СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения»

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения

Выпиши только простые осложненные предложения, определи, чем они осложнены, подчеркни основу, расставь знаки препинания, в скобках укажи осложняющий компонент, подчеркни его как член предложения.

  • Равномерное движение лодки было нарушено направление утеряно.
  • Бабушка видимо была прекрасной рассказчицей.
  • Синеет даль с её угрюмым лесом окутанным вечерней мглой.
  • Летнее солнце быстро поднимается из-за леса.
  • Леса задумчиво вспыхивают золотом изумрудно играют лучи солнца на белых снегах.
  • Как-то летом набрав полные корзинки земляники мы возвращались в деревню.
  • Спой нам ветер про дикие горы.
  • А в июльские дни начинают ходить по полям беззвучные зарницы, вспыхивает над поспевающими хлебами яркое пламя.
  • На мой взгляд этот сорт яблок слаще.
  • Туман над землёй поднимается вода пузырьками садится на листья.
  • Солнце спускавшееся за лес бросало последние лучи на деревню поле и дорогу.
  • Серебрит мороз увянувшее поле.
  • Снег лениво падая с темного неба постепенно заносил пустынную малолюдную дорогу.
  • Я помню как в детстве мы бегали босые у реки.
  • Каждый труд благослови удача!
  • Тихи пруды, холод их вод угрюмо заключен в темно-зелёные стены садов.
Повторение изученного, проверка дз.
  • Повторение изученного, проверка дз.
 Синтаксический разбор Деревья уставшие от долгих холодов потянулись к теплу. Егорушка лежал на спине и заложив руки за голову глядел вверх на небо.

Синтаксический разбор

  • Деревья уставшие от долгих холодов потянулись к теплу.
  • Егорушка лежал на спине и заложив руки за голову глядел вверх на небо.
СТР. 125. Прочитать и пересказать определение однородных членов предложения.
  • СТР. 125. Прочитать и пересказать определение однородных членов предложения.
 Вывод Сочинительные союзы  — это союзы, которые связывают однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложных предложений.  Сочинительная связь  объединяет равноправные части. Вдоль дороги растут ели и березы. В кормушке хозяйничали воробьи, но тут подлетела сорока. Сравните! Я посмотрел туда, где небо сливалось с морем.
  • Вывод
  • Сочинительные союзы  — это союзы, которые связывают однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложных предложений.
  • Сочинительная связь  объединяет равноправные части.
  • Вдоль дороги растут ели и березы.
  • В кормушке хозяйничали воробьи, но тут подлетела сорока.
  • Сравните!
  • Я посмотрел туда, где небо сливалось с морем.
 Какие члены предложения являются однородными? Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин. За лето река обмелела, притаилась между берегами. На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами. Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья. Книги следует читать неторопливо  и бережно.

Какие члены предложения являются однородными?

  • Весной обильно цветут сирень, черемуха и жасмин.
  • За лето река обмелела, притаилась между берегами.
  • На базаре продают глиняные кувшины, миски и свистульки, поющие разными голосами.
  • Под ногами шелестят золотые, багряные и пурпурные листья.
  • Книги следует читать неторопливо  и бережно.
Составление схем предложений с однородными членами Первые проекты и решения появились за сто лет до начала спора.

Составление схем предложений с однородными членами

  • Первые проекты и решения появились за сто лет до начала спора.
Предполагалось, что мужчины, женщины будут жить в домах-коммунах.
  • Предполагалось, что мужчины, женщины будут жить в домах-коммунах.
 ВЫВОД В первом случае однородные члены связаны сочинительным союзом и интонацией, а во втором- только интонационно.

ВЫВОД

  • В первом случае однородные члены связаны сочинительным союзом и интонацией, а во втором- только интонационно.
Над лесом медленно встаёт солнце и красит в розовый цвет окна домов .

Над лесом медленно встаёт солнце и красит в розовый цвет окна домов .

Вечером не забудь покормить гусей, уток.
  • Вечером не забудь покормить гусей, уток.
Темный, угрюмый лес притих.
  • Темный, угрюмый лес притих.
Спишите текст. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении, затем однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом они являются. Выполните полный синтаксический разбор первого и второго предложения.   СКВОРЕЦ Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Разные червячки, гусеницы, жучки и личинки выползают на свет! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых? Интересно глядеть, когда он, идя между грядок, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.

Спишите текст. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении, затем однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом они являются. Выполните полный синтаксический разбор первого и второго предложения.

СКВОРЕЦ

  • Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Разные червячки, гусеницы, жучки и личинки выползают на свет! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду: на земле и в земле. Знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых? Интересно глядеть, когда он, идя между грядок, охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
Спишите текст. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении, затем однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом они являются. Составьте схемы  СКВОРЕЦ Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Разные червячки, гусеницы, жучки и личинки выползают на свет! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду. Сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых! Идя между грядок, он охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.

Спишите текст. Подчеркните грамматические основы в каждом предложении, затем однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом они являются. Составьте схемы

  • СКВОРЕЦ
  • Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Разные червячки, гусеницы, жучки и личинки выползают на свет! Скворец никогда весной не ищет своей пищи ни в воздухе, ни на дереве. Его корм всюду. Сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых! Идя между грядок, он охотится за своей добычей. Походка его быстра и чуть-чуть неуклюжа.
Запшите, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложений. Начертите схемы 1, 3 , 4, 6, 7 предложений. 1) Внизу мерно и широко шумел прибой. 2) То солнце яркое блестит, то туча черная повиснет. 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж . 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться. 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал. 6) Она молода, изящна, любит жизнь. 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой.
  • Запшите, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложений. Начертите схемы 1, 3 , 4, 6, 7 предложений.
  • 1) Внизу мерно и широко шумел прибой.
  • 2) То солнце яркое блестит, то туча черная повиснет.
  • 3) В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж .
  • 4) Поворчал он, да не посмел ослушаться.
  • 5) Голос слепого нищего был слаб и дрожал.
  • 6) Она молода, изящна, любит жизнь.
  • 7) Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой.
Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения. Нарисуйте схемы. 1 вариант 2 вариант Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. Ветер гнал по улице перья, стружки, пыль. В нашей реке водятся окуни, щуки, лещи. Вдруг раздался страшный, оглушительный удар грома.

Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу и однородные члены предложения. Нарисуйте схемы.

1 вариант

2 вариант

  • Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.
  • Ветер гнал по улице перья, стружки, пыль.
  • В нашей реке водятся окуни, щуки, лещи.
  • Вдруг раздался страшный, оглушительный удар грома.