Цель урока:
формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, осознающего свои конституционные права и социальную ответственность, уважающего закон и правопорядок, нормы общественной и коллективной жизни, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности закрепленные в Конституции Донецкой Народной Республики.
Задачи урока:
- способствовать пониманию исторической роли образования Донецкой Народной Республики;
- воспитывать уважение к государственной символике Донецкой Народной Республики;
- развивать у обучающихся устойчивую активную гражданскую позицию, желание и стремление быть полезным социуму, школьному содружеству, Родине;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважения и почитания традиций своего народа, ответственности за ее будущее.
Оборудование:
Надпись «5 лет ДНР. Растем вместе с Республикой», видео «Родина. К 5-летию Республики», шаблоны бумажных белых голубей, Конституция ДНР, символический портрет гражданина, плакат «Государственные символы ДНР», фото внесения на линейку флага, фотоколлаж «Мы помним! Мы гордимся!».
Эпиграф: «Один народ - одна страна - одна судьба"
Ход урока:
Организационный момент
Учитель:
Вот и лето пролетело,
Осень на дворе.
И листва чуть пожелтела -
В школу детворе.
Продолжать учиться надо,
Лучше, чтоб на "5".
Я вас видеть очень рада,
Рада всех встречать!
Доброе утро, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Да, все, что вы сказали, верно: и на улице совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных, ярких и необычных открытий на нашем уроке ….
ІІ. Основная часть урока
Сегодня во всех уголках нашей республики проходит Единый урок «Растём вместе с Республикой»,
ДНР- молодое государство, его история пишется каждый день и каждую минуту. Мы с вами – творцы этой истории и должны гордиться тем, что живем в крае уникальных, трудолюбивых и несломленных людей.
Я желаю и верю, что своей жизнью, поступками и отношением к окружающим вы напишите достойное продолжение истории Республики, из которой ваши потомки не захотят вырывать страницы истории.
Но ни о ком из вас в учебниках пока ничего не на писано… А ведь все, что окружает нас- это история. Завтра этот урок уже станет историей. Подскажите, хотелось бы вам войти в историю, тем самым создавая новые экспозиции?
Я предлагаю вам совместно создать экспозицию «5 лет ДНР. Растем вместе с Республикой»
Родимый край!
Иного мне не надо.
Здесь каждая тропа мне дорога.
В июльский зной, в мороз и снегопады
Он для меня - заглавная строка.
И потому я перед ним в ответе
За ширь полей и за дорог разбег.
Он - мой причал зимой, весной и летом
И осенью - сред изб, колодцев, слег.
Я здесь живу без скуки, без кручины
И словом утверждаю с миром связь.
Родимый край!
Судьба у нас едина,
С судьбой страны навек переплелась.
Учитель:
Прочитаем название экспозиции. Чтобы определить будущие экспонаты, для начала нам необходимо составить ассоциативный куст к названию «Донецкая Народная Республика» (дети называют ассоциации) . А как же определить, какие тут слова главные?
Экскурсовод 1:
От невзгод по жизни защищает
Слово очень теплое – ЛЮБОВЬ.
Экскурсовод 2:
Нежное, всем знакомое нам слово МАМА.
Экскурсовод 1:
Слово РОДИНА – горячее, живое,
У каждого в груди стучит.
Экскурсовод 2:
Мудрое, как предки, слово- ПАМЯТЬ.
Экскурсовод 1:
Мы не сможем на колени стать,
Мы готовы побороть все беды,
Потому что любим, помним, чтим
Слово вечное ,как мир,- ПОБЕДА.
Экскурсовод 2:
И пока мы свой храним ЯЗЫК,
И пока нас обнимает МАМА,
Не утратят важности слова
РОДИНА, ЛЮБОВЬ, ПОБЕДА, ПАМЯТЬ!
Учитель:
Первое слово – Родина.
Как называется наша Родина?
Как вы думаете, что нас объединяет ?
(Общая территория, единый язык, культура, законы).
У государства, как и у каждого человека, есть день рождения. День рождения нашей республики 12 мая. Ведь именно 11 мая 2014 г. прошел референдум о самоопределении ДНР ,и большинством голосов поддержано создание Донецкой Народной Республики. Теперь 11 мая мы будем праздновать День Республики. А 12 мая 2014 г. на основании декларации о независимости, был провозглашен суверенитет Донецкой Народной Республики. Нашей молодой республике всего пять лет, и она, как ребенок, делает первые шаги.
Если Родину ты любишь
Мало клясться ей в любви.
Перед ней в большом и малом
Честь и советь береги.
Ей не лесть нужны, а правда,
Ей нужны дела твои.
Если родину ты любишь,
будь достоин той любви.
Какое еще понятие ставят рядом с этим словом? Да, государство.
Для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться, нужно быть достойным ее, интересоваться ее прошлым, чтобы прямо смотреть в будущее. Признаками, государственными символами нашего государства являются (герб, флаг, гимн). Что вам о них известно?
Значение цветов флага
Чёрный цвет символизирует плодородную землю Новороссии и уголь Донбасса.
Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа..
19 октября – это День Государственного флага ДНР.
Гербом ДНР 20 июня 2014 года на сессии Верховного совета ДНР утверждено изображение белого двуглавого орла (без корон над головами и лап), на груди которого в красном щитке изображена белая фигура Святого архангела Михаила с желтыми нимбом и мечом.
Гимн это торжественная песня о красоте и величии Родины.
Именно их изображения и слова мы разместим первыми в экспозиции нашего музея. (закрепляют изображение рядом со словом Родина)
Экскурсовод 1:
Нести государственный флаг – большая честь и гордость. Разрешите мне добавить фото, где лучшие учащиеся нашей школы вносят флаг на значимые мероприятия.
Учитель:
Любить Родину- это значит быть настоящим гражданином . Какими же чертами обладает настоящий гражданин? Давайте нарисуем его портрет.
На силуэт человека крепят качества гражданина, указанные на разрезанных листах
Подсказка:
Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.
-Где записано об этом? (В Конституции ДНР.)
Что вам известно о ней? (Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан ДНР. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.) Именно ее я добавлю в нашу экспозицию.
Экскурсовод 2:
Издавна известен обычай брать с собой в далекие путешествия или испытания горсточку родной земли. Горсть земли, это символ Родины, дома, вот и брали её, чтобы связь с Родиной не потерять, чтобы вернуться назад. Горсть родной земли означала Родину, которая всегда с тобой и которую нельзя предать. Не зря ведь поется в песне:
"Солдат хранит в кармане выцветшей шинели
Письмо от матери, да горсть родной земли.
Мы для победы ничего не пожалели.
Мы даже сердце как "НЗ" не сберегли."
В платочке размещает горсточку земли на экспозиции
Учитель :
Дальше идут слова – Любовь и Мама. Не зря они стоят рядом. Это самые теплые воспоминания. Жаль только, что война в нашем родном крае заставляет вас раньше взрослеть. А для некоторых наивных сердец будущего уже нет.
Экскурсовод 1:
Появляются новые памятники в нашей Родине, которые будут напоминать последующим поколениям, кокой была дорога к становлению нашего государства.
(размещает фото)
Ученик
Теперь я много знаю о войне,
Не по рассказам, нет, не понаслышке.
По городам, сгорающим в огне,
По взрывам - я их очень часто слышу.
По залпам научилась различать
"Зенитки", "Ураганы", "Смерчи", "Грады",
И с каждым днём сложнее сосчитать
Дома, где разрываются снаряды.
И страшно... Замолкает детский смех...
Пустеет мой родной, любимый город,
Он насквозь миномётами прошит,
И градом пуль на части он расколот!
Я знаю, что начнётся новый день
Не с новостей и репортажей лживых,
С тревоги: что гремит сейчас и где?
И со звонков, с вопросом: "Как вы? Живы?"
Пока моя несчастная страна
Несёт "необходимые" потери,
Твержу, что скоро кончится война!!!
А верю? Да, я верю!!!
Я просто много знаю о войне...
Так вышло, что, увы, не понаслышке.
Ученик
Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.
Хочется крикнуть: " - Люди, постойте !!!
Войну прекратите !!! Живите достойно !!!
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это ??? "
Война - это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах - тюльпаны и розы.
Над миром какое - то время лихое....
Где правит война - никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!
Учитель:
Символом не закончившегося детства являются мягкие игрушки и сладости, которые постоянно живые приносят на Аллею ангелов- памятному знаку о погибших детях нашего государства.
Учитель:
А сейчас я попрошу вас принять участие в упражнении. Повернитесь друг к другу. Один из вас сжимает пальцы в кулак. Задача другого – сделать так, чтобы первый участник разжал кулак. Задача первого – поступать в соответствии со своим желанием.
После выполнения проводится обсуждение способов, которыми второй участник пытался влиять на первого. Была ли это просьба, хитрость, сила, подкуп или еще что –нибудь? Действовал ли он прямо, напролом или скорее хитро? Принимал ли он во внимание потребности и реакции другого? Хотелось ли первому участнику разжать кулак, что он чувствовал и что было для него убедительным: вежливая просьба или сила?
Учитель:
Зачем мы провели это упражнение? Чтоб доказать, что лучше решать вопрос мирным путем. Как-то Станиславского попросили описать глаголом, что значит любить. Станиславский ответил: «Хотеть касаться. Ты можешь пожать человеку руку. Но когда ты любишь, ты хочешь обнимать его». В прошлом году в нашей школе прошел флешмоб ко Всемирному дню объятий. А еще помните выставку рисунков «Наша семья за мир»? Мне хотелось бы разместить несколько фото рисунков на нашей экспозиции как символ проявления любви. А если кто не поучаствовал в этой акции либо же сегодня пытался решить вопрос силой, можете обняться прямо сейчас.
Экскурсовод 2:
Дальше идет слово- Память
Если Родину ты любишь,
Не забудь как в трудный час
Мы отечество спасали, и оно спасало нас.
Никакие испытанья нам с тобою не страшны.
Если родину мы любим, если мы ее сыны!
Вспомните тех, кто отдал жизнь за Республику, тех, чьи имена навечно останутся в истории нашего государства
Учитель зажигает свечу и предлагает почтить память погибших минутой молчания
Экскурсовод 1:
Еще одно слово–Победа.
Я верю- на Донбасс придет Победа!
И мы пройдем по улице Артема,
По самой главной улице страны
Таким же шагом, как и в 45-ом,
В тот самый первый день после войны.
Учитель
Заранее я попросила вас принести фото, на которых вы являетесь участниками памятных событий в истории нашего государства. Давайте их вспомним.(шествие Бессмертного полка, акция «Ветеран живет рядом», линейка «И помнит мир спасенный»…и т.д.) Именно их в фотоколлаже мы разместим рядом со словами Память и Победа. Ведь не слова, а дела подтверждают нашу любовь к Родине.
Любить Родину- это пытаться быть ей полезным, все силы отдать на ее развитие, все свои таланты посвятить ей. Вот и некоторые учащиеся нашего класса в прошлом году принимали участие в разнообразных конкурсах, заняли в них призовые места. Это их первые победы.
Впереди еще много побед. А пока я вам предлагаю посмотреть видео «Родина. К 5-летию ДНР».
(https://www.youtube.com/watch?v=ZTFP-g0-RFc )
Итог урока
Учитель:
Ответьте: почему для урока мы выбрали эпиграф " Один народ - одна страна - одна судьба".
Потому что «один народ» - это единые для всех национальные интересы.
«Одна страна» - это наша единая для всех Родина.
«Одна судьба» - это трудности и победы, которые мы прошли вместе, создавая ее историю!
Это наша общая перспектива - благополучная и процветающая Донецкая Народная Республика!
А теперь взгляните на нашу экспозицию. Она почти готова. Лишь в уголке осталось немного места. Как вы думаете - зачем?(ответы)
Учитель:
Действительно, это место для каждого из нас, ведь мы вместе с вами растем и творим новую историю нашей Республики. Сейчас у нее совсем детский возраст- 5 лет. Все мы мечтаем о мире, символом мирной жизни является белый голубь. Я вам предлагаю в завершение нашего урока прослушать песню «Следуй за мечтой» группы «Мечтатели» и на вот этих бумажных голубях написать, кем вы себя видите в нашей Республике в год ее совершеннолетия.
Учитель:
– Надеюсь, что вам, ребята, запомниться этот урок. Вы - будущее нашей страны. И от- того какими вы будете гражданами, такими будет и наша Республика. Я желаю и верю, что своей жизнью, поступками и отношением к окружающим вы напишите достойное продолжение истории Республики, из которой ваши потомки не захотят вырывать страницы истории.
Нам очень хочется, чтобы все дети жили в мире, имели возможность учиться развивать свои творческие способности. Чтобы долго и счастливо жили ваши семьи, а в семьях был достаток, чтобы царили в них любовь и взаимопонимание. Мы любим свой город, своих жителей и верим в светлое будущее Донецкой народной Республики.
На этом наш урок закончен. Терпения и усердия вам в учебном году!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская школа Марьинского района»
Конспект урока :
«Один народ –
одна страна –
одна судьба»
Конспект составила
Яворская Л.А.