СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой .Рассказ «Пчёлки на разведке» 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема разработа для проведения открытых уроков. На уроке применены фотоматериалы из жизни Л.Н.Толстого и заданий из книги 9 класса с туркменским языком обучения.

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой .Рассказ «Пчёлки на разведке» 9 класс.»

Однородные члены предложения.  Л.Н.Толстой .Рассказ «Пчёлки на разведке»  «Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он – как бы живой, облечённый в плоть и кровь символ достоинства печатного слова».  Н.К.Михайловский.

Однородные члены предложения. Л.Н.Толстой .Рассказ «Пчёлки на разведке»

«Толстой для нас больше, чем великий писатель. Он – как бы живой, облечённый в плоть и кровь символ достоинства печатного слова».

Н.К.Михайловский.

Цель урока:  Тема урока: Разделительные союзы при однородных членах предложения. Л.Толстой. Рассказ « Пчёлки на разведке »;  1) образовательная  цель : научить учащихся общаться на русском языке в устной и письменной форме, читать и понимать художественную литературу на русском языке;  2) воспитательная цель: формирование у школьников средствами русского языка любви к искусству;  3) развивающая цель: помочь учащимся овладеть определенным активным и пассивным словарём и минимумом фразеологизмов, получить определенный круг теоретических знаний по русской фонетике, лексике, словообразованию, грамматике для использования из в речи; пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им, выработать прочные орфоэпические ,грамматические, правописные знания, речевые умения и навыки.  Тип урока: открытый , интерактивный;  Оборудование урока: картинки, портрет Л.Толстого, презентация «Лев Николаевич Толстой»;

Цель урока:

  • Тема урока: Разделительные союзы при однородных членах предложения. Л.Толстой. Рассказ « Пчёлки на разведке »; 1) образовательная цель : научить учащихся общаться на русском языке в устной и письменной форме, читать и понимать художественную литературу на русском языке; 2) воспитательная цель: формирование у школьников средствами русского языка любви к искусству; 3) развивающая цель: помочь учащимся овладеть определенным активным и пассивным словарём и минимумом фразеологизмов, получить определенный круг теоретических знаний по русской фонетике, лексике, словообразованию, грамматике для использования из в речи; пробудить интерес к изучению русского языка, стремление овладеть им, выработать прочные орфоэпические ,грамматические, правописные знания, речевые умения и навыки. Тип урока: открытый , интерактивный; Оборудование урока: картинки, портрет Л.Толстого, презентация «Лев Николаевич Толстой»;

Вступление учителя :

  • Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в небольшой усадьбе «Ясная Поляна». Он очень скоро осиротел. Его мать умерла, когда ему было два года, в девять лет Толстой остался без отца. С 1841 по 1847 годы Лев Николаевич с сестрой и братьями живёт в Казани, много читает, готовятся к поступлению в университет. В 1848 году Л.Н.Толстой поступил в Казанский университет на факультет восточных языков. Он проучился там три года, но решил оставить университет , чтобы заняться самообразованием. В 1847 году Толстой переезжает В Ясную Поляну. Там он составляет для себя пан самообразования, по которому изучает историю и географию, иностранные языки, юридические науки, сельское хозяйство. Его духовная жизнь в эти годы опиралась на собственные «Правила» , от которых он не отступал. Л.Н.Толстой в своем рассказе «Пчёлы на разведке» рассказывает о том , как в весеннее утро в лесу пчёлки проснувшись разведали своё владение за мёдом. На земле первые свежие , ярко зелёные стебельки. На деревьях первые почки , кое-где молоденькие листочки. Пчёлки проснулись от зимнего сна. Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь. Вдруг увидели под кустом скромный темно-синий цветочек –фиалку . Она открыла пчёлкам свою чашечку. Чашечка фиалка была полна аромата и сладкого сока. Наелись , напились и домой. Веселы и радостны остались пчёлки.
Словарная работа: Пчёлки-  улей-  почки –  скромный-  аромат-  наелись –  напились –  радостный –  сладкий –  настроение –  проснулись –  проведать –  спрятаны –  чашечка-

Словарная работа:

  • Пчёлки- улей- почки – скромный- аромат- наелись – напились – радостный –

сладкий –

настроение – проснулись – проведать – спрятаны – чашечка-

Ответить на вопросы 1. О ком рассказывает автор?  2. Какое время года описывается в рассказе?  3. Опишите первые признаки весны.  4. Когда проснулись пчёлки?  5. Что увидели они их окошечка?  6. Куда полетели пчёлки?  7. Что они увидели на деревьях яблони и вишни, на цветке тюльпана?  8. Где пчёлки напились сладкого сока?  9. С каким настроением они вернулись домой?

Ответить на вопросы

  • 1. О ком рассказывает автор? 2. Какое время года описывается в рассказе? 3. Опишите первые признаки весны. 4. Когда проснулись пчёлки? 5. Что увидели они их окошечка? 6. Куда полетели пчёлки? 7. Что они увидели на деревьях яблони и вишни, на цветке тюльпана? 8. Где пчёлки напились сладкого сока? 9. С каким настроением они вернулись домой?
Задание 3. Подберите антонимы к словам. Составьте с некоторыми из них предложений: поздний ранний грустный старенький тепло горький светло заснули прилетели общительный открытый большой сытый голодный закрытый маленький скромный улетели сладкий темно молоденький весёлый прохладно проснулись

Задание 3. Подберите антонимы к словам. Составьте с некоторыми из них предложений:

поздний

ранний

грустный

старенький

тепло

горький

светло

заснули

прилетели

общительный

открытый

большой

сытый

голодный

закрытый

маленький

скромный

улетели

сладкий

темно

молоденький

весёлый

прохладно

проснулись

Что такое однородные члены предложения?   Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.  Что?   Мы увидели поля и горы. Противительные  союзы  а, но, да (в значении но ), зато, однако. Соединительные  союзы  и, да, ни-ни, только,  но и, как …, так и … . Разделительные  союзы  или (иль), либо, то-то, не то.

