Программа работы с одаренными детьми
«Одарённые дети – будущее России»
Составила: Паламарчук Елена Николаевна
2024 год, Троицк
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Актуальность и новизна программы
ФГОС определили одним из направлений реализации поддержки способностей творческой молодежи, что вызвано необходимостью формирования у учащихся способности сознательно направить свое мышление на новые требования, умения приспособиться к новым задачам и условиям жизни, потребности в самоопределении и самореализации. У 50 % учащихся школы отсутствуют мотивация проявления своих знаний и творческих способностей. Часто отсутствует стремление заниматься в спортивных секциях, кружках, внеклассных мероприятиях. Анализ социума показал, что большинство родителей являются рабочими и имеют среде - специальное образование, поэтому поддержка со стороны семьи весьма незначительна. Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию одаренности. Кроме того, нужно выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми. Для реализации программы в школе имеются все возможности: ведутся кружки, факультативы, проводятся предметные олимпиады, спортивные соревнования, различные конкурсы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже с дошкольной группы на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Программа «Одаренные дети» поможет развивать интеллектуальной и творческий потенциал детей.
Новизна программы состоит в следующем:
-использование современных технологий и инноваций в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей.
- вариативность форм индивидуализации обучения.
Цель:
Обеспечить возможности индивидуальной самореализации личности в различных видах деятельности: интеллектуальной, литературной, укрепление здоровья, коммуникативной.
Задачи:
1.Выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и творчестве;
2.Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
3.Организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения;
4.Развитие индивидуальных способностей личности ребенка;
5.Подготовка и повышение квалификации педагогов
Направления работы.
В программе ярко выражено предметная направленность. Ее можно считать интегрированной. Она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и формирование и корректировку умственных способностей ребенка, творческое развитие. Поэтому структуру программы представляют три блока:
-блок по развитию кругозора (биология, экология, география, история), способствующей развитию творческого потенциала личности ребенка.
-блок по развитию интеллектуальных способностей (математика, физика, информатика, русский язык, обществознание).
-блок по развитию и укрепления здоровья.
Содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела учащимся предлагается не только материал, выходящий за рамки программы школы, но и система заданий, способствующих развитию мышления, творческого воображения, коммуникативных умений.
Принципы обучения одаренных детей
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
1. Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
2. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
3. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
4. Поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
5. Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Механизмы реализации Программы.
Этапы реализации Программы 2021-2025 гг.
Первый этап. Диагностико-прогностический (мониторинг одаренности).(2021-2022гг)- включает в себя разработку программы системы поиска, выявление и поддержки одаренных детей, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений культуры.
Второй этап. Этап реализации(2022-2023гг) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельностью учащихся, участие в городских и областных олимпиадах. Предусматривается педагогическая поддержка одаренных детей.
Третий этап. Констатирующий (2024г-IV четверть) - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Содержание деятельности
1.Выявление одаренных школьников
-проведение диагностик по выявлению интересов детей, интегративных характеристик умственного и личностного развития.
-создание банка данных одаренных детей. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данные об их учебе.
2. Процесс поурочной деятельности.
Организация исследовательской работы учащихся в школе.
Классы | Задачи | Форма |
1-4 | -формирование навыков учебного труда; -вовлечение в активные формы познавательной деятельности -формирование познавательного интереса; -введение в учебный процесс инновационных технологий и методик преподавания и воспитания детей начальной школы; | Урок |
5-7 | -совершенствование навыков учебного труда; - формирование познавательного интереса; -творческое развитие интереса; -индивидуальная работа со способными детьми; - формирование исследовательских навыков -введение в учебный процесс инновационных технологий и методик преподавания и воспитания детей средней ступени школы; | Урок |
8-9 | -совершенствование исследовательских навыков; -введение в учебный процесс инновационных технологий и методик преподавания и воспитания детей начальной школы; -самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков; | Урок |
3.Внеурочная деятельность.
Форма | Задачи | Выход на результат |
Предметные недели | -привлечение широкого спектра форм внеурочной деятельности; -повышение мотивации к изучению образовательной области; -развитие творческих способностей учащихся; | -Математика, физика, информатика; Русский язык, литература, немецкий язык; -биология, география, история; -физическая культура, ОБЖ. |
Кружки | -развитие творческих способностей учащихся; -содействие в профессиональной ориентации; -самореализация учащихся во внеклассной работе. | |
Научное общество учащихся | -Привлечение учащихся к исследовательской, творческой, проектной деятельности -Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого выполнения исследования | |
Предметные олимпиады | - Углубление знаний по предмету -Расширение кругозора учащихся | Предметы: биология, география, история, физика, русский язык, литература, математика, физическая культура, ОБЖ |
Методическая поддержка педагогов | | Семинары, педсоветы, заседания МО |
Ожидаемые результаты программы.
