Конспект урока по русскому языку, 4 класс
УМК «Школа России»
Автор учебника Т.Г. Рамзаева
Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).
Тема: «Однородные члены предложения (общее понятие)»
Цель: закреплять знания о предложении, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.
Планируемые предметные результаты освоения материала.
Научатся:
распознавать предложения с однородными членами предложения, находить их в тексте; определять, каким членом предложения являются однородные члены; соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы: В.Г.Канакина, В.Г.Горецкий), раздаточный материал
Ход урока.
1.Орг.момент.
Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
2.Актуализация знаний
-Выпишите из предложения словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова(слайд-1)
Золотая осень замела дорожки в парке.
Проверка по эталону(слайд 1)
3.Самоопределение к деятельности.
1)Повторение знаний о предложении
-Прочитайте(Слайд 2)
Красное яблоко
Золотая осень
Ушли в лес
Осенью льют дожди.
Поселились в роще
-Как вы думаете, что лишнее и почему?
-А что такое предложение? Какие бывают предложения по цели высказывания? Какие бывают по интонации?
(«Осенью льют дожди»-лишнее, т.к. это предложение, а все остальное- словосочетания)
-Мы с вами начинаем изучать раздел «Предложение»
-На с. 25 учебника прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.
2)Проблемная ситуация.
-Запишите предложения и подчеркните основу.
Стрижи, журавли и ласточки улетают в теплые края.
Трава завяла, засохла и потемнела.
-Что вы заметили?(в первом предложении несколько подлежащих, а во втором несколько сказуемых)
-Такие члены предложения называются однородные.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?(о предложениях, в которых несколько подлежащих и несколько сказуемых)
-Сформулируйте задачи урока(Узнать, какие члены предложения называются однородными, научиться находить однородные члены предложения).
4. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» стр. 26
-Почему эти слова называются однородными членами?
Упр.32. с. 26
-Прочитайте предложения. Что вы заметили?(в каждой группе говорится об одном и том же)
-Какие слова выделены в первой группе? На какой вопрос они отвечают?(Что делали?)
-К какому члену предложения они относятся?(К подлежащему лягушки)
-Какими членами предложения они являются?(сказуемыми)
-Чем отличаются предложения в первой группе?(В первом предложении одно сказуемое, во втором- два)
-Какие слова выделены во второй группе?
-К какому члену предложения они относятся?(К сказуемому осветило)
-На какой вопрос они отвечают?(Осветило(что?) деревья, кусты, поляны)
-Какими членами предложения являются эти слова?(Второстепенными членами предложения)
-Чем отличаются предложения во второй группе?(в первом предложении один второстепенный член, а во втором- три)
Упр. 33 стр. 26 (Работа в парах).
( Каждая пара работает с отдельным предложением, делает вывод, и составляет предложение с однородными членами)
По окончании один ученик от группы выходит к доске и презентует вывод и составленное предложение.
-Проверим данные выводы. Прочитайте сведения об однородных членах на стр. 27
5.Физминутка.
Ежик
По тропинке еж идет,
На иголках гриб несет.
Он проходит под кустами
И шуршит за лопухами. (Ходьба на месте.)
На одной ноге стоит
Гриб большущий боровик. (Стоять на левой ноге.)
А у клена на опушке
Выросли грибы волнушки. (Стоять на правой ноге.)
Еж на пне опята ищет.
И в траве усердно рыщет.
Раз – грибок, и два – грибок.
Положи их в кузовок. (Наклоны.)
Ежик сядет под кусточек,
Чтобы отыскать грибочек.
Встанет и потянет спинку.
Вновь шагает по тропинке. (Приседания.)
Ежик охает: устал.
Оттого, что приседал.
Потом сладко потянулся
И еще назад прогнулся. (Вдох – выдох.)
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
6.Закрепление работы по теме урока.
1)Работа по учебнику.
Упр. 37 с.27.
-Прочитайте предложения.
-Назовите однородные члены предложения в каждом предложении.
-Какими членами предложения они являются?
-Выполните письменное задание к упражнению.
(Проверка. Один ученик читает слова с пропущенными буквами, объясняет их написание)
2)Работа в рабочей тетради.
Упр. 37 с.19(самостоятельно)
3)Проверочная работа (тест на карточках).
1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.
2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.
3.Найди предложение с однородными членами.
1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.
2). Цапли живут на болоте.
3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.
- Проверка (один учащийся читает, остальные ребята ставят + или -, делают выводы).
7.Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
Карта самонаблюдения.
Я доволен своей работой.  | Я старался, но не всё получилось. | Я недоволен своей работой. |
8.Итог урока. Д/з.
-Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
-Что узнали об однородных членах предложения?
-Понравился ли вам урок?
Д/з упр.36 с. 27