СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Односоставные неопределённо-личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Неопределённо-личные предложения".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Односоставные неопределённо-личные предложения"»

Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания

Предложение 1 Любиш ь (в глаг. после шип. Ь) катат ь ся (что дела ть ?) – люби и саночки возить. Люби – глаг., н.ф. – любить; несов. в., перех., невозвр., II спр.; повел. накл., 2 л., ед. ч.; сказуемое. Сан - очк - и

Предложение 1

Любиш ь (в глаг. после шип. Ь) катат ь ся (что дела ть ?) – люби и саночки возить.

  • Люби – глаг., н.ф. – любить; несов. в., перех., невозвр., II спр.; повел. накл., 2 л., ед. ч.; сказуемое.
  • Сан - очк - и

Предложения 2, 3. 2. Век живи, век учись. 3. Из песни слов не выкин е шь (глаг. I спр.).  Предл. сущ.в Р.п. сущ.в Р.п. част. глаг. Из песни  слов  не выкинешь . (Прост., повеств., невоскл., односост., опред-личн., распр., полное, неосложн.) [ ].

Предложения 2, 3.

2. Век живи, век учись. 3. Из песни слов не выкин е шь (глаг. I спр.).

Предл. сущ.в Р.п. сущ.в Р.п. част. глаг.

  • Из песни слов не выкинешь . (Прост., повеств., невоскл., односост., опред-личн., распр., полное, неосложн.) [ ].
Предложения 4, 5. 4. С кем поведёш ь ся (в глаг. после шип. Ь), от того и наберёш ь ся (в глаг. пос-ле шип. Ь). 5. Что имеем – не храним, потерявши – плач е м (глаг. I спр.). * Того – то-го – 2 слога  т – [ т ] – согл., глух., твёрд.  о – [ а ] – гласн., безуд.  г – [ в ] – согл., звонк., твёрд.  о – [ о ] – гласн., ударн.  4 б., 4 зв.

Предложения 4, 5.

4. С кем поведёш ь ся (в глаг. после шип. Ь), от того и наберёш ь ся (в глаг. пос-ле шип. Ь). 5. Что имеем – не храним, потерявши – плач е м (глаг. I спр.).

* Того – то-го – 2 слога

т – [ т ] – согл., глух., твёрд.

о – [ а ] – гласн., безуд.

г – [ в ] – согл., звонк., твёрд.

о – [ о ] – гласн., ударн.

4 б., 4 зв.

Предложения 6,7. 6. Хочеш ь (в глаг. после шип. Ь) есть калачи – не сиди на печи. 7. Без труда не  выт я неш ь (не с глаг. пишется раздельно; в корне Я: провер. слово тЯнет; в глаг. после шип. Ь) и рыбку из пруда.  Рыбку – рыб-ку – 2 слога  р – [ р ] – согл., звонк., твёрд.  ы – [ ы ] – гласн., ударн.  б – [ п ] – согл., глух., твёрд.  к – [ к ] – согл., глух., твёрд.  у – [ у ] – гласн., безуд.  5 б., 5 зв.

Предложения 6,7.

6. Хочеш ь (в глаг. после шип. Ь) есть калачи – не сиди на печи. 7. Без труда не выт я неш ь (не с глаг. пишется раздельно; в корне Я: провер. слово тЯнет; в глаг. после шип. Ь) и рыбку из пруда.

Рыбку – рыб-ку – 2 слога

р – [ р ] – согл., звонк., твёрд.

ы – [ ы ] – гласн., ударн.

б – [ п ] – согл., глух., твёрд.

к – [ к ] – согл., глух., твёрд.

у – [ у ] – гласн., безуд.

5 б., 5 зв.

Предложения 7,8. Предл. сущ.в Р.п. част. глаг. част. сущ.в В.п. предл. сущ. в Р.п. Без труда  не вытянешь и рыбку  из пруда . (Прост., повеств., невоскл., односост., опред-личн., распр., полное, неосложн.) [ ].  8. Откладывай безделье, а не откладывай дела.  й э Без-дель-е  

Предложения 7,8.

Предл. сущ.в Р.п. част. глаг. част. сущ.в В.п. предл. сущ. в Р.п.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда . (Прост., повеств., невоскл., односост., опред-личн., распр., полное, неосложн.) [ ].

8. Откладывай безделье, а не откладывай дела.

й э

  • Без-дель-е  
Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения

Цели урока: Узнать: 1) Какие предложения называ-ются неопределённо-личными? 2) В чем их отличие от опреде-ленно-личных предложений? 3) Зачем нужны НЛП?

Цели урока:

Узнать:

1) Какие предложения называ-ются неопределённо-личными?

2) В чем их отличие от опреде-ленно-личных предложений?

3) Зачем нужны НЛП?

Типы односоставных предложений Главный член сказуемое Главный член подлежащее определённо-личное  назывное неопределённо-личное безличное

Типы односоставных предложений

Главный член сказуемое

Главный член

подлежащее

определённо-личное

назывное

неопределённо-личное

безличное

Неопределённо-личное предложение Глагольное односоставное ( нет подлежащего ). Деятель не назван словом. Важно  действие , а не деятель . В городе строят новый музей.

