Тема. Однородные члены предложения.
Цель: формировать представление об однородных членах предложения, их признаках.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащиеся :
-научатся выделять однородные члены предложения;
-получат возможность научиться использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
-получат возможность различать однородные члены предложения -дополнение, определение;
Личностные:
- у учащихся будет формироваться интерес к познанию русского языка;
-получат возможность для формирования адекватной самооценки своей деятельности на уроке;
Регулятивные :
-научатся контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
- получат возможность научиться анализировать ,сравнивать, делать выводы, строить суждения;
Познавательные:
- научатся пользоваться таблицами, опорными схемами;
-анализировать изучаемые объекты с выделением их существенных признаков.
Коммуникативные:
-получат возможность вступать в учебный диалог с товарищами по классу, учителем;
-научатся учитывать другое мнение и позицию своих товарищей;
- научаться договариваться, приходить к общему решению ( при работе в группе, паре)
Оборудование : магнитная доска, проектор, экран.
Ход урока.
1.Организация класса на урок. Создание эмоционального настроя на урок.
Учитель: Доброе утро, ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
Сегодняшний урок я хочу начать с притчи
Однажды один мужчина возвращался домой с работы раньше обычного. Его дом находился на другом берегу реки, поэтому он очень торопился, чтобы не опоздать на паром. Он так редко приходил домой рано. «Как же обрадуется жена, увидев меня!» — думал мужчина.
Но, к сожалению, ему не хватило каких-то пяти минут. Он прибежал как раз в тот момент, когда паром уже отчаливал от берега.
Мужчина очень расстроился, ведь следующего парома нужно было ждать несколько часов.
Он присел возле берега реки, низко склонив голову. Тут к нему подошёл мудрец. Он сказал ему:
- Чего ты печалишься? Просто вставай и иди дальше!
- Но впереди же река! — удивился мужчина.
- Значит, иди по воде!
- Я не умею!
- Теперь умеешь, — сказал мудрец серьёзным и уверенным голосом.
Мужчина посмотрел на мудреца и поверил ему. Ему так сильно хотелось пораньше попасть домой, что он вскочил на ноги и… пошёл по воде. Он действительно пошёл по воде!
Когда он пришёл домой и рассказал жене обо всём, что с ним произошло, она сказала ему:
- Как здорово! Ты сегодня познакомился с очень необычным человеком. Почему же ты не пригласил его к нам в гости?
- Действительно! — подумал мужчина и отправился обратно к мудрецу.
Он перешёл реку и застал мудреца на том же месте.
- Мы с женой были бы очень рады видеть вас у нас в гостях!- обратился к нему мужчина.
- Я не могу, — ответил мудрец, — паром только через несколько часов.
- Зачем нам паром? — удивился мужчина. — Вы ведь можете ходить по воде!
- И всё таки мне пока нужен паром. Я знаю, что я могу ходить по воде, но не верю в это!
-Как вы понимаете смысл данной притчи? ( Важно не только уметь делать что – либо, но и обязательно верить в это. Прежде всего, верить в свои силы)
-Я думаю , что у вас сегодня всё обязательно получится. Желаю успехов на уроке.
Минутка чистописания
Сентябрь, октябрь ,ноябрь.
-Что объединяет все эти словах? (Это словарные слова, отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи).
-Запишите слова в тетрадь и подчеркните орфограммы в словах.
3. Актуализация знаний.
Повторение знаний о предложении (слайд)
- Составьте предложение из слов.
ноябре снег выпал в первый
- Запишите предложение и разберите его по членам. (проверка на слайде).
- Дайте характеристику предложению.
3. Открытие новых знаний. Работа в парах.
3.1 Создание проблемной ситуации.
Лебеди осенью улетели на юг.
Утки осенью улетели на юг.
Гуси осенью улетели на юг.
- Прочитайте предложения.
-Подумайте и обсудите в парах, как можно из данных предложений составить одно?
-Запишите предложение в тетрадь.
3.2. Проверка работы учащихся в парах.
- Прочитайте своё предложение.
Лебеди, утки, гуси осенью улетают на юг.
- Проверьте предложения.
- Разберите предложение по членам предложения. Разберите предложение по членам предложения.
-Что заметили интересного? (3 подлежащих)
-На какой вопрос отвечают слова?
-Какой частью речи являются?
-Каким членом предложения?
- Как по-другому мы можем назвать эту группу подлежащих?
-Можем ответить на этот вопрос? Почему не можем?
( Мы этого не знаем, не проходили еще)
3.3. Исследование предложений.
-Вы знаете, как называются группы одинаковых членов предложения?
Такие члены предложения называются однородными.
Как вы думаете, какая будет сегодня тема и цель нашего урока?
(Познакомиться с однородными членами, научиться находить их в предложении)
4. Физкультминутка.
5.Первичное закрепление. Работа по учебнику
- Как вы думаете чему будем дальше учиться ?
( будем учиться выделять однородные члены предложения в предложении)
-Откройте учебник на с. 92 упр 152. Прочитайте предложения. Найдите предложение с однородным подлежащим. Запишите. Подчеркните.
-Что же такое однородные члены предложения?
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)отвечают на один и тот же вопрос
2)относятся к одному и тому же слову
3)являются одним членом предложения
- Ребята , а кто догадался почему эти группы слов назвали однородными членами предложения?
( учащиеся высказывают предположения, учитель проецирует на экране значение слова однородный из толкового словаря Ожегова)
Однородный- относящийся к тому же роду, разряду , одинаковый
- Почему же так назвали эти группы слов?
( они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения)
- Давайте прочитаем определение однородных членов предложения , которое даётся в учебнике в информации Самоварова.
-Сравните наше определение с определением в учебнике. Мы правильно определили, что такое однородные члены предложения?
6.Самостоятельная работа.
Упр.153
7.Контроль и оценка правильности выполнения задания
-Поднимите руку , кто правильно выполнил задание? Молодцы.
-Поставьте на полях улыбающийся смайлик.
8.Итог урока
- Какие цели ставили на уроке?
( учащиеся проговаривают ещё раз цели по опорным таблицам)
- Как вы считаете , мы справились с поставленными целями на уроке?
- Кто может ещё раз дать полное определение однородным членам предложения?
- Какое задание вам было интереснее всего выполнять ?
( учащиеся высказывают свои мнения)
9. Рефлексия работы на уроке
Возьмите смайлики. Если вам всё понятно, нарисуйте !, если есть вопросы, нарисуйте ?. Изобразите своё настроение на уроке.
10.Оценки, дом.задание.