СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Одарённые дети – будущее России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС определили одним из направлений реализации поддержки способностей творческой молодежи,что вызвано необходимостью формирования у обучающихся способности сознательно направить свое мышление на новые требования,умения приспособиться к новым задачам и условиям жизни,потребности в самоопределении и самореализации.

Просмотр содержимого документа
««Одарённые дети – будущее России»»













Программа работы с одаренными детьми




«Одарённые дети – будущее России»












Составила: Паламарчук Елена Николаевна


















2024 год, Троицк



Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский



Актуальность и новизна программы

ФГОС определили одним из направлений реализации поддержки способностей творческой молодежи, что вызвано необходимостью формирования у учащихся способности сознательно направить свое мышление на новые требования, умения приспособиться к новым задачам и условиям жизни, потребности в самоопределении и самореализации. У 50 % учащихся школы отсутствуют мотивация проявления своих знаний и творческих способностей. Часто отсутствует стремление заниматься в спортивных секциях, кружках, внеклассных мероприятиях. Анализ социума показал, что большинство родителей являются рабочими и имеют среде - специальное образование, поэтому поддержка со стороны семьи весьма незначительна. Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию одаренности. Кроме того, нужно выделить кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми. Для реализации программы в школе имеются все возможности: ведутся кружки, факультативы, проводятся предметные олимпиады, спортивные соревнования, различные конкурсы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже с дошкольной группы на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Программа «Одаренные дети» поможет развивать интеллектуальной и творческий потенциал детей.

Новизна программы состоит в следующем:

-использование современных технологий и инноваций в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей.

- вариативность форм индивидуализации обучения.

Цель:

Обеспечить возможности индивидуальной самореализации личности в различных видах деятельности: интеллектуальной, литературной, укрепление здоровья, коммуникативной.

Задачи:

1.Выявление наиболее одаренных детей в разных областях науки и творчестве;

2.Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

3.Организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения;

4.Развитие индивидуальных способностей личности ребенка;

5.Подготовка и повышение квалификации педагогов

Направления работы.

В программе ярко выражено предметная направленность. Ее можно считать интегрированной. Она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и формирование и корректировку умственных способностей ребенка, творческое развитие. Поэтому структуру программы представляют три блока:

-блок по развитию кругозора (биология, экология, география, история), способствующей развитию творческого потенциала личности ребенка.

-блок по развитию интеллектуальных способностей (математика, физика, информатика, русский язык, обществознание).

-блок по развитию и укрепления здоровья.

Содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела учащимся предлагается не только материал, выходящий за рамки программы школы, но и система заданий, способствующих развитию мышления, творческого воображения, коммуникативных умений.

Принципы обучения одаренных детей

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

1. Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

2. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

3. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

4. Поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
5. Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.


Механизмы реализации Программы.

Этапы реализации Программы 2021-2025 гг.

Первый этап. Диагностико-прогностический (мониторинг одаренности).(2021-2022гг)- включает в себя разработку программы системы поиска, выявление и поддержки одаренных детей, создание системы взаимосвязей педагогического сообщества и учреждений культуры.

Второй этап. Этап реализации(2022-2023гг) - связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется организация и проведение предметных олимпиад, конференций и конкурсов, организация научно-исследовательской деятельностью учащихся, участие в городских и областных олимпиадах. Предусматривается педагогическая поддержка одаренных детей.

Третий этап. Констатирующий (2024г-IV четверть) - предполагает провести контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Программы, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Содержание деятельности

1.Выявление одаренных школьников

-проведение диагностик по выявлению интересов детей, интегративных характеристик умственного и личностного развития.

-создание банка данных одаренных детей. Он содержит сведения по одаренным детям, результаты психодиагностических обследований, данные об их учебе.

2. Процесс поурочной деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся в школе.

Классы

Задачи

Форма

1-4

-формирование навыков учебного труда;

-вовлечение в активные формы познавательной деятельности

-формирование познавательного интереса;

-введение в учебный процесс инновационных технологий и методик преподавания и воспитания детей начальной школы;

Урок

5-7

-совершенствование навыков учебного труда;

- формирование познавательного интереса;

-творческое развитие интереса;

-индивидуальная работа со способными детьми;

- формирование исследовательских навыков

-введение в учебный процесс инновационных технологий и методик преподавания и воспитания детей средней ступени школы;

Урок

8-9

-совершенствование исследовательских навыков;

-введение в учебный процесс инновационных технологий и методик преподавания и воспитания детей начальной школы;

-самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков;

Урок

3.Внеурочная деятельность.

Форма

Задачи

Выход на результат

Предметные недели

-привлечение широкого спектра форм внеурочной деятельности;

-повышение мотивации к изучению образовательной области;

-развитие творческих способностей учащихся;


-Математика, физика, информатика;

Русский язык, литература, немецкий язык;

-биология, география, история;

-физическая культура, ОБЖ.

Кружки

-развитие творческих способностей учащихся;

-содействие в профессиональной ориентации;

-самореализация учащихся во внеклассной работе.


Научное общество учащихся

-Привлечение учащихся к исследовательской, творческой, проектной деятельности

-Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого выполнения исследования




Предметные олимпиады

- Углубление знаний по предмету

-Расширение кругозора учащихся

Предметы:

биология, география, история, физика, русский язык, литература, математика, физическая культура,

ОБЖ

Методическая поддержка педагогов


Семинары, педсоветы, заседания МО





Ожидаемые результаты программы.

- наличие базы данных;

-повышение до 12% призеров школьных и муниципальных олимпиад, до 20% - предметных конкурсов, исследовательских работ.

-повышение до 80% количества участников школьных творческих конкурсов и 20% муниципальных творческих конкурсов

-наличие портфолио выпускника школы


Критерии оценивания результативности:

Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:

Качественная оценка:

-результаты опроса родителей;

-достижение конкретных ожидаемых результатов;

-прохождение педагогами курсовой подготовки по различным направлениям работы с одаренными детьми.

Количественная оценка:

-количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на экспертном совете;

-охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-9 классов в ОУ ( в % от общего числа учащихся);

-увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней ( в % от общего числа учащихся);

-повышение квалификации педагогических работников, работающих с одаренными детьми (в % к общему числу педагогов);

-количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.)


Ресурсное обеспечение программы: кадровое обеспечение программы


Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства деятельностью коллектива. Анализ ситуации, внесение корректив.

Директор школы

Консультация

Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций.

Заместитель директора по УР

Педагоги школы

Осуществление программы в системе учебно-воспитательной работы. Использование новых образовательных технологий. Организация исследовательской деятельности.

Классные руководители. Учителя-предметники.





Участники программы и их роль в реализации программы

Участники

Функции

Творческая группа

-Разрабатывает инновационную программу «Наша надежда»

-Разрабатывают индивидуальные маршруты развития детей.

-Реализует проект.

-Ведет мониторинг.


Дети


-Творчески развиваются, самостоятельно придумывают и проводят исследовательские работы.

-Активно участвуют в проекте


Родители


-Получают информацию.

-Делают заказ на направление в работе с детьми.

-Взаимодействуют с педагогом.

-Участвуют совместно с детьми в конкурсном движении

.

Педагоги

-Осуществляют взаимодействие «родители+дети+руководитель»,

-Осваивают новые формы и методы в работе

-Получают информацию

-Ведут наблюдения за детьми

-Формируют портфолио.


Материально-техническое обеспечение программы.

-Пополнение библиотечного фонда.

-Повышение квалификации кадров.

-Пополнение оборудования для компьютерного класса.

-Пополнение экспонатами музейных фондов.

-Оснащение кабинетов необходимым оборудованием.

-Приобретение оборудования и материалов для кружковой работы. Приобретение игрового и наглядного материала.

Методическое обеспечение программы

-Сбор и систематизация материалов по данной проблеме.

-Организация творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.

-Организация работы библиотеки в целях успешной реализации программы.

-Организация обобщения опыта по работе с одаренными детьми.

-Конкурс методических проектов по организации работы с одаренными учащимся.


Ответственные лица за реализацию программы.

Блоки

Ответственные

Блок по развитию интеллектуальных способностей

Чертова Н.Ю.

Блок по развитию кругозора

Свечина З.А.

Блок по развитию и укреплению здоровья

Паламарчук Е.Н.

Анализ рисков

Участники

Основные риски

Пути преодоления

Руководитель проекта


Трудности во взаимодействии с участниками проекта

Консультирование участников проекта, мотивация


Дети


Перегрузка

Интегрированный педагогический процесс, реализация проекта в совместной деятельности и индивидуальной работе учет интересов детей

Родители


Низкая компетентность родителей в данном вопросе

Педагогическое

Консультирование


Педагоги

Высокая загруженность

Материальное стимулирование



Размещение объекта инновации

Данный проект будет осуществляться в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка.

Форма работы: уроки, факультативы, кружковая и индивидуальная работа.

Данная инновация направлена на повышение качества образования.

Социальная оценка программы

Инновационная программа «Наша надежда» разработана для удовлетворения социального заказа общества в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей. Программа позволит выявить одаренных детей, развивать их способности, осуществляя личностно-ориентированный подход. Одаренные дети смогут в полной мере реализовать свои возможности и способности, проявляя активность, инициативу, творчество.

