СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения (урок-обобщение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения (урок-обобщение)»

Тема урока . Однородные члены предложения (урок-обобщение).

Цели урока: повторить, обобщить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.  Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

  1. образовательная: способствовать выработке умений и навыков применения знаний об однородных членах предложения на письме, различения однородных и неоднородных определений, построения структурных схем предложения.

  2. развивающая: продолжить формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать на вопросы, делать обобщающие выводы; развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, умение анализировать.

  3. воспитательная: содействовать воспитанию ответственного отношения к предмету; рационального распределения времени; воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений

Форма урока: комбинированная

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Технология реализации: технология полного усвоения.

В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Однородные члены предложения». Сегодня мы завершаем эту работу и проведем повторительно-обобщающий урок.

1.Самоопределение.Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова К.Г. Паустовского

«Нам дан во владение самый богатый ,меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Каков смысл этого высказывания? Мы должны бережно относится к родному языку и стремиться совершенствовать свою речь. Найдите точки соприкосновения между ними ( в смысловом отношении однородные члены демонстрируют богатство и меткость русского языка. Синтаксис: высказывание содержит ряд однор.чл.) Как мы можем назвать тему нашего урока. Однородные члены предложения. Да, сегодня у нас урок-обобщения. Запишите тему урока и эпиграф. Выясним , все ли мы знаем по теме нашего урока. Для этого проведем кохот. Сейчас мы посмотрим какие затруднения вы испытывали при выполнении заданий (знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах).3ученика получают 5,так как они справились с заданием. Давайте подумаем ,как мы сможем их преодолеть? Что нам нужно для этого сделаь? (повторить правила об однородных членах предложения, постановку знаков препинания). Чему мы должны научиться на уроке? Уметь находить однородные члены, обобщающие слова при однородных членах, правильно ставить знаки препинания, уметь правильно строить предложения с однородными членами и использовать их в речи)

Давайте обозначим цели урока. Чего мы должны достичь в результате? Для чего нам нужен сегодняшний урок? (повторить, обобщить, систематизировать сведения об однородных членах предложения. Подготовиться к контрольной работе).

Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме? Что нам нужно знать и уметь, чтобы реализовать цели урока?

Задача нелегкая, но нужная. И я думаю, что это урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.






3.Постановка учебой задачи и построение выхода из затруднения.

Синтаксическая эстафета. Работа с таблицей.(работа в парах)

И в этом нам поможет синтаксическая эстафета. Поработаем в парах.

Перед вами таблица .


- В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы нужно указать номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).



1

Радостью счастьем надеждой всем поделись со своим другом.


2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.


3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах но и о недостатках своего товарища.


4

Далекие гулы моря повторяют и рёв и треск и шум и гром.


5

Ищи товарища лучше себя а не хуже.


6

В людях мы особенно ценим следующие черты ум волю трудолюбие.


7

То садился он на диван то подходил к окну то хотел мыслить.


8

Родные знакомые места узенькая речка заросшая тропинка к дому старый сад заставили сердце биться сильнее.


А теперь посмотрите на эталон. Так ли вы расставили знаки препинания и выбрали номер схемы.. Кто неверно выполнил1 предложение? Федор ,объясни постановку знаков препинания. ,Итак, ребята, нам нужно еще работать над этой темой.



1

Радостью, счастьем , надеждой - всем поделись со своим другом.

№ 8

2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.

№ 2

3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.

№ 6

4

Далекие гулы моря повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.

№ 4

5

Ищи товарища лучше себя, а не хуже.

№ 3

6

В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.

№ 7

7

То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить.

№ 5

8

Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад - заставили сердце биться сильнее.

№ 9











1) [ О, О, О, О ].

2) [ О и О ].

3) [ О, а О ]

4) [ и О, и О, и О ].

5) [ То О, то О, то О ]

[ Или О, или О ].

6) [… не только О, но и О ].

7) [О: О, О, О].

8) [О, О, О - О ]

9) [О: О, О, О - …]




Продолжим эту работу над затруднениями ,давайте поработаем с текстом. в группах.


4.Реализация построенной стратегии проекта.

Работа с текста.

На столе лежит текст. Каждая группа работает над своими заданиями.  (раздать на листочках)

  1. Беседа по содержанию.

В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке.4 Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому? что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. И все?таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.

(По В. Пескову.)

1 группа. Спасское –Лутовиново. С чьим именем связано это место?

2 группа. Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его?

3 группа. Определите тему и идею текста.

4 группа. Определите тип текста и стиль речи. 5группа. Докажите. Найдите художественно-изобразительные средства.

6.Найдите предложения с однородными членами и расставьте знаки препинания.

. Для чего служат однородные члены? Они украшают речь, делают ее яркой, выразительной, эмоциональной.





  1. Работа над орфографией и пунктуацией.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Расставьте знаки препинания и объясните их.

А что будет, если убрать из текста все ОЧ? Сделайте вывод, какова роль однородных членов предложения?

Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. На доске нарисуйте схему.

Перестройте это предложение так, чтобы обобщающее слово стояло в конце предложения

Есть ли у вас вопросы по теме «Однородные члены предложения».Если нет, я предлагаю вам билетик на выход. Выполнение теста.


4). А теперь - СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА.





Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его? (На родине Тургенева, в Спасском-Лутовинове, старинный парк)

Определите тему и идею текста. (парк в Спасском-Лутовинове, последнее предложение (писателя вдохновляла на творчество природа)

Определите тип текста и стиль речи. Докажите. (описание, художественный, олицетворения – все помнит, деревья умирают, эпитеты – косматые ели)

Для чего служат однородные члены?Они украшают речь, делают ее яркой, выразительной, эмоциональной.



  1. Работа над орфографией и пунктуацией.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Расставьте знаки препинания и объясните их.

А что будет, если убрать из текста все ОЧ? Сделайте вывод, какова роль однородных членов предложения?

Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. На доске нарисуйте схему.

Перестройте это предложение так, чтобы обобщающее слово стояло в конце предложения.

Есть ли у вас вопросы по теме «Однородные члены предложения.Хочу вам предложить билетик на выход. Выполнение теста.







8). Работа по предупреждению грамматических ошибок.

На слайде представлены наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки в предложениях с однородными членами. Рассмотрим их.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчивнаблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только – но и, как – так и. (Я не только читаю газеты, но и журналы).

5. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).



9). Работа с таблицей

Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное – исправлять её, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на листах. В колонке «Вид ошибки» поставить № (см. на слайде «Грамматические ошибки»)

Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

1. А.С. Пушкин заинтересовался и изобразил Пугачева в своей повести.

5

 

2. Гринев был смел, благороден и честный.

1

 

3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

2

 

4. Меня не только интересуют повести, но и стихи.

4

 

5. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

3

 





11). Рефлексия.

– Ребята, пришло время поделиться впечатлениями о нашем уроке.

- Как вы считаете, достигнуты ли наши цели и задачи, которые мы ставили в начале урока?

– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?

Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать?

Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. (Лист обратной связи).



12). Дифференцированное домашнее задание.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывающее смысл высказывания К.Г.Паустовского (эпиграф к уроку). Для иллюстрации доказательств используйте ваши знания о роли, возможностях и назначении однородных членов.

2. Напишите сочинение-миниатюру с использованием однородных членов на тему: «Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…»