Урок 1. Тема: «Понятие об однородных членах предложения» 8 класс.
Цели:
I. Обучающие:
1. Обобщить сведения об однородных членах предложения, полученные в 5-7 классах;
2. Формировать умения:
опознавать однородные члены предложения и ряды однородных членов;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения.
II. Развивающие:
Развивать:
логическое мышление детей;
речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;
умения анализа текста;
навыки самостоятельной и коллективной работы.
III. Воспитывающие:
Способствовать развитию:
любви к родному языку;
любви к родной природе.
Задачи. Знать1.Основные признаки однородных членов предложения.Уметь.1.Находить однородные члены предложения, доказывая однородность.2.Интонационно правильно читать предложения однородными членами.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить понятие “Однородные члены”; развивать умение находить, правильно употреблять в речи предложения с однородными членами; отрабатывать умение строить предложения с однородными членами; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные:
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок рефлексии)
Вид урока: комбинированный
Раздел: Синтаксис и пунктуация. Простое осложненное предложение
Методы обучения:
- по источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические
- по способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Оборудование и наглядность: раздаточный материал (карточки), учебники, мультимедиа
Ход урока
I.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Организационный момент:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
Б. Пастернак
Ребята, как вы понимаете смысл стихотворения Б. Л.Пастернака.
Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте!!!
2.Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.
- Я хочу рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом.
Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял своё лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки… Давайте их послушаем. Прочитай, пожалуйста, …
Осторожно ветер
Из калитки вышел
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.
(Михаил Исаковский)
3. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
- Понравилось ли вам это стихотворение замечательного русского поэта Михаила Исаковского?
Каким вы себе представили образ ветра? (Весёлым, подвижным, радостным…)
Кого напоминает ветер? (Он напоминает юношу, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях…) Какой приём использует автор для создания такого образа ветра? (олицетворение).
-Молодцы, ребята. А теперь взгляните на это предложение глазами лингвиста
И ответьте на вопросы: Какая часть речи помогает поэту создать образ ветра? (Глагол)
- Что необычного в этом стихотворении? (Всё стихотворение состоит из одного предложения)
Найдите грамматическую основу этого стихотворения (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел). Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (7 сказуемых и одно подлежащее) На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? (Что сделал? Прошедшего времени, мужского рода, единственного числа) С какой интонацией они читаются? (С перечислительной интонацией) Как называются подобные предложения? Предложения с однородными членами . - Молодцы, ребята.
4. Формулирование темы и запись в тетради.
- Это и есть тема нашего урока. Она называется ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Запишите тему урока в тетради
5. Целеполагание.
- Итак, тема нашего урока ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Как вы думаете, что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы должны научиться на уроке? Обратите внимание на слайд и давайте ещё раз вместе ответим на вопрос: Что нам необходимо знать об однородных членах и чему мы хотим научиться?
Чтение и работа со слайдом.
Что нужно знать? | Что надо уметь? |
Признаки однородных членов предложения | Находить в тексте однородные члены предложения Определять, при помощи чего соединяются однородные члены предложения. Употреблять их в своей речи |
II.Этап актуализации и пробного учебного действия. Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Создание новых знаний. Однородные члены предложения – ваши старые знакомые, тема не новая для вас. Но, наверняка многие согласятся с тем, что даже самые простые вещи скрывают некоторые тайны, о которых мы даже не догадываемся. А всё из-за того, что привычка – вторая натура. Видим ежедневно, пользуемся ежечасно и так уже свыклись с привычным существованием таких явлений, что перестаём заглядывать вглубь, туда, где скрывается основная часть айсберга.
Я предлагаю вам вспомнить этих знакомых незнакомцев с помощью корзины идей.
В течение 2 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или -). Время пошло.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи. | |
| Однородные члены соединяются только союзами. | |
| В предложении может быть только один ряд однородных членов. | |
| Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. | |
| Однородные члены бывают только нераспространенными. | |
| Однородные члены не зависят друг от друга по смыслу и грамматически | |
| Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера. | |
| Повторяющиеся слова тоже являются однородными. | |
| 9.Между однородными членами при отсутствии союза ставится запятая. | |
| 10.Однородные члены не являются словосочетанием | |
1. Самостоятельное задание с приёмом «Инсерт» используем на стадии «Вызов». Обучающимся розданы карточки с таблицей, в которой нужно проставить условные значки. Взаимопроверка. Самопроверка по образцу.
2. Беседа.
-Что было известно вам об однородных членах предложения с прошлых уроков?
-Возникли ли трудности при выполнении задания?
III.Этап локализации индивидуальных затруднений. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Чтобы разобраться в появившихся затруднениях, обратимся к учебнику.
-Что нового вы узнали? Начните свои предложения со слова Оказывается…
IV.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений (заполняют до конца таблицу). Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.