- наличие базы данных;
-повышение до 12% призеров школьных и муниципальных олимпиад, до 20% - предметных конкурсов, исследовательских работ.
-повышение до 80% количества участников школьных творческих конкурсов и 20% муниципальных творческих конкурсов
-наличие портфолио выпускника школы
Критерии оценивания результативности:
Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:
Качественная оценка:
-результаты опроса родителей;
-достижение конкретных ожидаемых результатов;
-прохождение педагогами курсовой подготовки по различным направлениям работы с одаренными детьми.
Количественная оценка:
-количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на экспертном совете;
-охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-9 классов в ОУ ( в % от общего числа учащихся);
-увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней ( в % от общего числа учащихся);
-повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми (в % к общему числу педагогов);
-количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.)
Ресурсное обеспечение программы: кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства деятельностью коллектива. Анализ ситуации, внесение корректив. | Директор школы |
Консультация | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. | Заместитель директора по УР |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе учебно-воспитательной работы. Использование новых образовательных технологий. Организация исследовательской деятельности. | Классные руководители. Учителя-предметники. |
Участники программы и их роль в реализации программы
Участники | Функции |
Творческая группа | -Разрабатывает инновационную программу «Наша надежда» -Разрабатывают индивидуальные маршруты развития детей. -Реализует проект. -Ведет мониторинг. |
Дети | -Творчески развиваются, самостоятельно придумывают и проводят исследовательские работы. -Активно участвуют в проекте |
Родители | -Получают информацию. -Делают заказ на направление в работе с детьми. -Взаимодействуют с педагогом. -Участвуют совместно с детьми в конкурсном движении . |
Педагоги | -Осуществляют взаимодействие «родители+дети+руководитель», -Осваивают новые формы и методы в работе -Получают информацию -Ведут наблюдения за детьми -Формируют портфолио. |
Материально-техническое обеспечение программы.
-Пополнение библиотечного фонда.
-Повышение квалификации кадров.
-Пополнение оборудования для компьютерного класса.
-Пополнение экспонатами музейных фондов.
-Оснащение кабинетов необходимым оборудованием.
-Приобретение оборудования и материалов для кружковой работы. Приобретение игрового и наглядного материала.
Методическое обеспечение программы
-Сбор и систематизация материалов по данной проблеме.
-Организация творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.
-Организация работы библиотеки в целях успешной реализации программы.
-Организация обобщения опыта по работе с одаренными детьми.
-Конкурс методических проектов по организации работы с одаренными учащимся.
Ответственные лица за реализацию программы.
Блоки | Ответственные |
Блок по развитию интеллектуальных способностей | Чертова Н.Ю. |
Блок по развитию кругозора | Свечина З.А. |
Блок по развитию и укреплению здоровья | Паламарчук Е.Н. |
Анализ рисков
Участники | Основные риски | Пути преодоления |
Руководитель проекта | Трудности во взаимодействии с участниками проекта | Консультирование участников проекта, мотивация |
Дети | Перегрузка | Интегрированный педагогический процесс, реализация проекта в совместной деятельности и индивидуальной работе учет интересов детей |
Родители | Низкая компетентность родителей в данном вопросе | Педагогическое Консультирование |
Педагоги | Высокая загруженность | Материальное стимулирование |
Размещение объекта инновации
Данный проект будет осуществляться в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.
Форма работы: уроки, факультативы, кружковая и индивидуальная работа.
Данная инновация направлена на повышение качества образования.
Социальная оценка программы
Инновационная программа «Наша надежда» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. Программа позволит выявить одаренных детей, развивать их способности, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.
Реализация программы предполагает разработку и обеспечение системы поуровневой диагностики интеллектуальных и творческих способностей детей, выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей.
Программа позволит решить комплекс таких проблем как:
- Недостаточное обеспечение и отсутствие системы диагностики творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Неспособность традиционной системы обучения обеспечить каждому ребёнку помощь в развитии самостоятельности, активности, инициативы и творчества.
