему, которую мы должны решать сообща, всем миром. «Природу сохранить - себя сберечь» - основа современной экологической программы. К.А. Мусорин напоминал, что природа богата, но не бесконечна… Нам нужно сберегать и умножать богатства. Нельзя к природе относиться так беспечно. Природа не прощает нам ошибок. Нужно беречь мать-природу, помогать лесам расти и родникам течь. Нам никуда не деться от прогресса, от цивилизации. Но, несмотря на желание улучшить условия своей жизни, мы не должны забывать об окружающей нас природной среде. Уничтожив ее, другой взамен не получим. «Живая природа - это бессмертие человечества», - утверждал поэт К.А. Мусорин. Он по-настоящему любил наш край, хранил его историю и гордо воспевал в своём творчестве. Слова любви звучат в каждой строчке, в каждом его слове в стихотворении «Река Боровка»:
Преграды все минуя ловко,
Начало взяв от родника,
Петляет по лесу Боровка –
Как детство, светлая река.
Она берёзкам моет ноги –
За это платы не берёт –
И песню звонкую в дороге,
Как первоклассница, поёт.
То широко раскинет плёсы,
То превратится вдруг в ручей
Как безответный знак вопроса,
Ветла плакучая над ней.
Река бежит, прохладой вея,
Прямей натянутой струны,
Застыли сосны рядом с нею,
Восторга скрытого полны.
Известный российский писатель К. Паустовский напоминал: «Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые слова действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства, какие писатель хотел ему передать». Так и поэзия К. Мусорина вызывает у читателей чувство красоты и единения с природой. Вот и бор, красавец лес, который для поэта –«царство изумруда». Меткие метафоры и олицетворения оживляют текст, делают его ярким, образным: «заслон тумана», «солнце вышло на поляну», «вздрогнул бор», «спящие ёлки» и др. Поэт стремится передать эту красоту в стихотворении «Рассвет в бору»:
Вдруг, пробив заслон тумана,
Под весёлый гомон птах,
Вышло солнце на поляну
От берёзки в двух шагах.
Прикоснулось к спящим ёлкам
И, слепя глаза сычу,
Вдело в каждую иголку
По тончайшему лучу.
Росы с веток осыпая,
Вздрогнул бор – уже не спит,
Весь от края и до края
Чистым золотом расшит.
Это – царство изумруда.
Русский лес. Легко дышать!
Бор, тебе я верным буду –
Дай мне подданство принять!
«Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осин. Березки наполнены белым, матовым и пронзительно желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником», - так делился своими впечатлениями после прогулки по лесу известный журналист, очеркист Василий Песков. И чтобы сохранить эту земную красоту, человеку нужно быть настоящим хозяином: добрым, рачительным, бережливым. К такому отношению к земной красоте призывал своих современников бузулукский поэт К.А. Мусорин. Чтобы всегда можно было прийти в лес и чувствовать себя «именинником» от даров леса: красоты, чудесного свежего воздуха, пения птиц.