Реализация программы предполагает разработку и обеспечение системы поуровневой диагностики интеллектуальных и творческих способностей детей, выявление и педагогическое сопровождение одаренных детей.

Программа позволит решить комплекс таких проблем как:

- Недостаточное обеспечение и отсутствие системы диагностики творческих и интеллектуальных способностей детей.

- Неспособность традиционной системы обучения обеспечить каждому ребёнку помощь в развитии самостоятельности, активности, инициативы и творчества.

- Недостаточность научно - методического обеспечения для работы с одарёнными детьми.

Программа предполагает поиск путей и способов выполнения социального заказа, создание оптимальных условий для развития индивидуальных творческих способностей детей в образовательном учреждении.

Сроки реализации программы.

2021-2022 уч. год Организационный

2022-2023 уч. год Этап реализации

2024-2025 уч. год Итогово – коррекционный





Система мероприятий по реализации программы «Одаренные дети»

  1. Диагностико - прогностический (2021-2022 учебный год)

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Организационное и функциональное обеспечение программы

1

Обсуждение проекта программы «Одаренные дети». Внесение предложений по ее корректировке

Заместитель директора по УВР

Ноябрь

2021

2

Распределение функциональных обязанностей между администрацией школы и членами педагогического коллектива по реализации программы.

Директор школы

Ноябрь

2021

3

Определение критериев эффективности реализации программы.

Члены МО

Декабрь-январь- 2021

4

Разработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми (урочная и неурочная деятельность).

Учителя-предметники

Март-апрель

2022

5

Разработка индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися.

Учителя-предметники

Май-июнь

2022

6

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с детьми.

Завуч по УВР

Февраль, май, август

2022

7

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными учащимися

Завуч по УВР

Май-август

2022

8

Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы

Администрация

Февраль-апрель

2022

9

Получение информации об уровне одаренности ребенка:

- Методика «Карта одаренности»

-Методика «Палитра интересов»

-Методика оценки общей одаренности

-Составление графиков одаренности каждого ребенка на основе полученных данных

-Составление банка одаренных детей.


Классные руководители

Сентябрь-октябрь

2022

2.Этап реализации (2022-2023 учебный год)

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Организация учебного процесса по реализации программы

1

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с программой.

Завуч по УВР

Последняя неделя четверти

2

Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися.

Администрация

Первая неделя четверти

3

Реализация учебных программ

Педколлектив

Сентябрь-май 2021-2022г.

4

Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей через проблемные семинары, курсы повышения квалификации.

Администрация

Согласно плана проведения курсов

5

Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий:

-проектно - исследовательской деятельности;

-информационных технологий

Педколлектив

Сентябрь-май

2021-2022г.

6

Изучение иностранного языка (англ) со 2 класса

Администрация

Учитель-предметник

Сентябрь-май

2021-2022 г.

7

Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся

Педколлектив


8

Разработка материала для школьных олимпиад по предметам

Комиссия по организации проведения олимпиады

Октябрь

9

Проведение олимпиад по предметам

1. Блок по развитию кругозора:

-биология, география, экология

-обществознание, история

-мир вокруг нас

2. Блок по развитию интеллектуального развития:

-математика

-физика

3. Блок по развитию и укреплению здоровья:

-физическая культура, ОБЖ

Завуч по УВР





Ноябрь-

декабрь


Март


Декабрь, март



Декабрь


Октябрь

Последняя неделя ноября

10

Участие победителей школьных предметных олимпиад в муниципальной олимпиаде

Учителя-предметники

Декабрь

11

Организация защиты проекта в условиях школы

Руководитель МО

2-я неделя мая

12

Обобщение, систематизация, корректировка материалов по результатам исследовательской деятельности.


Май

13

Развитие мышления, специальных способностей одаренных детей на основе индивидуальных программ, являющихся средством коррекции развития:

-интеллектуальные способности

-творческие способности

-литературоведческие способности

-спортивные способности

организаторы


Сентябрь-май

Организация воспитательной работы по реализации программы

1

Работа кружковой работы


Сентябрь-май

2

Организация творческих отчетов о деятельности кружков по интересам

Администрация


Май

3

Изучение современных способов диагностики результативности воспитательной работы

Завуч по УВР

Организаторы

Сентябрь-май

Учитель в системе реализации программы

1

Создание условий для систематического повышения мастерства учителей

Администрация


2

Организация постоянно действующего семинара для учителей «Одаренные дети »:

-Особенности работы с одаренными детьми-Методика работы с одаренными детьми

Администрация


Январь

3

Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по проблеме работы с одаренными детьми


Сентябрь-май

4

Разработка системы стимулирования учителей, работающих с одаренными детьми

Директор

Август-сентябрь

5

Проведение мастер - класса с участием творчески работающих учителей

Администрация

Согласно плана МО

Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы

1

Организация консультаций для родителей.

