СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ
Доржеева С.С.,
педагог-психолог
ЧОУ ОШ «Перспектива»,
г.Элиста, Республика Калмыкия
Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.
Задачи:
Углубить знания об одаренности (основные понятия, признаки, классификациях видов одаренности)
Форма работы: групповая и индивидуальная работа
Оборудование и материалы:
-компьютер;
-раздаточный материал;
-обруч красного и желтого цвета;
- красная и зеленая карточки на каждую группу.
ПЛАН
1.Образование одаренных - государственная проблема
2.Определимся в терминологии "задатки", "способность", "одаренность", "одаренный ребенок"
3.Признаки одаренности
4.Классификация одаренности. Виды одаренности, которые легко заметить учителю.
Каждый из нас, педагогов, хотя бы раз испытал чувство вины за то, что повел себя с ребенком неправильно или «непрофессионально». Что же нам делать, чтобы результаты нас радовали, чтобы наши ребята стали настоящими людьми, а мы высококвалифицированными специалистами? Для начала принять ситуацию, что совершенствоваться в профессии учитель можно бесконечно.
Упражнение "Выбор"
Предлагаем выслушать две крайние точки зрения, необходимо выбрать наиболее близкую Вам и занять соответствующее место.
1.Те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам, встаньте вокруг красного обруча, те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать, займите место вокруг желтого обруча.
2.Одаренные дети – те, кто учится легко и быстро – желтый обруч, противоположная точка зрения – красный обруч.
3.Те, кто считает, что достаточно осведомлен об одаренных детях, встаньте вокруг красного обруча, а желающие узнать об одаренных детях больше, встаньте вокруг желтого обруча.
Мы с вами встали в один большой дружный круг. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали. Я приглашаю вас на семинар для того, чтобы вместе обсудить вопрос "Одаренные дети".
видео Одаренные дети/"Просвещение"
Я думаю, что фрагмент из фильма "Приключения Электроника", вызвал положительные эмоции как воспоминание из нашего детства, с одной стороны, а с другой - с позиции уже нынешней, учительской: как хорошо иметь такого способного ребенка в классе.
Сегодня мы обсудим следующий круг вопросов.
Программа занятия:
1.Образование одаренных - государственная проблема
2.Определимся в терминологии
3.Признаки одаренности
4.Классификация одаренности. Виды одаренности, которые легко заметить учителю.
Сегодня мы будем работать в группе, а какие-то задания будем выполнять индивидуально. Итак, начнем.
Упражнение "Редко или нет" (индивидуальная работа, затем групповая)
Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - это две точки зрения
Одаренность встречаются редко |________________________________| Все дети являются одаренными
Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится Ваша точка зрения. (Выполняют индивидуально. В группах обсуждают результат и озвучивают коллективное мнение, которое отмечается на доске. Анализ в конце семинара).
Притча о маленьком мальчике
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы вмешательства нас, взрослых? Мы стремимся развивать детей, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Проявление индивидуальности ребенка замечают учителя.
Скажите, каким Вы хотите видеть ученика? (ответы по цепочке. Анализ ответов).
Проблема поддержки одаренных детей является государственной проблемой.
Способности людей выступают в качестве главного ресурса государства в современном мире, где основой конкурентоспособности стала высокотехнологичная, построенная на знаниях экономика.
Образование одаренных - государственная проблема
Целесообразность государственных программ поддержки одаренной молодежи обосновывается экономическими, социальными и гуманистическими аргументами.
В экономическом плане современные междисциплинарные психолого-экономические модели позволяют численно оценить прирост валового продукта в результате развития интеллекта в стране. Те дополнительные 7–9% ВНП, которые, согласно этим оценкам, дает культивирование талантов в стране, означают многие миллиарды рублей в годовом исчислении в масштабах Российской Федерации. Таким образом, все разумные расходы на программы поддержки одаренной молодежи многократно окупаются экономической отдачей от них.
В социальном плане общепризнано, что образование одаренных детей – это важнейший компонент системы «социальных лифтов». В свое время социолог и экономист В. Парето развил теорию «круговращения элит», согласно которой для поддержания устойчивости общество должно создать условия попадания в элиту наиболее талантливым из своих членов. Если этого не происходит, то скопившаяся нереализованная в позитивном русле энергия приводит к дестабилизации общества.
Наконец, с гуманистической позиции программы для одаренной молодежи выступают как важное средство самореализации личности, вступающей в жизнь.
