Просмотр содержимого документа
«Одаренные дети в подростковой среде»
Одаренные дети в подростковой среде
Докладчик
Педагог – психолог
Воропай О.И.
Одаренные дети
Одарённые дети – это дети, показывающие высокие умственные задатки с раннего возраста и выделяющиеся среди ровесников недюжинным интеллектом
Плюсы и минусы одарённости
Плюсы:
- отличные вербальные навыки,
- эмоциональная стабильность,
- хорошая память,
- раннее умственное развитие,
- способность к творчеству,
- многообразие интересов,
- индивидуальность и абстрактное мышление ребёнка;
- любознательность и стремление показать себя;
- настойчивость, воля и стремление к высоким достижениям;
- увлечение своим делом,
- общительность и умение быстро установить контакт с детьми и взрослыми;
- уверенность и спокойствие в любой ситуации,
- большой багаж знаний;
- демонстрация независимости
Плюсы и минусы одарённости
Минусы:
наклонности,
требования к себе и
окружающим,
- колебания интересов,
- различная скорость
письма и мышления,
подготовка;
работе,
- именно талантливый ребёнок доставляет педагогам затруднения в обучении детского коллектива
Виды одаренности
Повышенная любознательность и сообразительность.
Оригинальность мышления, генерирование идей и решений.
Успешное изучение отдельных предметов, избирательность интересов.
- Художественно-эстетическая Талант в музыке, литературе и творчестве.
- Социальная
- Лёгкость в установлении контактов и общительность.
- Спортивная
Типичные проблемы одарённых детей
- Сложность найти близких по духу людей.
- Попытки подстраиваться под сверстников и стараться казаться похожими на них. Вынужденное участие в мероприятиях, которые кажутся скучными и неинтересными.
- Трудности обучения в школе, где не ведётся работа по стимулированию развития интеллектуальных способностей.
- Повышенный интерес к проблемам устройства мира и роли человека.
Трудности обучения и общения с одноклассниками
- Одарённый ребёнок любопытен, внимателен, проявляет усидчивость и упорство.
- У него богатая фантазия и огромное желание учиться.
- Он не способен принимать точки зрения других детей.
- Формальное отношение к учёбе.
- Физическое отставание от одноклассников.
- Часто высмеивают одноклассников, подшучивают над их слабостями и промахами.
- Болезненная реакция на критику.
- Они несдержанны, не умеют уступать и контролировать своё поведение.
Цель: быть в центре внимания, получать только похвалу и высокую оценку своим способностям. Если этого нет - обиды и капризы.
Дар или наказание?
Многие семьи считают, что одарённые дети – это дар, которым необходимо воспользоваться в полной мере. Ребенок обязательно запомнит восхищение своими достижениями и будет ждать от взрослых неизменного одобрения. Родители подогревают тщеславие своего чада. А он, имея завышенную самооценку, не сможет найти точки соприкосновения с ровесниками.
Образование одарённых детей выстраивается таким образом, чтобы максимально выявить сильные и слабые стороны. Составляя индивидуальную программу по обучению, необходимо тесно взаимодействовать с семьёй – тогда образование будет иметь положительную динамику.
Формы и технологии работы с одаренными детьми
Формы
Технологии
- продуктивного обучения
- компетентностного
подхода
(исследовательские,
частично-поисковые,
проблемные, проектные)
Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Как организовать развитие одарённых детей?
- Индивидуальная оценка учителем творческих возможностей и способностей.
- Анализ успешности и результативности ученика.
- Выявление предпочтений, интересов и особенностей ребёнка.
- Поддержка талантливых ребят в их самореализации.
- Корректирование программ и планов по работе с одарёнными детьми.
- Включение сложных заданий и контроль за участием в конкурсах различного
уровня.
- Групповые занятия с одарёнными детьми, факультативы, предметные кружки.
- Привлечение ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.
- Поощрение дипломами, грамотами и призами.