Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой .Рассказ «Пчёлки на разведке» 9 класс.»
Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой .Рассказ «Пчёлки на разведке»
«Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он – как бы живой, облечённый в плоть и кровь символ достоинства печатного слова».
Н.К.Михайловский.
Цель урока:
- Тема урока: Разделительные союзы при однородных членах предложения. Л.Толстой. Рассказ « Пчёлки на разведке »; 1) образовательная цель : научить учащихся общаться на русском языке в устной и письменной форме, читать и понимать художественную литературу на русском языке; 2) воспитательная цель: формирование у школьников средствами русского языка любви к искусству; 3) развивающая цель: помочь учащимся овладеть определенным активным и пассивным словарём и минимумом фразеологизмов, получить определенный круг теоретических знаний по русской фонетике, лексике, словообразованию, грамматике для использования из в речи; пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им, выработать прочные орфоэпические ,грамматические, правописные знания, речевые умения и навыки. Тип урока: открытый , интерактивный; Оборудование урока: картинки, портрет Л.Толстого, презентация «Лев Николаевич Толстой»;
Вступление учителя :
- Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в небольшой усадьбе «Ясная Поляна». Он очень скоро осиротел. Его мать умерла, когда ему было два года, в девять лет Толстой остался без отца. С 1841 по 1847 годы Лев Николаевич с сестрой и братьями живёт в Казани, много читает, готовятся к поступлению в университет. В 1848 году Л.Н.Толстой поступил в Казанский университет на факультет восточных языков. Он проучился там три года, но решил оставить университет , чтобы заняться самообразованием. В 1847 году Толстой переезжает В Ясную Поляну. Там он составляет для себя пан самообразования, по которому изучает историю и географию, иностранные языки, юридические науки, сельское хозяйство. Его духовная жизнь в эти годы опиралась на собственные «Правила» , от которых он не отступал. Л.Н.Толстой в своем рассказе «Пчёлы на разведке» рассказывает о том , как в весеннее утро в лесу пчёлки проснувшись разведали своё владение за мёдом. На земле первые свежие , ярко зелёные стебельки. На деревьях первые почки , кое-где молоденькие листочки. Пчёлки проснулись от зимнего сна. Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь. Вдруг увидели под кустом скромный темно-синий цветочек –фиалку . Она открыла пчёлкам свою чашечку. Чашечка фиалка была полна аромата и сладкого сока. Наелись , напились и домой. Веселы и радостны остались пчёлки.
Словарная работа:
- Пчёлки- улей- почки – скромный- аромат- наелись – напились – радостный –
сладкий –
настроение – проснулись – проведать – спрятаны – чашечка-
Ответить на вопросы
- 1. О ком рассказывает автор? 2. Какое время года описывается в рассказе? 3. Опишите первые признаки весны. 4. Когда проснулись пчёлки? 5. Что увидели они их окошечка? 6. Куда полетели пчёлки? 7. Что они увидели на деревьях яблони и вишни, на цветке тюльпана? 8. Где пчёлки напились сладкого сока? 9. С каким настроением они вернулись домой?
Задание 3. Подберите антонимы к словам. Составьте с некоторыми из них предложений:
поздний
ранний
грустный
старенький
тепло
горький
светло
заснули
прилетели
общительный
открытый
большой
сытый
голодный
закрытый
маленький
скромный
улетели
сладкий
темно
молоденький
весёлый
прохладно
проснулись
Что такое однородные члены предложения?
- Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Что? Мы увидели поля и горы.
Противительные союзы а, но, да (в значении но ), зато, однако.
Соединительные союзы и, да, ни-ни, только, но и, как …, так и … .
Разделительные союзы или (иль), либо, то-то, не то.
Задание 4. Выпишите из текста: «Пчёлки на разведке» предложения с однородными членами .
- 1) Весеннее , свежее утро в лесу. 2) Небо над головой ясное, голубое. 3) Везде тепло, светло. 4) Но в нём ни запаху, ни мёду. 5) Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь. 6) Наелись, напились и домой. 7) Веселы и радостны остались пчёлки.
Задание 5. Перепишите предложения, вставляя подходящие по смыслу союзы. Назовите виды союзов.
- 1) Месяц светит, … не греет. 2) Кот Васька слушает , … ест. 3) … рыба, … мясо. 4) … под гору, … в гору. 5) Ноги носят, … руки кормят. 6) Он … в огне не горит, … в воде не тонет.
- 1) Месяц светит, но не греет. 2) Кот Васька слушает , да ест. 3) Ни рыба, ни мясо. 4) И под гору, и в гору. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Он и в огне не горит, и в воде не тонет.
Задание 7. Закончите предложения.
- 1. Осенью прохладно, но не … 2. В полях трава, да … колышутся. 3. И зимой , и … одним цветом. 4. В зоопарке как дикие, так … животные есть. 5. Солнце не то греет, не то … . 6. Рыба попадалась и мелькая, и … .
- 1. Осенью прохладно, но не тепло . 2. В полях трава, да и колышутся. 3. И зимой , и летом одним цветом. 4. В зоопарке как дикие, так и домашние животные есть. 5. Солнце не то греет, не то … . 6. Рыба попадалась и мелькая, и крупная .
Задание 8. Продолжите логическую цепочку.
- Деревья; … , … , … , … , … , … , … , … . Животные; … , … , … , … , … , … , … , … . Птицы; … , … , … , … , … , … , … , … . Цветы ; … , … , … , … , … , … , … , … . Времена года ; … , … , … , … , … , … , … , … .
- Деревья; дуб , клён , сосна , берёза, тутовник. Животные; тигр , лев , олень , барс , шакал , волк . Птицы; голубь, ласточка, дятел, орёл, ворона, воробей. Цветы ; роза, колокольчик, тюльпан, ромашка, лилия. Времена года ; весна, лето, осень, зима.
Интерактивное задание
насекомы е
Итог урока
- Что понравилось на уроке?
- Что нового узнали на уроке?