Отмечают свой уровень знаний по шкале.
V. Этап реализации построенного проекта. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Применение новых знаний.
1.Устное задание (сначала работа в парах, затем проверяется вместе с учителем): определить, являются ли подчёркнутые слова в данных предложениях однородными членами, построить схемы предложений с однородными членами: Вместе определяют, в каких предложениях есть однородные члены, в каких нет, доказывают почему, строят схемы, объясняют знаки, придумывают свои предложения с однородными членами.
Невидимая рыба туго и медле…о в..дила леску по кругам.
По вечерам на плотине любила собират..ся молодёж...
Вокру… была снежная п…лена да безмолвная степь.
Вожатый, несколько ребят трудились в огороде.
Он был ни рыба ни мясо.
Но бедный, бедный мой Евгений
И армяне, и грузины, и черкесы теснились на площади.
Кипела, тор..пилась, грохотала жизнь.
По улиц.. ветер гнал перья, стру..ки, пыль.
Суровый, мрачный бор угрюмо молчит и воет глухо.
VI. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Учащиеся делают выводы, доказывают с опорой на таблицу.
Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для тех, у кого всё получилось – составить свои предложения (карточки с заданием раздаёт учитель), у кого есть затруднения, обратимся к учебнику на с.124, №223, предложение №4(списать, расставить знаки препинания, обьяснить, доказать)
Физкультминутка. Встаньте парами между партами. Сегодня физминутку нам помогут провести жители разных стран, которые, как и вы, любят ее делать. Упражнения повторяйте за мной.
В Тунисе, здороваясь на улице, принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.
Жители страны Тонга, расположенной на островах Тихого океана, при встрече со знакомыми останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощёлкивают пальцами.
Японцы при встрече кланяются.
Эскимосы, приветствуя знакомого, слегка ударяют его кулаком и по плечам.
Считается, что рукопожатия появились ещё в первобытные времена. Тогда, протягивая друг другу руки, люди показывали, что у них нет оружия, что они пришли с миром.
А как вы здороваетесь друг с другом? Пожмите руки друг другу. Спасибо, садитесь, пожалуйста. Продолжим урок.
VI.Этап включения в систему знаний и повторения. Индивидуальная дифферецированная работа. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса.
1. Записать предложения, подчеркнуть ряды однородных членов.
1) Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.
2) Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
2. Перестроить предложения так, чтобы стало два ряда однородных членов
1) В лесу и на лугу пахло мокрой травой.
2) Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.
3. Редактирование предложений.
1) Зима в этом году снежная и сурова.
2) Но ребята с огромной радостью направлялись на горку и катаются с горы.
3) Всем весело и радуются.
2.Работа в группах.
1.Прочитать выразительно стихотворение.
2.Определить тему, идею стихотворения.
3.Найти однородные члены предложения, доказать.
4.Определить, какими частями речи являются и синтаксическую функцию.
5.Определите при помощи чего соединены однородные члены.
6.Роль в художественном тексте.
7. Сделайте вывод.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тароватый,
Свежей, белой, пухлой ватой
Всё убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
"Ну, скорей гулять! "
А.А.Фет.
1.Прочитать выразительно стихотворение.
2.Определить тему, идею стихотворения.
3. Определите лексическое значение выделенного слова.
4.Найти однородные члены предложения, доказать.
5.Определить, какими частями речи являются и синтаксическую функцию.
6.Определите при помощи чего соединены однородные члены.
7.Роль в художественном тексте.
8. Сделайте вывод.
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Мороз и солнце, день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
2.Работа в группах.
1.Прочитать выразительно стихотворение.
2.Определить тему, идею стихотворения.
3.Найти однородные члены предложения, доказать.
4.Определить, какими частями речи являются и синтаксическую функцию.
6.Определите при помощи чего соединены однородные члены.
7.Роль в художественном тексте.
8. Сделайте вывод.
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
VII.Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.
Самостоятельное задание: на стадии «Рефлексия» - написание синквейна на тему «Однородные члены предложения».
Оцените себя по шкале знаний. Оцените работу товарищей. Что узнали на уроке. Что было интересно. Всё ли получилось, что ещё хотите узнать.
Домашнее задание: § 26 (правило), составить текст из 6-8 предложений на тему «Зимой», включив в него предложения с однородными членами или выписать примеры предложений с несколькими рядами однородных членов из учебника литературы; анализ стихотворения с точки зрения употребления однородных членов в стихотворении (индивидуально).
Как я люблю свои берёзы,
свои леса, свои луга,
и ночи летние, и грозы,
и зиму с стужей, и снега!
Люблю я речки серебристой
Хрустально-нежный разговор
И травки бархатны й. душистый
С цветами скромными ковёр.