Неопределённо-личное предложение

Глагольное односоставное ( нет подлежащего ).

Деятель не назван словом.

Важно действие , а не деятель .

В городе строят новый музей.

Неопределённо-личное предложение Сказуемое: наст. и буд.время: мн. ч. 3 лицо. прош. время: мн. число. Можно вставить: они. Дорожки посыпали песком. Дорожки они посыпали песком. 3- е лицо, множ. число, прош. время

Неопределённо-личное предложение

Сказуемое:

  • наст. и буд.время: мн. ч. 3 лицо.
  • прош. время: мн. число.

Можно вставить: они.

Дорожки посыпали песком.

Дорожки они посыпали песком.

3- е лицо, множ. число, прош. время

Неопределённо-личное предложение Могут иметь обобщённое значение. Цыплят по осени считают. Встречают по одёжке. Здесь не шумят!

Неопределённо-личное предложение

Могут иметь обобщённое значение.

Цыплят по осени считают.

Встречают по одёжке.

Здесь не шумят!

Неопределённо-личное предложение Глагольное односоставное ( нет подлежащего ). Деятель не назван словом. Важно действие , а не деятель . Сказуемое: глагол мн. ч. + 3-го лица или прош. вр. Можно вставить: они . Могут иметь обобщённое знач-е.

Неопределённо-личное предложение

Глагольное односоставное ( нет подлежащего ).

Деятель не назван словом.

Важно действие , а не деятель .

Сказуемое: глагол мн. ч. + 3-го лица или прош. вр.

Можно вставить: они .

Могут иметь обобщённое знач-е.

Закрепление Упр. 192 (устно 1, 2; письменно 3, 4).  Упр. 193 (устно 1, 2, 3; письменно 4, 5)

Закрепление

Упр. 192

(устно 1, 2; письменно 3, 4).

Упр. 193

(устно 1, 2, 3; письменно 4, 5)

Распределительный диктант 1 ) И на ..бломках сам..властья  Напишут наши имена! 2) Спи ж, пока забот не знаеш..,  Баюшки-баю! 3) Шуми, шуми, п..слушное ветрило,  Волнуйся подо мной, угрюмый ..кеан. 4) Дни поз..ней осени бр..нят обыкнове(н,нн)о. 5) Не уходи, п..будь со мною!

Распределительный диктант

1 ) И на ..бломках сам..властья Напишут наши имена!

2) Спи ж, пока забот не знаеш.., Баюшки-баю!

3) Шуми, шуми, п..слушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый ..кеан.

4) Дни поз..ней осени бр..нят обыкнове(н,нн)о.

5) Не уходи, п..будь со мною!

Запомнить написание слов! Лучезарный, искусство, аллея, аромат, бриллиантовый, нароч­но, гирлянда, гостиная, впечатление, партер, аллергия, бюллетень, фармацевт, корреспонденция, приложение, композиция, медицина, симфония, дебют, талантливый, труженик, репетиция, ансамбль, пьеса, идеал.

Запомнить написание слов!

Лучезарный, искусство, аллея, аромат, бриллиантовый, нароч­но, гирлянда, гостиная, впечатление, партер, аллергия, бюллетень, фармацевт, корреспонденция, приложение, композиция, медицина, симфония, дебют, талантливый, труженик, репетиция, ансамбль, пьеса, идеал.

Игра «Аукцион пословиц»

Игра «Аукцион пословиц»

Языком капусту …
  • Языком капусту …

Языком капусту не шинкуют. Не все цветы …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы …
Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых …
Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых воду возят. Плохому танцору …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых воду возят.
  • Плохому танцору …
Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых воду возят. Плохому танцору сапоги мешают. Рыбу соломенной сетью …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых воду возят.
  • Плохому танцору сапоги мешают.
  • Рыбу соломенной сетью …

Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых воду возят. Плохому танцору сапоги мешают. Рыбу соломенной сетью не ловят. Ласковую речь часто …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых воду возят.
  • Плохому танцору сапоги мешают.
  • Рыбу соломенной сетью не ловят.
  • Ласковую речь часто …
Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых воду возят. Плохому танцору сапоги мешают. Рыбу соломенной сетью не ловят. Ласковую речь часто заканчивают просьбой. Болтливых людей …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых воду возят.
  • Плохому танцору сапоги мешают.
  • Рыбу соломенной сетью не ловят.
  • Ласковую речь часто заканчивают просьбой.
  • Болтливых людей …

Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых воду возят. Плохому танцору сапоги мешают. Рыбу соломенной сетью не ловят. Ласковую речь часто заканчивают просьбой. Болтливых людей не слушают. С хвоста хомута …
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых воду возят.
  • Плохому танцору сапоги мешают.
  • Рыбу соломенной сетью не ловят.
  • Ласковую речь часто заканчивают просьбой.
  • Болтливых людей не слушают.
  • С хвоста хомута …
Языком капусту не шинкуют. Не все цветы годятся для букета. На сердитых воду возят. Плохому танцору сапоги мешают. Рыбу соломенной сетью не ловят. Ласковую речь часто заканчивают просьбой. Болтливых людей не слушают. С хвоста хомута не надевают.
  • Языком капусту не шинкуют.
  • Не все цветы годятся для букета.
  • На сердитых воду возят.
  • Плохому танцору сапоги мешают.
  • Рыбу соломенной сетью не ловят.
  • Ласковую речь часто заканчивают просьбой.
  • Болтливых людей не слушают.
  • С хвоста хомута не надевают.
Тестовая работа 1. Укажите односост. предложение. А. Под лежачий камень вода не течёт. Б. Не умеешь шить золотом – бей молотом. В. Запас кармана не трёт. Г. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Тестовая работа

1. Укажите односост. предложение.

А. Под лежачий камень вода не течёт.

Б. Не умеешь шить золотом – бей молотом.

В. Запас кармана не трёт.

Г. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

2. Какие предложения не являются односоставными?   А. На морозном воздухе было трудно дышать. Б. За окном виднелось уже вспаханное поле. В. Дело словом не заменишь. Г. Свод неба был тих и чист.

2. Какие предложения не являются односоставными?

А. На морозном воздухе было трудно дышать.

Б. За окном виднелось уже вспаханное поле.

В. Дело словом не заменишь.

Г. Свод неба был тих и чист.

3. Укажите «лишнее» предлож-е   А. Ночь коротка. Б. Раньше встанешь – больше сделаешь. В. Старое старится, а молодое растёт. Г. Своя ноше не тянет.

3. Укажите «лишнее» предлож-е

А. Ночь коротка.

Б. Раньше встанешь – больше сделаешь.

В. Старое старится, а молодое растёт.

Г. Своя ноше не тянет.

4. Укажите определённо-личное предложение. А. Клин клином вышибают. Б. По одёжке встречают, по уму провожают. В. Хорошо в зимнем лесу. Г. На каждый роток не накинешь платок.

4. Укажите определённо-личное предложение.

А. Клин клином вышибают.

Б. По одёжке встречают, по уму провожают.

В. Хорошо в зимнем лесу.

Г. На каждый роток не накинешь платок.

5. Укажите неопределённо-личное предложение. А. Не учись безделью, а учись рукоделью. Б. Ну, что стоишь над душой, как столб? В. На душе так светло и тихо. Г. За одного битого двух небитых дают.

5. Укажите неопределённо-личное предложение.

А. Не учись безделью, а учись рукоделью.

Б. Ну, что стоишь над душой, как столб?

В. На душе так светло и тихо.

Г. За одного битого двух небитых дают.

6. Укажите безличное предложение.  А. На улице похолодало. Б. Нас подняли по тревоге. В. Вот мой дом! Г. Цыплят по осени считают.

6. Укажите безличное предложение.

А. На улице похолодало.

Б. Нас подняли по тревоге.

В. Вот мой дом!

Г. Цыплят по осени считают.

7. Укажите «лишнее» предложе-ние. А. Встанешь раньше – шагнёшь дальше. Б. Старайся дать уму как можно больше пользы. В. Люблю морозный зимний воздух. Г. Что же, уходи!

7. Укажите «лишнее» предложе-ние.

А. Встанешь раньше – шагнёшь дальше.

Б. Старайся дать уму как можно больше пользы.

В. Люблю морозный зимний воздух.

Г. Что же, уходи!

8. Укажите лишнее предложение.  А. Позвони мне через триста лет. Б. Всё больше люблю рассветы, всё меньше люблю закаты. В. Что ж не угощаете? Г. Из глаз её слезинки не выжмешь.

8. Укажите лишнее предложение.

А. Позвони мне через триста лет.

Б. Всё больше люблю рассветы, всё меньше люблю закаты.

В. Что ж не угощаете?

Г. Из глаз её слезинки не выжмешь.

9. В каком определённо-личном предложении сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица ед.ч. изъявит. наклонения? А. За недобрые вести прости меня. Б. Целый день брожу по парку. В. Благословляю ежедневный труд. Г. Небось всё писем ждёшь?

9. В каком определённо-личном предложении сказуемое выражено глаголом в форме 2-го лица ед.ч. изъявит. наклонения?

А. За недобрые вести прости меня.

Б. Целый день брожу по парку.

В. Благословляю ежедневный труд.

Г. Небось всё писем ждёшь?

Подведение итогов урока - Какие предложения называются неопределённо-личными? - В чём отличие ОЛП от НЛП? - Зачем нужны НЛП?

Подведение итогов урока

- Какие предложения называются неопределённо-личными?

- В чём отличие ОЛП от НЛП?

- Зачем нужны НЛП?

Домашнее задание § 24, упр. 198.

Домашнее задание

§ 24, упр. 198.

Рефлексия Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какой этап урока был самым интересным? Что было трудно?

Рефлексия

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились?
  • Какой этап урока был самым интересным?
  • Что было трудно?