Тема: Односоставные предложения.
Цель: 1. Дать понятие об односоставных предложениях.
2. Формирование умения найти в предложениях односоставные предложения и определить их вид.
3. Эстетическое воспитание.
Оборудование: ноутбук, презентации.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности.
После ответов учащихся учитель подытоживает их ответы.
- Вы правы, выделив в этом слове два корня и сопоставив их со словами один состав.
- Как вы думаете, о каком составе применительно к синтаксису может идти речь?
- Речь идет о предложении. Словосочетание не может быть односоставным. Словосочетание – это сочетание слов, оно не является предложением.
- Что бы вы включили в состав предложения?
- Мы включили бы главные члены – подлежащее и сказуемое. По наличию главных членов предложения можно говорить о двусоставном и односоставном.
- Молодцы, ребята. Итак, первый вывод мы уже можем сделать:
- Односоставное - это такое простое предложение, которое состоит только из одного главного члена предложения.
- Что нам необходимо повторить?
- Чем выражается подлежащее и сказуемое.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
На слайде стихотворение Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет...». Найдите в нем грамматические основы предложений.
Смотри, как роща зеленеет.
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где, обвеянный их иглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины..
Какие слова не понятны? Как понимаете значение слов негой, обвеянной?
Нега - удовольствие, блаженство, обвеянной – окруженной.
Выпишите односоставные предложения
- Смотри. А в ней такою негой веет от каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями...
- Можете ли вы уже сделать какие-то выводы?
- Односоставные - это предложения с единственным главным членом предложения – сказуемым.
- А теперь посмотрите на карточки с заданием для групп. Как вы думаете, что вам предстоит сделать?
- Найти односоставные предложения.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
(А.Фет. Ель рукавом мне тропинку завесила...)
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
(Ф. Тютчев. Silentium!)
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
(Ф. Тютчев. Как океан объемлет шар земной...)
Умом Россия не понять.
Аршином общим не измерить
( Ф. Тютчев. Умом Россия не понять.)
Нам не дано предугадать.
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
(Ф.Тютчев. Нам не дано предугадать...)
- Молодцы, ребята. А сейчас проверяем работы, читаем ответы.
- Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело ...
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить...
Нам не дано предугадать...
- С какими трудностями вы столкнулись, когда выполняли это задание?
- В предложениях нет подлежащего.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что нового появилось в этом задании?
- Односоставные предложения с подлежащим и составными сказуемыми.
- Для определения типа предложения предлагаю вам составить план (алгоритм) действия из шагов (этапов), которые представлены в разбросанном виде на доске в виде карточек:
1. Определить границы предложений (простых и простых в составе сложного)
2. Сформулировать гипотезу о том, что это предложение односоставное
3. Найти и определить главные члены предложения
- Что делаем сначала, ребята?
1. Найти и определить главные члены предложения
2. Определить границы предложений (простых и простых в составе сложного)
3. Сформулировать гипотезу о том, что это предложение односоставное.
4. Реализация построенного проекта.
- Воспользовавшись планом действий, из упражнения 232 32 параграфа учебника выпишите:
1-я группа - только предложения с одним главным членом - подлежащим;
2-я группа - с одним главным членом предложения - сказуемым в форме 1-го и 2-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени;
3-я группа - с одним главным членом предложения сказуемым в форме 3-го лица ед. и мн. ч. настоящего и будущего времени, прошедшего времени мн.числа:
4-я группа - с одним главным членом предложения - сказуемым в форме безличного глагола.
- Проверяем выполнение задания
1-я группа
Утро. Какое великолепие и спокойствие! Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны.
2-я группа
Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Часов в восемь отворишь дверь на балкон.
3-я группа
Выходили на покос всем хутором
4-я группа
Свежо и радостно пахло сеном. Вечереет рано. Ничего не видно
Откройте учебник. Прочитайте внимательно параграф учебника и проанализируйте тот материал, с которым работали вы. (Учащиеся несколько раз читают правило.)
Что нового вы узнали?
Первая группа работала с назывными предложениями, вторая - с определенно – личными, третья – неопределенно - личными, четвертая - безличными.
Молодцы. Вернемся к первому и второму заданию. Сможете ли вы (в группах) узнать «свои» предложения?
1-я группа Ветер - назывное.
2-я группа - Смотри. Войдем и сядем над корнями...- определенно-личные.
3-я группа - не было односоставных.
я группа - все остальные. Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить. Нам не дано предугадать
- Чтобы уметь находить односоставные предложения, составим алгоритм действий.
Определить границы простых предложений.
Найти и подчеркнуть главные члены предложения,
3. Определить их количество.
4. Если есть и подлежащее, и сказуемое, то это двусоставное предложение.
5. Если, есть только один член предложения и в наличии второго необходимости нет, это односоставное предложение.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- А пока потренируемся в применении нового правила, проговаривая условия выбора. Предлагаю вам самим составить односоставные предложения и определить их вид.
Желательно, чтобы эти предложения были на тему природы. Ведь как вы заметили, именно односоставных предложений больше всего при описании состояния природы. Для примера даю несколько работ учащихся. 1 группа составит предложения об осени, 2 группа – о зиме, 3 группа – о весне, 4 группа – о лете.
Весною пахнет, (безличное) Вот она
пришла, и лужи побежали.
Шумит, звенит в полях и по лесам (безличное
О том, чего так долго ждали, (неопределенно-личное)
Летом жарко и светло! (безличное) Всем хочется играть! (безличное) Солнце улыбается!
Каникулы опять! (назывное)
Осень. (назывное) Дождь. (назывное) Так холодно и зябко! (безличное)
Морозит. (безличное)
Замерзаю (определенно-личное), холодно. (безличное). Снег. Холодный ветер. (назывные)
- Прочитайте составленные предложения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас самостоятельно выполняем упражнение 231, страница 128. Задание какое?
- Выписать односоставные предложения, определить их вид.
- Проверьте свои работы.
Выйдешь поутру в парк (определенно – личное), а поседевшие от инея листья шуршат под ногами, как железные.
Нынче тоже холодно и ветрено в голом опустевшем парке. (безличное) Брожу полчаса по аллеям (определенно – личное), и хоть бы одна живая душа повстречалась. Зима! (назывное)
Включение в систему знаний и повторение.
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.