Тема: « Одежда «говорит» о человеке». (Древний Китай).
Организационный этап.
- Здравствуйте. Мне очень приятно видеть вас снова сегодня на уроке. Прежде чем начать урок, мы попросим выйти из класса лень, рассеянность и страх, а позовем на помощь что? ( смелость, сообразительность, вдохновение, воображение… -ответы детей)).
Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.
Этап «Актуализация знаний». Введение в тему. Подведение к теме урока.
Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода. Из всех предметов одежда более всего связана с человеком.
Давайте еще раз уточним значение одежды в жизни человека.
Вопрос к классу: Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?
(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль, по одежде мы можем узнать о профессиональной принадлежности… ).
На прошлом уроке мы с вами рассматривали костюмы древних египтян.
Сейчас мы поиграем в игру «Угадай о ком речь?
( Работа в парах: учитель раздет по одной загадке о древнегреческом костюме или украшении каждой паре (разложу на подносе, а пары будут сами выбирать. На экране – слайд с отгадками) .
- Итак, какую еще функцию одежды мы можем назвать?
(одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.
- Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества?
(У людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие)
Т.е. благодаря одежде, мы можем определить, к какому сословию относится человек. По одежде мы можем составить целый рассказ о ее хозяине.
- Как же мы назовем тему нашего урока? ( с помощью учителя дети называют тему: «Одежда «говорит» о человеке.»)
3. Этап « Постановка цели и задачи урока».
- А в какую страну сегодня заведет нас наше воображение, вы сейчас догадаетесь.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд ( на слайде картинки с достопримечательностями Китая: Великая китайская стена, Терракотовая армия, Пагоды, традиционная одежда, знаки «Инь-янь»).
( вариант – кроссворд о Китае)
- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие в Др. Китай.
- Что вы узнаете на уроке?( об особенностях одежды, какие костюмы носили разные слои общества, какие были украшения и др.)
- Чему вы можете научиться сегодня на уроке?( научимся изображать разные костюмы, правильно выбирать цвета и орнамент, отличат костюмы друг от друга, уважать народные традиции…)
4. Этап « Введение нового материала».
- Что вы можете сказать о Китае? (ответы детей).
Китай – третья по величине страна в мире.
Великая китайская стена – самая длинная стена в мире. Она так велика, что ее видно даже из космоса! Она простирается почти на 6000 км. И достаточно широка: по ней бок –обок могут проскакать пять лошадей.
Терракотовая (вид глины) армия – состояла из 7000 воинов, 600 лошадей и 125 колесниц. У каждого воина было настоящее оружие. У всех терракотовых воинов разное выражение лица.
Пагоды – это хранилища священных реликвий. Пагоды обозначают святые места.
Традиционная одежда китайцев – халат с широкими рукавами. Халаты знатных вельмож и богатых людей украшали вышивкой и росписью.
Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших название ян, образовалось небо, из темных инь – земля. Взаимосвязь ян и инь породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи.
( учитель рассказывает по картинкам на слайде, по котором отгадывали, о какой стране пойдет речь)
Китай – страна властных императоров, удивительных изобретений и не менее удивительных традиций, которые бережно хранятся китайцами и чтутся по сей день. Декоративно-прикладное искусство Китая, так же как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность. Именно с этими мифологическими представлениями связана и символика цвета и орнамента народного китайского костюма. Что это за символика нам предстоит узнать.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр. 108. Ознакомьтесь с текстом ( 1-2 мин.)
- Найдите ответы на следующие вопросы:
1)Назовите четыре священных существа ( дракон, тигр, феникс и черепаха).
Китайцы верят, что дракон приносят удачу. По этому изображения этого животного можно увидеть повсюду: на стенах домов, крышах, одежде. Эти животные «принимают участие» во всех праздниках.
2) Символом кого является дракон?( символом императора).
Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Дракон красовался на государственном гербе. Среди изображений двенадцати символов на халате императора одним из главных был дракон.
3) какое животное может являться символом чиновников в Древнем Китае?( летящие птицы)
4) На одеждах чиновников обычно были вышиты летящие птицы. На халате чиновника высшего ранга был вышит –журавль. А всего было 9 рангов, каждый из которых символизировала своя птица (желтый сазан, павлин, дикий гусь, серебряный фазан, белая цапля, утка-мандаринка).
5) Какой цвет является символом чиновников? (Коричневый и красный цвета являются символов чиновников.)
6)Какое животное может быть символом военных?( Хищные животные являются символом военных.Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением хищного животного: барса, тигра, льва.)
8)Какие цвета являются символом военных?( Голубой цвет – символ молодых воинов. Красный и белый символы воинов.Цвет халата был белый или красный. У молодого война – голубой или синий.)
9) Как были одеты простые горожане?( Халаты простых горожан были гораздо проще. Не такие яркие и со скромным орнаментом.)
10)Какая одежда была у бедняков?( Одежда бедняков была однотонной, чаще белого цвета).
11) Как были одеты богатые горожане?( Богатые горожане носили шелковые халаты расшитые вышивкой либо расписанные батиком различными узорами и символами.)
12) А найдите в учебнике или попробуйте догадаться что обозначали эти символы.
Пионы – символ знатности, богатства, прихода весны.
Персики – символ бессмертия, долгожительства.
Цветы персика – символ юной девушки.
Бабочка – символ бессмертия, красоты.
(Вся работа сопровождается презентацией)
5. Этап «Первичная проверка понимания».
Итак, а теперь на основе полученной информации, давайте составим рассказ «Образ древнего китайца», « Образ китайской дамы», « Символика в костюме Др.Китая». Для этого разделимся на три группы.
( учитель предлагает выбрать по жребию, какая группа и о чем будет рассказывать).
6. Этап « Профилактический». Физминутка.
7. Этап « Применение освоенного в практической деятельности».
Сегодня вы будете создавать эскиз халат китайского императора с изображением дракона, воина с изображением тигра, халат знатной дамы, китайского чиновника
( по жребию).
Карточки с изображением животных и цветов (дракон, тигр, пион, цветок персика) кладем рисунком вниз, перемешиваем. Таким образом определяются кто что будет создавать ( работа в группах). Каждый рисунок выполняется на формате А3.
Готовые работы вывешиваем на доску.
Критерии оценки:
Оригинальность.
Соответствие изображения и принадлежности выбранного эскиза.
Эстетичность (гармоничное расположение на листе, соразмерность частей, уровень законченности графического или цветового решения изображения)
8. Этап « Рефлексия» Самооценка.
- Где мы с вами сегодня «побывали» и с каким искусством познакомились?
-Закончите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне запомнилось…
Мне удалось…
Самым интересным было…
- Вспомним , чему мы должны были научиться?( вспоминаем цели и задачи, достигли ли мы их)
- Теперь я предлагаю вам оценить по 5 бальной системе вашу работу на уроке ( на столах листы самооценки): сначала группы оценивают друг друга, затем каждый ставит оценку за свою работу на уроке.
Оценка учителя всему классу ( смайл « Классно»).
9. Этап « Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении».
Попробуйте создать костюм на выбор: