- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
- умение строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Этап урока (цели этапа) | Содержание | Методы, приемы, технологии | Деятельность учащихся | Прогнозируемые результаты |
Организация начала занятия (Подготовить учащихся к работе на занятии) | Приветствие. - Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удачи! - Дежурный, сдайте рапорт. (Создать добрую атмосферу. Перечислить принадлежности для урока, озвучить систему оценивая) | Приветствие учителя. Девиз урока. Накопительная балловая система. Презентация, слайд 1 | Проверяют необходимые принадлежности к уроку. Дежурный сдает рапорт (сегодняшнее число, прошедшая тема, домашнее задание, информация об отсутствующих). | Настроились на работу. |
Актуализация знаний (повторить пройденные темы) | - Ребята, какую часть речи мы изучаем? (имя прилагательное) - Предлагаю поиграть с вами в игру «Да или нет» 1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да) 2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет) 3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное (нет) 4) Прилагательные неряшливый, неугомонный пишутся с НЕ слитно, т.к. без НЕ не употребляются (да) 5)Прилагательное Неглубокая, но холодная река пишется раздельно (нет) 6) Если прилагательное можно заменить синонимом без НЕ, то нужно писать с НЕ раздельно (нет) 7) Качественные прилагательные имеют степени сравнения (да) 8) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени (нет) 9) В суффиксах прилагательных лицевой, ситцевый, моржовый пишется буква Е (нет) 10) Образные определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да) | Прием РКМЧП Презентация, слайд 2,3,4 | Отвечают на вопросы | |
Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечить готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, мотивацию при проектировании учащимися: целей, задач учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений, возможных затруднений и способов их преодоления) | 1. Повторение темы «Способы словообразования прилагательных». - Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. - Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. Лебединый – лебедь (-ин-) Кожаный – кожа (-ан-) Глиняный – глина (-ян-) Традиционный – традиция (-онн-) Клюквенный – клюква (-енн-) Каменный – камень (-н-) Старинный – старина (-н-) | Фронтальный опрос. Работа в парах. Презентация, слайд 5. | Попарно обсуждают способы образования, определяют суффиксы прилагательных, делают записи. | Парное обсуждение способов образования данных прилагательных, в результате которого учащиеся устанавливают связь между суффиксальным способом словообразования прилагательных от существительных и правила написания букв Н и НН в суффиксах. |
Физминутка | «Танцуют все!» (Выполнение движений вслед за «человечками» из слайда.) | Презентация «Физминутка» | Делают физминутку. | Получают заряд энергии для дальнейшей работы |
Постановка проблемы целей, задач учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений через проблемную ситуацию и вопросы. (Обеспечить самостоятельность учащихся в определении цели урока). | 1. - Итак, каким способом образованы все эти слова? - От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. - Какова цель нашего исследования? | Проблемный вопрос Презентация, слайд 6,7. | Суффиксальный От существительных Есть Н-НН Записывают тему в «журнал». | Самостоятельно определяют тему и цели урока, мотивируя тем самым себя на восприятие материала. |
Усвоение и повторение новых знаний и способов действий (Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения с учётом возрастных особенностей школьников и применения интерактивных форм обучения). Возможные затруднения и способ их преодоления (Построить проект выхода из затруднений). | 1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез. - Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных? Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы. Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН. - А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН. - Как можно назвать эту группу слов? Д.: Исключения 2. Знакомство с таблицей У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали. Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие. - Сделайте вывод. Д.: В них пишется Н. - Почему в этих словах пишется Н? Д.: Н входит в корень. | Презентация, слайд 8. Групповая работа. Презентация, слайд 9. Групповая работа. Презентация, слайд 10. Опорная таблица в «журнале». | Отвечают на вопросы, делают вывод о правиле. Делают вывод о словах-исключениях. Делают вывод о том, что в некоторых словах буква н, входит в состав корня или другого суффикса, делают записи в журнале. | Анализируя представленные слова, выходят на правила написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. |
Закрепление знаний и способов действий. (Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха). | 1. – Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей. исти…ый маши…ый производстве…ый стекля…ый безветре…ый пусты…ый станцио…ый глиня…ый лу…ый бараба…ый овсяный 2. Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя. | Работа в парах. Презентация, слайд 11. Презентация, слайд 12. | Делают записи в «журнале». | Принимают участие в парной дискуссии, выходя на правильное написание представленных слов. |
Контроль и самопроверка знаний (Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, их коррекция). | 1. - Ребята, в ваших «журналах» есть бланк для «цветного диктанта». Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн – красным. Ледяной дом Былинный богатырь Деревянное окно Ржаной хлеб Румяные щёчки Оловянный солдат Клюквенный сок Кожаная куртка 2. – Проверьте и оцените себя. | «Цветной диктант». Индивидуальная работа. Презентация, слайд 13. Презентация, слайд 14. | Выполняют записи в «журнале». Проверяют по образцу. | Делают вывод о собственном уровне усвоения темы. |
Подведение итогов занятия (Дать анализ и оценку успешности достижения). | 1. Похвалить детей за общую работу, выразить благодарность, оценить продуктивность. 2. Ребята, с помощью бланка «Рефлексия» и цветных карточек оцените, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас. («Звездочка» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «квадрат» - «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «круг» - «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»). Оценка учителя. | Оценки за урок по системе накопления. Презентация, слайд 15. Рефлексия Презентация, слайд 16. | Подсчитывают баллы, выводят собственную оценку. Сигнализируют цветовыми карточками | Демонстрируют субъективное отношение к материалу урока и степень удовлетворённости уроком. |
Домашнее задание | Работа с карточками (уровень А, уровень С) Приложение 2. Выполни на выбор одно из заданий-открытий: придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы. | Презентация Слайд 18. | Записывают домашнее задание | |