Изменение географии работы с одаренными детьми на протяжении последнего полувека хорошо иллюстрирует тот факт, что пристальное внимание к образованию одаренных и талантливых детей – показатель страны с большими амбициями, обращенными в будущее. В середине прошлого столетия лидерами по образовательной работе с одаренными детьми стали две сверхдержавы, страны, напрягавшие силы для острой конкурентной борьбы на международной арене. В 1960-е гг. параллельно в СССР и США на государственном уровне были приняты крупные программы по поддержке одаренных.
В сегодняшнем мире, более тяготеющем к многополярности, география программ с одаренными детьми намного расширилась. При неизменном лидерстве США такие страны, как Китай, Южно-азиатские «Малые драконы», Бразилия, Саудовская Аравия, развернули широкую деятельность в этом направлении. Не остается в стороне от общей тенденции и Европа.
Так, в 1994 г. Совет Европы принял Рекомендацию 1248, где, в частности, говорится, что «не работать с одаренной молодежью означает транжирить ресурсы». Сегодня в большинстве стран Западной Европы, в России существуют государственные, системные программы поддержки одаренной и талантливой молодежи, направленные как на привлечение их ресурсов для увеличения научно-технической и технологической конкурентоспособности, так и на поддержание социальной стабильности.
Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что необычные способности могут остаться незамеченными. Поэтому учителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к детям, понаблюдать за их поведением.
Упражнение "Разрушители легенд" (групповая работа)
Работа в группах. Каждая группа получает список стереотипов в отношении одаренных детей. Через минуту озвучьте свою точку зрения. Отмечаем красной карточкой "не согласен", зеленой "согласен" на доске.
1. Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется.
2. Если учащийся показывает свои способности, то это останется свойственным ему на всю оставшуюся жизнь.
3. Если ученик неуспевающий, можно говорить о наличии у него какой-то одаренности.
4.Одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими способностями.
(Результаты работы каждой группы вывешиваются на доску).
Насколько группы были близки к истине, рассмотрим позже, в конце семинара.
Определимся в терминологии "задатки", "способность", "одаренность", "одаренный ребенок"
Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.
Создание соответствующей концепции является фактически первой попыткой такого рода в нашей стране. Один из наиболее известных подходов к определению одаренности с выделением ее видов был предложен американскими учеными в 1972 г. в специальном докладе государственного Департамента образования Конгрессу США.
Предлагаемая рабочая концепция является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности. В ее разработке приняли участие Российское психологическое общество, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, факультет психологии МГУ.
Даем определение "одаренность", "одаренный ребенок".
Обсудим, какие факторы влияют на становление одаренности?
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Причины, задерживающие становление одаренности:
В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
ВЫВОД: Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
1.Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. "маску" одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3. Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4. Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание "одаренный ребенок" в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует использовать понятие "признаки одаренности ребенка" (или "ребенок с признаками одаренности").
Признаки одаренности
Признаки одаренности проявляются в его реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "могу" и "хочу, поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1.Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен – наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи – рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).
3.Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной "клейкостью" (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.
Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.
4. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1.Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.) сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2.Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
3.Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
4.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
5.Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности.
Посмотрите внимательно на признаки одаренности и определите насколько они выражены у вашего ребенка. Наличие даже некоторых из указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода об ее безусловном наличии.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.
Упражнение "Одарен ли ты?" (индивидуальная работа)
1.Поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
2.Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах, любит и умеет готовить, умеет рисовать, вязать, вышивать, плести макраме?
2.Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным?
Я хочу этим упражнением вселить вас уверенность, что вы - одаренные люди, потому что существуют разные классификации одаренности, в т.ч. и потенциальная и скрытая, о которой скажем позже.
Итак, какие существуют классификации одаренности?
Классификация одаренности
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.
Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
Значительно более широкой известностью пользуется другая классификация видов одаренности, предложенная американскими специалистами и являющаяся в определенном смысле официальной в США. В ней выделяют шесть видов, которые относительно легко заметят учителя:
Интеллектуальная – основана на высоком уровне абстрактно-логического мышления.
Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.
Академическая – являющаяся фактически высокой способностью к обучению.
Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.
Социальная – проявляющаяся в способности к социальным контактам и, соответственно, организации социальных связей.
Характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.
Художественная – представляющая собой способность к образной деятельности в разных е формах (музыкальной, изобразительной, литературной, сценической и т.д.).
Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.
Практическая – т.е. высокая способность к конкретной предметной деятельности (например, изобретательство).
Психомоторная – т.е. способность к деятельности моторная типа (например, спортивная деятельность).
Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.
А теперь приступим к практической части: определим вид одаренности по предложенной характеристике.
Упражнение "Вид одаренности и его характеристика" (групповая работа)
Определите, о каком виде одаренности идет речь, если ребенок обладает следующими характеристиками:
Таблица с правильно заполненной 1 графой.
Вид одаренности | Характеристика |
Музыкальная, специальная (по широте проявления) | - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку; - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает; - сочиняет свои собственные мелодии; - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте; - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение |
Интеллектуальная общая (по широте проявления) | - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; - обладает хорошей памятью; - легко и быстро схватывает новый школьный материал; - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную; - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно; - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно; - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив; - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни |
Психомоторная (специальная по широте проявления) | - он энергичен и всё время хочет двигаться; - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек; - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно; - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню; - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт; - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает |
Литературная (специальная по широте проявления) | - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное; - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета; - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными; - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни |
(Каждая группа получает таблицу, имеющую 2 графы: 1 графа - виды одаренности в таблице пустая, 2 графа - характеристика вида. Выступления групп, анализ ответов).
Исследования показывают, что общеобразовательная школа в реальности ориентируется по преимуществу на два основных типа одаренности: на интеллектуальную (уровень абстрактно-логического мышления) и академическую (способности к обучению). Следует отметить, что эти типы одаренности, весьма различные по природе и по процессу, вообще многими педагогами часто смешиваются, и за высокий интеллект принимается именно способность к обучению. Часть учителей, родителей особенно в младших классах, основывает свое представление о способностях исключительно на результатах успеваемости ребенка, что значительно обедняет проблему выявления одаренности.
Нельзя не сказать о том, что в настоящее время общество предъявляет специальный заказ на выявление социальной одаренности у подростков и старших школьников. Именно здесь существуют особенно большие проблемы, так как дети с высокими социальными способностями рассматриваются как нарушители дисциплины. Проблема заключается в рассмотрении условий обучения и воспитания, а в целом – в социализации таких детей.
Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех выше перечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста – практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.
А сейчас давайте обратимся к тем заданиям, которые мы выполняли в начале занятий.
Итак, стереотипы в отношении одаренности:
1.Некоторые считают, что талантам помогать не надо - если талант есть, то он и сам пробьется. (Ответ: красная карточка, не согласны. Кроме наследственных факторов, активности самой личности, важно еще среда).
2.Если учащийся показывает свои способности, то это останется для него свойственным на всю оставшуюся жизнь. (Ответ: красная карточка, не согласны. Особенность детской одаренности - угасание, определение - качество, развивающееся в течение всей жизни).
3.Если ученик неуспевающий, может ли идти речь о наличии у него какой-то одаренности? (Ответ: зеленая карточка, согласны. Да, есть другие виды одаренности).
4.Одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими способностями. (Ответ: красная карточка, не согласны. Есть потенциальная и скрытая одаренность).
Обратимся к шкале: проделаем ту же процедуру, но уже с учетом полученных знаний.
Перед вами лежит шкала, крайние значения которой - эти две точки зрения
Одаренность встречаются редко |________________________________| Все дети являются одаренными
Отметьте, пожалуйста, на шкале, где находится ваша точка зрения (выполняем индивидуально). На доске отмечаем мнение группы. (Сравнение ответов в начале занятия и в конце с учетом полученных знаний. ).
Рефлексия.
Технология "чемодан, корзина, мясорубка" (индивидуально, по каждому критерию производят оценку).
Предлагается оценить семинар по следующим критериям:
1.чемодан – что было полезным, что можно использовать
2. мусорная корзина – что оказалось ненужным, бесполезным
3. мясорубка – что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению.
И в заключении приведу следующую информацию. Под руководством вице-президента РАО, академика, доктора педагогических наук Фельдштейна Д.И. проведено масштабное исследование детства. Отмечается, что значительно возрастает количество одаренных детей (интеллектуально, художественно, социально, психомоторно), по данным некоторых специалистов это число возрастает до 30%. Поэтому, вполне вероятно, что и Ваш ученик также способен, однако эту способность еще не увидели, не создали условия для его раскрытия. А решение этих задач под силу знающему, неравнодушному педагогу.
ЛИТЕРАТУРА
1.Рабочая концепция одаренности. - 2-е изд.., расш. и перераб. - М., 2003
2.Учителю об одаренных детях (пособие для учителя)/Под редакцией В.П.Лебедевой, В.И.Панова. М.: Молодая гвардия. 1997
3.Рубцов В.В., Марголис А.А., Ушаков Д.В., Журавлев А.Л. Образование одаренных - государственная проблема//Психологическая наука и образование. - 2009. - №4
4.Одаренные дети/"Просвещение"//https://www.youtube.com/watch?v=l9nxK0ABbOs
5.Притча о маленько мальчике// http://studopedia.org/10-123098.html