Тема. Одноклассники, сверстники, друзья.
развивать чуткость, справедливость, отзывчивость с гуманистических позиций, анализировать, сравнивать, участвовать в
дискуссии, работать с текстом учебника, выделять главное, составлять и заполнять таблицы.
развивающей навык анализа, умение участвовать в дискуссии и работать с различными видами источников, предполагаю
достижение поставленных целей.
особенность взаимоотношений учащихся в классе, а также опереться на свои наблюдения и мнение классного руководителя.
Этап урока | Содержание урока | Действия учащихся | Действия учителя | Оборудование и доска |
Актуализация знаний учащихся 5-7 мин | Проверка выполнения домашнего задания. Выполнение дифференцированного тестового задания по вариантам по теме «Особый возраст: отрочество». | Выполняют логические обобщенные действия, связанные с выполнением теста. Текст теста прилагается. | Раздает подготовленные тесты с заданиями базового и повышенного уровня сложности. | Тексты тестовых заданий. |
Изучение нового материала 27-30 мин | Вызов: На предыдущих уроках мы говорили о проблеме подросткового возраста, одной из которых является проблема умения общаться и дружить. Учитель читает притчу о Старике, Любви, Богатстве и Дружбе. Предлагает ответить на вопрос «Какой смысл заключается в притче?» | Уметь выражать свое мнение. Высказывают мнения о теме урока. | Ставит учащихся в ситуацию выбора вариантов рассуждения. Предлагает определить тему урока. | Текст притчи в мультимедийной презентации. Тема урока фиксируется на доске. |
Работа с текстом на с. 65 по разделу «Ты и другие ребята». Разобрать понятия сверстник, одноклассник, друг. | Различать и характеризовать понятия сверстник, одноклассник, друг. | Способствует осознанию учащимися смысла понятий сверстник, одноклассник, друг. | Понятия выписаны на доске. |
Работа с текстом учебника на с. 65 «Жил на свете человек». Ответить на вопросы: - Какие черты характера ты можешь отметить у Л.Понтрягина? - Как бы ты охарактеризовал личностные качества его одноклассников? | Уметь выбирать черты характера и личностные качества из текста. | Предлагает прочитать текст и ответить на вопросы. | Текст учебника, иллюстрация. |
В ходе знакомства с разделом «Слово не воробей» по прочитанному в классе тексту сделать сравнительную характеристику спора и ссоры. Выполнение упражнения – игры «Кого из одноклассников ты мог обидеть грубым словом?» Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 3 «Я и мой класс». | Определять и защищать свою позицию с аргументами по поводу спора и ссоры. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками. Пишут свои извинения на листе и передают однокласснику. Составление таблицы на основе элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей с одноклассниками. Что я могу дать классу? | Что класс дает мне? | | | | | | | | Предлагает учащимся высказать свое мнение. Ставит учащихся в ситуацию выбора вариантов поведения. Способствует осознанию учащимися смысла выполняемой работы. | Текст учебника. Рабочая тетрадь, таблица. |
Раздел «Какой ты друг?» на с. 68 прорабатывается по технологии ИНСЕРТ (V- уже знал, + - новое для меня, - - думал иначе, ? – не понял). Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 4. «Закончи предложение». Подумай и ответь на вопрос «Что дает человеку дружба?» Выдели 3 причины, по которым ты ценишь дружбу. | Работа с текстом учебника. Умение систематизировать и оценивать информацию. Уметь формировать и выражать свое мнение. Выполнение задания в рабочей тетради. Дружба для меня _____________. Качества, которые характеризуют меня как хорошего друга ______________. То, что мешает дружбе _______. Выделить и записать в тетрадь существенные признаки дружбы. Самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. | Способствует формированию навыков самостоятельной работы с источником. Выводит варианты ответов на доску для проверки. Формирует навыки самоконтроля. | Текст учебника. Рабочая тетрадь. Мультимедийная презентация. |
Индивидуальная работа по тексту. Рассмотреть и проанализировать правила отношений с одноклассниками на с. 71. Ответить на вопрос «Подумайте, какие правила подходят для твоего класса, а что хотелось бы изменить и почему?» | Уметь обсуждать, определять и анализировать собственную позицию. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. | Способствование осознанию того, как и почему нужно действовать в отношениях со сверстниками. | Текст учебника. |
Рефлексия 5-6 мин | Для закрепления новых знаний предлагается прочитать, объяснить смысл пословиц и ответить на вопрос «Чему учит каждая пословица?» - Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. - Брат может не быть другом, но друг – всегда брат. - В недруге стрела – что во пне, в друге – что во мне. Выполнить задание «Проверь себя», которое позволяет выявить реальные отношения в классе. ○ | ровные, спокойные | ☻ | теплые, дружеские | ▲ | уважительные | ● | конфликтные | ■ | презрительные, холодные | ♦ | переменчивые | | Объяснять смысл пословиц. В таблице напротив каждого пункта поставить определенный знак-символ. | сосед по парте | | ребята, которые хорошо учатся | | девочки-одноклассницы | | мальчики-одноклассники | | соседи по улице | | Формирование гуманистических позиций учащихся. | Мультимедийная презентация, тексты пословиц. Заготовки таблиц на листах, условные знаки на доске. |
Домашнее задание | Прочитать § 8. Ответить на вопрос № 3 учебника. Сделать подборку поговорок и пословиц о товарищах, друзьях и дружбе. | Уметь извлекать информацию из различных источников. | | Д/з записано на доске. |