Актуализация знаний Самоопределение к деятельности. Формулирование темы урока. Работа над новым материалом Физминутка «Внимательные руки». Работа по закреплению и повторению материала. Составление новых слов (работа в группах) Рефлексия. Подведение итогов. | - Какие вы знаете части речи? - Что такое имя существительное? Что вы знаете о нём? (кластер – имя существительное). Минутка чистописания. - Отгадайте загадку Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Наконец – то ты пришла К нам волшебница……(ЗИМА). - Назовите зимние месяцы. - Какой по счету месяц январь? - Записать заглавную и строчную буквы – З з. - К слову ЗИМА подобрать однокоренные слова их записать, выделить корень (зимовать, зимний, зимушка). Словарная работа. - Наши уроки не обходятся без словарной работы. На доске много зимних слов: П…Р…ША, СЕВ..Р, ЯНВ…РЬ, М..РОЗ, УЛ..ЦА, СН…ГИРЬ, К..НЬКИ. - Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь. - Найдите лишнее слово. - Что вы знаете об имени существительном (повторить)? Работа в парах - Найдите лишнее слово 1) ручей, ребенок, гроза, книга 2) сова, ученица, конь, пень 3) собака, туман, город, пенал - Ребята, а как вы считаете, зачем мы выполняли эту работу? - Сделайте вывод! - Ребята, может вы догадались, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). - Сегодня на уроке работаем с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, учимся определять и образовывать новые слова. Имя существительное обозначает: - конкретные предметы (дерево, тигр); - явления природы (гром, молния); - события (праздник, рождение); - промежутки времени (сутки, век); - качества человека (смелость, доброта); - состояние, которое испытывает человек (грусть, радость); - название действий (бег, сон) – (распечатать на доску) - Какие имена существительные называем одушевлёнными? Почему? (называют людей и животных; отвечают на вопрос – КТО?). - Какие неодушевлёнными? Почему? (называют неживые предметы; отвечают на вопрос – ЧТО?). - Давайте составим памятку (алгоритм), как правильно определить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. РАБОТА ПО АЛГОРИТМУ. Работа по вариантам - Составьте пословицу, объясните её смысл, найдите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (наборные слова на доске!) 1в.) Крепка, не лестью, честью, дружба, а правдой, и . (Крепка дружба не лестью, а правдой и честью). 2в.) Лодырь, не трудом, хочет, а языком, прожить . (Лодырь не трудом хочет прожить, а языком). - Пора немного отдохнуть. - Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное, выполняем прыжки на месте, если неодушевленное - приседаем, а если слово относится к другой части речи – летаем. • королева; • яблоко; • желтый; • принц; • корабль • уходить; • собака; • часы; • сказочный; праздник; кукушка; восемнадцать; баянист. Игра «Превращение слов» - Превратите неодушевлённые имена существительные в одушевлённые ( сила – силач). (Слова напечатаны, висят на доске). Труба, цирк, барабан, аптека, журнал (ответы – выбрать и прицепить на доску). 1в. Написать 5 имён существительных, которые обозначают названия домашних животных (коза, конь, корова, осёл, свинья). - Что объединяет эти слова? Почему? (одуш.) 2в. Написать 5 имён существительных, которые обозначают учебные вещи (дневник, пенал, ручка, ранец, циркуль, учебник). - Что объединяет эти слова? Почему? (неодуш.) Составьте одно простое распространённое предложение с одним из записанных слов. Подчеркнуть главные члены предложения. - Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака: (на доске) - Шесть котят есть хотят Дай им каши с молоком. Пусть лакают языком. Потому, что кошки Не едят из ложки. - Найдите одушевленные имена существительные и подчеркните одной чертой, неодушевленные - двумя чертами. - Что надо сделать, чтобы определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное? (задать вопрос). - Что обозначают одушевленные имена существительные? - Что обозначают неодушевленные имена существительные? - Какие имена существительные отвечают на вопрос: Кто?; - Что? ТЕСТ На какие вопросы отвечают имена существительные? А) Кто? Что? Б) Какой? Какая? Какое? Какие? В) Что делать? Что сделать? Г) Как? Почему? 2) Какие слова называются неодушевлёнными именами существительными? А) Слова, обозначающие людей. Б) Слова, обозначающие остальные предметы, кроме людей и животных. В) Слова, обозначающие людей и животных. Г) Слова, обозначающие животных. 3) Подчеркни имена существительные: А) Добрый Б) Голодно В) Синица Г) Кормить 4) Подчеркни одушевлённые имена существительные. А) Дерево Б) Забота В) Снег Г) Люди 5) Как узнать одушевлённое существительное или неодушевлённое? А) задать вопрос Б) определить значение слова В) задать вопрос и определить значение слова Г) спросить у товарища - Ребята, а сейчас давайте вместе оценим вашу работу. Кто у нас были самыми активными на уроке? - Кому бы вы какие поставили оценки? - Чтобы проверить хорошо ли вы поняли тему урока, я вам предлагаю ответить на вопросы теста (тест письменно). – Самопроверка теста. - Все справились со всеми заданиями? - Кому что запомнилось? - Вы все молодцы! Будем еще много работать, чтобы правильно читать и писать. - Всем спасибо за работу! - Д/з. Составить и записать два предложения с одушевленными именами существительными и неодушевленными. | Активное включение в образовательный процесс Работа у доски. Работа у доски. Работа в парах. Выделение главного. Постановка новой цели. Делают вывод. Работа по вариантам. Совместное выполнение физминутки. Повторение других частей речи (прилагат., глаголы, числительные). Отвечают на вопросы. Совместная групповая работа. Работа по вариантам. Повторение: главные члены предложения, виды предложений по цели высказывания, по интонации. Работа у доски. Обобщать, делать выводы. Оценивать свою деятельность. | Повторить определение имени существительного. Повторение: - «Что такое однокоренные слова?»; - повторение частей слова, выделение корня. Повторить правописание словарных слов. Повторение определение имени существительного. Регулятивные: - формулировать учебную задачу с помощью учителя; - планировать совместно с учителем предстоящую работу. Коммуникативные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками, Познавательные: - понимать информацию, представленную в знаково-символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение. - делать выводы. - с опорой на модели строить связные высказывания. Обратная связь: - осуществлять совместную деятельность. Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности. Закрепить умение образовывать новые слова при помощи суффиксов. Развивать творческие способности учеников, активизировать мыслительную деятельность, умение работать в группе. Продолжить формирование умения работать в парах. Проверить умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Регулятивные: - Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме. - Учиться определять степень успешности своей работы - Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Коммуникативные: - оценивать работу одноклассников. Познавательные: - Делать выводы, обобщать знания по полученной информации. -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные: - оценивать свою деятельность. | |