I.Организационный момент. Чтение стихотворения, как настрой на работу: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! – Итак, у нас урок русского языка. –Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными. II.Чистописание. г...зета к…ртина …лф…вит р…бота -Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах. -Что общего у этих слов? -Найдите лишнее слово. - Назовите синоним к слову. -Что такое синонимы? -Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит». Безударный гласный. Парные по звонкости-глухости согласные. А .авф . В . вфа . Ф .фав III.Актуализация знаний. 1. Работа над скороговоркой. -А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?... (Ворона) – Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края? – Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой? – Как называют этих птиц? -А как называют тех, которые улетают в теплые края? -Почему они улетают? – Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение? Пров…ронила в…рона в…р…нёнка. – Что это? – Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово. -Подберите синоним к слову «проворонила». – Назовите орфограммы в словах. – Спишите, подчеркните орфограммы. (организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски). -Поставьте ударение. 2. Закрепление изученного материала. -Сколько слов в предложении? -Что вы можете сказать о них? -Докажите. -Выделите корень. -Какие слова называются однокоренными (или родственными)? -Как пишется корень в однокоренных словах? IV. Постановка цели. -О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень. V. Закрепление изученного материала. 1. Ответы на вопросы. - Как называют общую часть родственных слов? Корень –это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов. Интересная семья – В ней живут одни слова. Корень во главе идет Всем значенье придаёт, 2.Формирование понятия «корень». Сказка. – Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт. Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. – А какой вывод из сказки мы можем сделать? – Правильно! Слов без корня не бывает. – Корень выделяется значком. 3.Наблюдение над однокоренными словами. – Послушайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
В слоновнике переполох: «Слоненок заболел, оглох!» Его зовет слониха, Но, видно, слишком тихо. И папа-слон ему трубит. А может быть слоненок спит? «Ну что с тобой, сынишка, Наш маленький слонишка?» Вдруг слоник потянулся, Как будто бы проснулся. Он просто замечтался Вот и не отзывался. (Е. Солдатова) 4. Образование однокоренных слов к слову «рыба» Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба». -Небольшая рыба, мелкая рыба. -Рыбная ловля. -Человек, занимающийся рыбной ловлей. -Ловить рыбу. -Что можете сказать об этих словах. -Докажите. VI.Физминутка. Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова. Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек. 5. Работа в парах. Найди лишнее слово. рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить; травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма; кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм; полянка, поле, полюшко, половник, полёвка; сила, могучий, сильный, силач, силёнки А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение. Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник. Предложения: Под осиной растут подосиновики. Муравьи живут в муравейнике. Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник 6. Тестовые задания 1.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? а) точка, ? - вопросительный знак, ! - удивительный знак б) - точка или , - запятая в) - точка, ? - вопросительный знак, ! - восклицательный знак 2.Нужен ли мягкий знак в сочетаниях чк, чн, щн? а) да б) нет 3.Составь из слов предложение и запиши его. Пришла , вот ,осень, и, холодная. 4.Найди лишнее слово и зачеркни его. Боль, больница, большой, болеть; Рисунок, нарисовать, зарисовка, рисовый. 5. Словарные слова. Сентябрь, родина, ветер, скоро, быстро, рисунок, берёза, ягода.  VIII. Итог урока. -О чем говорили на уроке? -Какие слова называют однокоренными? -Что такое корень слова? IX. Домашнее задание с. 64, упр. 93, повторить правило. | Словарные слова с безударной гласной а. В каждом слове 3 слога. Неодушевленные имена существительные. Алфавит – ударение падает на 3-ий слог. Азбука. Слова разные по произношению, но одинаковые по смыслу. А В-Ф Нет. Воробей, дятел, синица, голубь . Зимующие или оседлые. Перелетные. Похолодало, нет насекомых. Подкармливать их, делать кормушки. О вороне. Скороговорка. Потеряла. Это словарное слово. Сочетание оро. 3 Они однокоренные, родственные. Одинаковые по смыслу, одинаковый корень. Слова, сходные по смыслу, имеющие одинаковый корень. Одинаково. Об однокоренных словах, о корне слова.
Приходят к выводу: у слов общая часть, но разные значения. Корень слова. Слов без корня не бывает. Дети внимательно слушают и выбирают однокоренные слова из текста, записывают их в тетрадь, выделяют корень (в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник).
Добавляют два однокоренных слова (слонята, слоновая (кость))
Рыбка, рыбешка. Рыбалка. Рыбак. Рыбачить. Они однокоренные. Сходны по смыслу, имеют одинаковый корень. Под березой растут подберезовики. Скворцы живут в скворечнике. |