Классные руководители

Раз в четверть

2

Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижений учащимися определенного уровня образования, развития способностей

Классные руководители

Каждую неделю

3

Привлечение родителей в подготовке мероприятий различного направления

Организаторы, классные руководители

Согласно плана воспит.работы

4

Родительские собрания:

Мир наших увлечений

Значение общения в развитии личностных качеств ребенка

Администрация

Классные руководители

Декабрь

Апрель


5

Проведение встреч за круглым столом для родителей «Семейный очаг»

Классные рук.

Ежемесячно


3. Констатирующий (2023-2024 учебный год)

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Организационное и функциональное обеспечение программы

1

Анализ работы за год. Корректировка программы

Заместитель директора по УВР

Сентябрь

2

Корректировка критериев эффективности реализации программы.

Члены МО

Октябрь

3

Разработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми (урочная и неурочная деятельность).

Учителя-предметники

ноябрь-февраль


4

Корректировка индивидуальных образовательных программ для работы с одаренными учащимися.

Учителя-предметники

Май-июнь


5

Организация и проведение семинаров по проблемам работы с детьми.

Завуч по УВР

Ноябрь, январь, март

6

Получение информации о достижениях учащихся.

Пополнение банка данных одаренных детей

Классные руководители

Сентябрь-октябрь


Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

Организация учебного процесса по реализации программы

1

Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с программой.

Завуч по УВР

Последняя неделя четверти

2

Координация действий учителей, работающих с одаренными учащимися.

Администрация

Первая неделя четверти

3

Реализация учебных программ

Педколлектив

Сентябрь-май 2021-2025 г.

4

Обеспечение условий для систематического повышения мастерства учителей через проблемные семинары, курсы повышения квалификации.

Администрация

Согласно плана проведения курсов

5

Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий:

-проблемно - деятельностного подхода;

-информационных технологий

Педколлектив

Сентябрь-май

6

Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и воображения учащихся

Учителя-предметники

В теч.года

7

Разработка материала для школьных олимпиад по предметам

Комиссия по организации проведения олимпиады




Октябрь

10

Обобщение, систематизация, корректировка материалов по результатам исследовательской деятельности


Май

11

Корректировка работы по развитию мышления, специальных способностей одаренных детей на основе индивидуальных программ:

-интеллектуальные способности

-творческие способности

-литературоведческие способности

-спортивные способности


Август-сентябрь


Организация воспитательной работы по реализации программы

1

Содержание кружковой работы


Сентябрь-май

2

Организация и проведение декад детского творчества

Организаторы ВР

Март

декабрь

апрель

3

Организация творческих отчетов о деятельности кружков по интересам

Администрация

Май

Учитель в системе реализации программы

1

Создание условий для систематического повышения мастерства учителей

Администрация

Сентябрь-май

2

Организация постоянно действующего семинара для учителей

-Развитие познавательных интересов и навыков общения

-Развитие учебной мотивации, нравственных качеств, самооценки

Администрация


Январь

Март



3

Организация изучения научно-популярной, психолого-педагогической литературы по проблеме работы с одаренными детьми


Сентябрь-май

4

Обобщение опыта учителей - предметников

Администрация

Согласно плана МО

Роль семьи в развитии одаренного ребенка и реализации программы

1

Организация консультаций для родителей.

Классные руководители

Раз в четверть

2

Информирование родителей одаренных детей по вопросам критериев и показателей достижений учащимися определенного уровня образования, развития способностей

Классные руководители

Каждую неделю

3

Родительские собрания:

-Развитие познавательной активности и культуры умственного труда в семье

-Учебные способности детей. Пути их развития во внеурочной деятельности

Администрация

Классные руководители

Декабрь

Апрель


4

Проведение встреч за круглым столом для родителей «Семейный очаг»

Классные руководители

Ежемесячно



Содержание деятельности

Ответственные

Сроки

1

Творческие отчеты учителей-предметников по направлениям деятельности программы

Учителя-предметники

Март-апрель

2

Анализ выполнения программы «Одаренные дети»

администрация

Апрель

3

Круглый стол «Результативность работы с одаренными детьми»

администрация

1-я неделя мая

4

Организация выставок детских работ. Награждение победителей в конкурсах. Создание портфолио творчески-одаренных детей

Классные руководители, организаторы

Апрель-май

5

Мониторинг. Диагностические данные

администрация

май








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!