СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие

Просмотр содержимого документа
«Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
«Одна и две буквы
н в суффиксах прилагательных»

Тип урока:  изучение нового материала

Форма урока: урок-открытие

Цели урока:

Предметная:

- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;

- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.

Метапредметная:

- умение  определять понятия, создавать обобщения;

- умение строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное) и делать выводы;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностная:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.


Технологии урока: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая


Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.


Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.

Оборудование: «Журнал исследователя-языковеда», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – экран, ноутбук.







Система оценивания – накопительная:

  • 1 задание – 8 баллов (1 правильный ответ – 1 балл)

  • 2 задание – 11 баллов (1 правильный ответ – 1 балл)

  • 3 задание – 8 баллов (1 правильный ответ – 1 балл)

  • ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

  • «5» - 26-27 баллов;

  • «4» - 23-25 баллов;

  • «3» – 20-22 балла.





Ход урока

Этап урока

(цели этапа)

Содержание

Методы, приемы, технологии

Деятельность учащихся

Прогнозируемые результаты

Организация начала занятия

(Подготовить учащихся к работе на занятии)

Приветствие.

- Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удачи!

- Дежурный, сдайте рапорт.

(Создать добрую атмосферу.

Перечислить принадлежности для урока, озвучить систему оценивая)

Приветствие учителя.

Девиз урока.

Накопительная балловая система.

Презентация, слайд 1

Проверяют необходимые принадлежности к уроку.




Дежурный сдает рапорт (сегодняшнее число, прошедшая тема, домашнее задание, информация об отсутствующих).


Настроились на работу.

Актуализация знаний (повторить пройденные темы)

- Ребята, какую часть речи мы изучаем? (имя прилагательное)

- Предлагаю поиграть с вами в игру «Да или нет»

1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?, обозначает признак предмета, в предложении чаще всего бывает определением (да)

2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет)

3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное (нет)

4) Прилагательные неряшливый, неугомонный пишутся с НЕ слитно, т.к. без НЕ не употребляются (да)

5)Прилагательное Неглубокая, но холодная река пишется раздельно (нет)

6) Если прилагательное можно заменить синонимом без НЕ, то нужно писать с НЕ раздельно (нет)

7) Качественные прилагательные имеют степени сравнения (да)

8) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени (нет)

9) В суффиксах прилагательных лицевой, ситцевый, моржовый пишется буква Е (нет)

10) Образные определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да)


Прием РКМЧП

Презентация, слайд 2,3,4

Отвечают на вопросы


Подготовка к основному этапу занятия

(Обеспечить готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, мотивацию при проектировании учащимися:

  • целей,

  • задач учебно-познавательной деятельности,

  • актуализации опорных знаний и умений,

  • возможных затруднений и способов их преодоления)


1. Повторение темы «Способы словообразования прилагательных».

- Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

- Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные.

Лебединый – лебедь (-ин-)

Кожаный – кожа (-ан-)

Глиняный – глина (-ян-)

Традиционный – традиция (-онн-)

Клюквенный – клюква (-енн-)

Каменный – камень (-н-)

Старинный – старина (-н-)

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Презентация,

слайд 5.









Попарно обсуждают способы образования, определяют суффиксы

прилагательных, делают записи.




Парное обсуждение способов образования данных прилагательных, в результате которого учащиеся устанавливают связь между суффиксальным способом словообразования прилагательных от существительных и правила написания букв Н и НН в суффиксах.

Физминутка

«Танцуют все!»

(Выполнение движений вслед за «человечками» из слайда.)


Презентация «Физминутка»

Делают физминутку.

Получают заряд энергии для дальнейшей работы

Постановка проблемы целей, задач учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений через проблемную ситуацию и вопросы.

(Обеспечить самостоятельность учащихся в определении цели урока).

1. - Итак, каким способом образованы все эти слова?

- От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?

- Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования.

- Какова цель нашего исследования?

Проблемный вопрос





Презентация,

слайд 6,7.

Суффиксальный


От существительных

Есть Н-НН


Записывают тему в «журнал».



Самостоятельно определяют тему и цели урока, мотивируя тем самым себя на восприятие материала.

Усвоение и повторение новых знаний и способов действий

(Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения с учётом возрастных особенностей школьников и применения интерактивных форм обучения). Возможные затруднения и способ их преодоления

(Построить проект выхода из затруднений).

1. Формулировка проблемного вопроса. Выдвижение гипотез.

- Посмотрите ещё раз на слова. Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?

Для удобства я объединила слова в группы с суффиксами одного цвета. Посмотрите на эти группы.

Д.: В первой группе с красными суффиксами написана Н, во второй группе – НН, если одна Н в корне, а другая в суффиксе – пишется в слове НН.

- А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного?

Д.: В суффиксе –ЯН- написано НН.

- Как можно назвать эту группу слов?

Д.: Исключения


2. Знакомство с таблицей

У.: Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.

Д.: Павлиний, зелёный, синий и другие.

- Сделайте вывод.

Д.: В них пишется Н.

- Почему в этих словах пишется Н?

Д.: Н входит в корень.



Презентация,

слайд 8.

Групповая работа.



Презентация, слайд 9.

Групповая работа.


Презентация, слайд 10.

Опорная таблица в «журнале».

Отвечают на вопросы, делают вывод о правиле.













Делают вывод о словах-исключениях.


Делают вывод о том, что в некоторых словах буква н, входит в состав корня или другого суффикса, делают записи в журнале.

Анализируя представленные слова, выходят на правила написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Закрепление знаний и способов действий. (Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха).

1. – Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.

  1. исти…ый

  2. маши…ый

  3. производстве…ый

  4. стекля…ый

  5. безветре…ый

  6. пусты…ый

  7. станцио…ый

  8. глиня…ый

  9. лу…ый

  10. бараба…ый

  11. овсяный

2. Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя.


Работа в парах.

Презентация, слайд 11.










Презентация, слайд 12.

Делают записи в «журнале».













Принимают участие в парной дискуссии, выходя на правильное написание представленных слов.






Контроль и самопроверка знаний

(Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, их коррекция).

1. - Ребята, в ваших «журналах» есть бланк для «цветного диктанта». Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн – красным.

  1. Ледяной дом

  2. Былинный богатырь

  3. Деревянное окно

  4. Ржаной хлеб

  5. Румяные щёчки

  6. Оловянный солдат

  7. Клюквенный сок

  8. Кожаная куртка

2. – Проверьте и оцените себя.

«Цветной диктант».

Индивидуальная работа.

Презентация, слайд 13.








Презентация, слайд 14.

Выполняют записи в «журнале».












Проверяют по образцу.

Делают вывод о собственном уровне усвоения темы.

Подведение итогов занятия

(Дать анализ и оценку успешности достижения).

1. Похвалить детей за общую работу, выразить благодарность, оценить продуктивность.


2. Ребята, с помощью бланка «Рефлексия» и цветных карточек оцените, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас. («Звездочка» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «квадрат» - «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «круг» - «я устал, было неинтересно», «я почти не понял изучаемую тему»).
Оценка учителя.

Оценки за урок по системе накопления.

Презентация, слайд 15.

Рефлексия

Презентация, слайд 16.







Подсчитывают баллы, выводят собственную оценку.

Сигнализируют цветовыми карточками





Демонстрируют субъективное отношение к материалу урока и степень удовлетворённости уроком.

Домашнее задание

  1. Работа с карточками (уровень А, уровень С) Приложение 2.

  2. Выполни на выбор одно из заданий-открытий: придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.


Презентация

Слайд 18.

Записывают домашнее задание

























4