Что такое однородные члены предложения?

  • Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Что? Мы увидели поля и горы.

Противительные союзы а, но, да (в значении но ), зато, однако.

Соединительные союзы и, да, ни-ни, только, но и, как …, так и … .

Разделительные союзы или (иль), либо, то-то, не то.

Задание 4. Выпишите из текста: «Пчёлки на разведке» предложения с однородными членами . 1) Весеннее , свежее утро в лесу.  2) Небо над головой ясное, голубое.  3) Везде тепло, светло.  4) Но в нём ни запаху, ни мёду.  5) Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь.  6) Наелись, напились и домой.  7) Веселы и радостны остались пчёлки.

Задание 4. Выпишите из текста: «Пчёлки на разведке» предложения с однородными членами .

  • 1) Весеннее , свежее утро в лесу. 2) Небо над головой ясное, голубое. 3) Везде тепло, светло. 4) Но в нём ни запаху, ни мёду. 5) Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь. 6) Наелись, напились и домой. 7) Веселы и радостны остались пчёлки.
Задание 5. Перепишите предложения, вставляя подходящие по смыслу союзы.  Назовите виды союзов. 1) Месяц светит, … не греет.  2) Кот Васька слушает , … ест.  3) … рыба, … мясо.  4) … под гору, … в гору.  5) Ноги носят, … руки кормят.  6) Он … в огне не горит, … в воде не тонет. 1) Месяц светит, но не греет.  2) Кот Васька слушает , да ест.  3) Ни рыба, ни мясо.  4) И под гору, и в гору.  5) Ноги носят, а руки кормят.  6) Он и в огне не горит, и в воде не тонет.

Задание 5. Перепишите предложения, вставляя подходящие по смыслу союзы. Назовите виды союзов.

  • 1) Месяц светит, … не греет. 2) Кот Васька слушает , … ест. 3) … рыба, … мясо. 4) … под гору, … в гору. 5) Ноги носят, … руки кормят. 6) Он … в огне не горит, … в воде не тонет.
  • 1) Месяц светит, но не греет. 2) Кот Васька слушает , да ест. 3) Ни рыба, ни мясо. 4) И под гору, и в гору. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Он и в огне не горит, и в воде не тонет.
Задание 7. Закончите предложения. 1. Осенью прохладно, но не …  2. В полях трава, да … колышутся.  3. И зимой , и … одним цветом.  4. В зоопарке как дикие, так … животные есть.  5. Солнце не то греет, не то … .  6. Рыба попадалась и мелькая, и … . 1. Осенью прохладно, но не тепло .  2. В полях трава, да и  колышутся.  3. И зимой , и летом  одним цветом.  4. В зоопарке как дикие, так и домашние животные есть.  5. Солнце не то греет, не то … .  6. Рыба попадалась и мелькая, и крупная .

Задание 7. Закончите предложения.

  • 1. Осенью прохладно, но не … 2. В полях трава, да … колышутся. 3. И зимой , и … одним цветом. 4. В зоопарке как дикие, так … животные есть. 5. Солнце не то греет, не то … . 6. Рыба попадалась и мелькая, и … .
  • 1. Осенью прохладно, но не тепло . 2. В полях трава, да и колышутся. 3. И зимой , и летом одним цветом. 4. В зоопарке как дикие, так и домашние животные есть. 5. Солнце не то греет, не то … . 6. Рыба попадалась и мелькая, и крупная .
Задание 8. Продолжите логическую цепочку. Деревья; … , … , … , … , … , … , … , … .  Животные; … , … , … , … , … , … , … , … .  Птицы; … , … , … , … , … , … , … , … .  Цветы ; … , … , … , … , … , … , … , … .  Времена года ; … , … , … , … , … , … , … , … . Деревья; дуб , клён , сосна , берёза, тутовник.  Животные; тигр , лев , олень , барс , шакал , волк .  Птицы; голубь, ласточка, дятел, орёл, ворона, воробей.  Цветы ; роза, колокольчик, тюльпан, ромашка, лилия.  Времена года ; весна, лето, осень, зима.

Задание 8. Продолжите логическую цепочку.

  • Деревья; … , … , … , … , … , … , … , … . Животные; … , … , … , … , … , … , … , … . Птицы; … , … , … , … , … , … , … , … . Цветы ; … , … , … , … , … , … , … , … . Времена года ; … , … , … , … , … , … , … , … .
  • Деревья; дуб , клён , сосна , берёза, тутовник. Животные; тигр , лев , олень , барс , шакал , волк . Птицы; голубь, ласточка, дятел, орёл, ворона, воробей. Цветы ; роза, колокольчик, тюльпан, ромашка, лилия. Времена года ; весна, лето, осень, зима.
Интерактивное задание насекомы е

Интерактивное задание

насекомы е

Итог урока Чему учились на уроке?  Что понравилось на уроке?  Что нового узнали на уроке?

Итог урока

  • Чему учились на уроке?

  • Что понравилось на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?