- Недостаточность научно - методического обеспечения для работы с одарёнными детьми.
Программа предполагает поиск путей и способов выполнения социального заказа, создание оптимальных условий для развития индивидуальных творческих способностей детей в образовательном учреждении.
Сроки реализации программы.
2021-2022 уч. год Организационный
2022-2023 уч. год Этап реализации
2024-2025 уч. год Итогово – коррекционный
Система мероприятий по реализации программы «Одаренные дети»
Диагностико - прогностический (2021-2022 учебный год)
№ | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Организационное и функциональное обеспечение программы |
1 | Обсуждение проекта программы «Одаренные дети». Внесение предложений по ее корректировке | Заместитель директора по УВР | Ноябрь 2021 |
2 | Распределение функциональных обязанностей между администрацией школы и членами педагогического коллектива по реализации программы. | Директор школы | Ноябрь 2021 |
3 | Определение критериев эффективности реализации программы. | Члены МО | Декабрь-январь- 2021 |
4 | Разработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми (урочная и неурочная деятельность). | Учителя-предметники | Март-апрель 2022 |
5 | Разработка индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися. | Учителя-предметники | Май-июнь 2022 |
6 | Организация и проведение семинаров по проблемам работы с детьми. | Завуч по УВР | Февраль, май, август 2022 |
7 | Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными учащимися | Завуч по УВР | Май-август 2022 |
8 | Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы | Администрация | Февраль-апрель 2022 |
9 | Получение информации об уровне одаренности ребенка: - Методика «Карта одаренности» -Методика «Палитра интересов» -Методика оценки общей одаренности -Составление графиков одаренности каждого ребенка на основе полученных данных -Составление банка одаренных детей. | Классные руководители | Сентябрь-октябрь 2022 |
2.Этап реализации (2022-2023 учебный год)
№ | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Организация учебного процесса по реализации программы |
1 | Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с программой. | Завуч по УВР | Последняя неделя четверти |
2 | Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися. | Администрация | Первая неделя четверти |
3 | Реализация учебных программ | Педколлектив | Сентябрь-май 2021-2022г. |
4 | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей через проблемные семинары, курсы повышения квалификации. | Администрация | Согласно плана проведения курсов |
5 | Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий: -проектно - исследовательской деятельности; -информационных технологий | Педколлектив | Сентябрь-май 2021-2022г. |
6 | Изучение иностранного языка (англ) со 2 класса | Администрация Учитель-предметник | Сентябрь-май 2021-2022 г. |
7 | Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся | Педколлектив | |
8 | Разработка материала для школьных олимпиад по предметам | Комиссия по организации проведения олимпиады | Октябрь |
9 | Проведение олимпиад по предметам 1. Блок по развитию кругозора: -биология, география, экология -обществознание, история -мир вокруг нас 2. Блок по развитию интеллектуального развития: -математика -физика 3. Блок по развитию и укреплению здоровья: -физическая культура, ОБЖ | Завуч по УВР | Ноябрь- декабрь Март Декабрь, март Декабрь Октябрь Последняя неделя ноября |
10 | Участие победителей школьных предметных олимпиад в муниципальной олимпиаде | Учителя-предметники | Декабрь |
11 | Организация защиты проекта в условиях школы | Руководитель МО | 2-я неделя мая |
12 | Обобщение, систематизация, корректировка материалов по результатам исследовательской деятельности. | | Май |
13 | Развитие мышления, специальных способностей одаренных детей на основе индивидуальных программ, являющихся средством коррекции развития: -интеллектуальные способности -творческие способности -литературоведческие способности -спортивные способности | организаторы | Сентябрь-май |
Организация воспитательной работы по реализации программы |
1 | Работа кружковой работы | | Сентябрь-май |
2 | Организация творческих отчетов о деятельности кружков по интересам | Администрация | Май |
3 | Изучение современных способов диагностики результативности воспитательной работы | Завуч по УВР Организаторы | Сентябрь-май |
Учитель в системе реализации программы |
1 | Создание условий для систематического повышения мастерства учителей | Администрация | |
2 | Организация постоянно действующего семинара для учителей «Одаренные дети »: -Особенности работы с одаренными детьми-Методика работы с одаренными детьми | Администрация | Январь |
3 | Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по проблеме работы с одаренными детьми | | Сентябрь-май |
4 | Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми | Директор | Август-сентябрь |
5 | Проведение мастер - класса с участием творчески работающих учителей | Администрация | Согласно плана МО |
Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы |
1 | Организация консультаций для родителей. | Классные руководители | Раз в четверть |
2 | Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижений учащимися определенного уровня образования, развития способностей | Классные руководители | Каждую неделю |
3 | Привлечение родителей в подготовке мероприятий различного направления | Организаторы, классные руководители | Согласно плана воспит.работы |
4 | Родительские собрания: Мир наших увлечений Значение общения в развитии личностных качеств ребенка | Администрация Классные руководители | Декабрь Апрель |
5 | Проведение встреч за круглым столом для родителей «Семейный очаг» | Классные рук. | Ежемесячно |
3. Констатирующий (2023-2024 учебный год)
№ | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Организационное и функциональное обеспечение программы |
1 | Анализ работы за год. Корректировка программы | Заместитель директора по УВР | Сентябрь |
2 | Корректировка критериев эффективности реализации программы. | Члены МО | Октябрь |
3 | Разработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми (урочная и неурочная деятельность). | Учителя-предметники | ноябрь-февраль |
4 | Корректировка индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися. | Учителя-предметники | Май-июнь |
5 | Организация и проведение семинаров по проблемам работы с детьми. | Завуч по УВР | Ноябрь, январь, март |
6 | Получение информации о достижениях учащихся. Пополнение банка данных одаренных детей | Классные руководители | Сентябрь-октябрь |
№ | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
Организация учебного процесса по реализации программы |
1 | Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с программой. | Завуч по УВР | Последняя неделя четверти |
2 | Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися. | Администрация | Первая неделя четверти |
3 | Реализация учебных программ | Педколлектив | Сентябрь-май 2021-2025 г. |
4 | Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей через проблемные семинары, курсы повышения квалификации. | Администрация | Согласно плана проведения курсов |
5 | Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий: -проблемно - деятельностного подхода; -информационных технологий | Педколлектив | Сентябрь-май |
6 | Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся | Учителя-предметники | В теч.года |
7 | Разработка материала для школьных олимпиад по предметам | Комиссия по организации проведения олимпиады | Октябрь |
10 | Обобщение, систематизация, корректировка материалов по результатам исследовательской деятельности | | Май |
11 | Корректировка работы по развитию мышления, специальных способностей одаренных детей на основе индивидуальных программ: -интеллектуальные способности -творческие способности -литературоведческие способности -спортивные способности | | Август-сентябрь |
Организация воспитательной работы по реализации программы |
1 | Содержание кружковой работы | | Сентябрь-май |
2 | Организация и проведение декад детского творчества | Организаторы ВР | Март декабрь апрель |
3 | Организация творческих отчетов о деятельности кружков по интересам | Администрация | Май |
Учитель в системе реализации программы |
1 | Создание условий для систематического повышения мастерства учителей | Администрация | Сентябрь-май |
2 | Организация постоянно действующего семинара для учителей -Развитие познавательных интересов и навыков общения -Развитие учебной мотивации, нравственных качеств, самооценки | Администрация | Январь Март |
3 | Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по проблеме работы с одаренными детьми | | Сентябрь-май |
4 | Обобщение опыта учителей - предметников | Администрация | Согласно плана МО |
Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы |
1 | Организация консультаций для родителей. | Классные руководители | Раз в четверть |
2 | Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижений учащимися определенного уровня образования, развития способностей | Классные руководители | Каждую неделю |
3 | Родительские собрания: -Развитие познавательной активности и культуры умственного труда в семье -Учебные способности детей. Пути их развития во внеурочной деятельности | Администрация Классные руководители | Декабрь Апрель |
4 | Проведение встреч за круглым столом для родителей «Семейный очаг» | Классные руководители | Ежемесячно |
№ | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
1 | Творческие отчеты учителей-предметников по направлениям деятельности программы | Учителя-предметники | Март-апрель |
2 | Анализ выполнения программы «Одаренные дети» | администрация | Апрель |
3 | Круглый стол «Результативность работы с одаренными детьми» | администрация | 1-я неделя мая |
4 | Организация выставок детских работ. Награждение победителей в конкурсах. Создание портфолио творчески-одаренных детей | Классные руководители, организаторы | Апрель-май |
5 | Мониторинг. Диагностические данные | администрация | май |