СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность: Компьютерная долина

Учитель: Бекирова Н.А.

Занятие №

Дата:

Класс: 5

Тема: «Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом».

Планируемые образовательные результаты:

предметные: представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы;

метапредметные: основы ИКТ - компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;

2) актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

форматирование текстового документа;

выравнивание: по левому краю; по центру; по правому краю;

шрифт: тип, цвет, размер, начертание.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом»

Внеурочная деятельность: Компьютерная долина

Учитель: Бекирова Н.А.

Занятие №

Дата:

Класс: 5

Тема: «Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом».

Планируемые образовательные результаты:

предметные: представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы;

метапредметные: основы ИКТ - компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) систематизировать представления учащихся об этапе форматирования текстового документа;

2) актуализировать имеющиеся умения оформления текстовых документов в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

форматирование текстового документа;

выравнивание: по левому краю; по центру; по правому краю;

шрифт: тип, цвет, размер, начертание.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Проверка отсутствующих.

  3. Проверка подготовки обучающихся к уроку.

Сообщение темы и цели урока

Учитель: 

Сегодня мы изучим с вами как выполняются операции форматирования текста.

Запишите тему сегодняшнего занятия «Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом». (Обучающиеся записывают тему)

Учитель: 

Вопрос: Давайте вспомним, какие группы операций с текстом вы знаете?

ОтветПри работе с текстом выполняют такие группы операций: ввод, редактирование, форматирование.

Вопрос: Операции ввода и редактирование мы уже изучили. А что позволяют сделать с текстом операции форматирования?

ОтветОперации форматирования позволяют формировать внешний вид при выводе на экран и печати с помощью принтера.

Вопрос: Где, по вашему мнению, можно использовать знания по форматированию текста?

ОтветЗнание и привычки по форматированию текста понадобятся в будущей профессиональной деятельности при оформлении текстовых документов.

Цель нашего урока: получить новые знания по оформлению текстовых документов для дальнейшего использования их в будущей профессиональной деятельности.

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

С работой в текстовом процессоре вы постоянно будете сталкиваться в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Все документы, с которыми вы будете работать, должны быть не только набраны, но и иметь абзацные отступы, расстояния между символами, строками, абзацами, оформлены с помощью изменения типа шрифта, начертания символов, художественное оформление страниц цветом, рамками и т.п.

От вашей профессиональной компетентности будет зависеть результат работы. Правильно отредактированный документ – на треть залог профессионального успеха.

Сегодня мы познакомимся с тем, как это возможно выполнить с помощью текстового процессора MS Word.

4.         Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Общие сведения о Windows»

Обучающиеся устно отвечают на вопросы учителя:

Вопрос 1: Какие правила ввода текста вы знаете?

Ответ:

  1. Ввод текста в Microsoft Word осуществляется с помощью клавиатуры в месте расположения текстового курсора.

  2. Клавишу Enter следует нажимать только в конце абзаца.

  3. По необходимости закончить строку автоматическим переносом слова используют комбинацию клавиш Shift + Enter.

  4. Клавишу Пробел используют только при разделении слов.

  5. Разделительные знаки (за исключением тире, скобок, кавычек) нельзя отделять пробелом от слова, за которым они стоят; после разделительного знака пробел обязательный.

  6. Знак тире отделяется пробелами с обеих сторон.

  7. Перед скобками и кавычками ставится пробел. Текст, который в них содержится, не отделяется пробелами от них.

  8. Для принудительного окончания текущей страницы нельзя использовать многоразовое нажатие клавиши Enter. Для этого применяют команду Разрыв в меню Вставка.

Вопрос 2: Как можно переместить фрагмент текста?

Ответ: 

  1. Выделить фрагмент текста

  2. Вырезать его в буфер обмена, нажав кнопку «Вырезать» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Вырезать в меню Правка.

  3. Установить курсор на место вставки фрагмента текста.

  4. Вставить фрагмент текста из буфера обмена, нажав кнопку «Вставить» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Вставить.

  5. Также можно использовать команды контекстного меню выделенного фрагмента.

Вопрос 3:Как можно скопировать фрагмент текста?

Ответ:

  1. Выделить фрагмент текста

  2. Скопировать его в буфер обмена, нажав кнопку «Вырезать» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Копировать меню Правка.

  3. Установить курсор в место вставки фрагмента текста.

  4. Вставить фрагмент текста из буфера обмена, нажав кнопку «Вставить» на панели инструментов «Стандартная» или с помощью команды Вставить.

  5. Также можно использовать команды контекстного меню выделенного фрагмента.

Учитель: Необходимо выделить слово, весь текст, третий абзац, второе предложение первого абзаца, вторую, третью и четвертую сроку. (Учитель вызывает двух обучающихся, которые выполняют операции выделения.) А возможно ли выделить, например, несколько слов, расположенных в разных местах текста?

Ответ: Да, с помощью клавиши Shift.

(Обучающийся, который ответил, подходит к ПК учителя и демонстрирует, как можно выделить расположенные в разных местах слова.)

5. Комментарий ответов обучающихся:

Учитель комментирует ответы обучающихся.

6. Изложение нового материала

6.1 Вступительное слово учителя:

Ms Word является инструментом для работы преимущественно с текстовой информацией. С помощью клавиатуры мы «записываем» нужный текст на электронный лист. Ввод текста документа не является самоцелью. Очень часто, в любой профессиональной деятельности, текстовый документ необходимо оформить в соответствии с тем или иным образцом, шаблоном. При этом текст размещается на листы определенного размера, с абзацным отступом, межстрочным интервалом, абзацами, символами, может содержать разного вида списки, и т.д. Для того чтобы оформить текстовый документ необходимо выполнить определенные операции форматирования.

Под форматированием понимают операции, которые связаны с оформлением текста и изменением его внешнего вида. 

Операции форматирования действительные только для выделенных фрагментов. Различают три основные операции форматирования: форматирование символов; форматирование абзацев; форматирование страниц.

Для символов параметрами форматирования является: шрифт (гарнитура), размер шрифта, начертание, цвет, межсимвольное расстояние, размещение символов в строке, кернинг и спецэффекты. Для абзацев – это отступ, междустрочное расстояние, способы выравнивания, условия разрыва строк, маркеры табуляции, рамки и др. Для страниц – это поля, заливка, границы.

Форматирование символов.

Форматирование осуществляется командой Формат / Шрифт. При этом на экране появится диалоговое окно Шрифт с тремя вкладками.

На вкладке Шрифт определяют:

  • гарнитуру или шрифт (выбирается со списка Шрифт);

  • начертание (можно выбрать обычный стиль, курсивполужирный и полужирный скурсивом шрифты);

  • размер шрифта (список Размер);

  • цвет символов (выбирается в списке Цвет);

  • стиль подчеркивания (в списке Подчеркивания выбираются разные варианты подчеркивания);

  • специальные эффекты (в поле Эффекты: верхний и нижний индекс, зачеркнутый и др.).

В поле Образец этого окна показывается внешний вид текста после применения избранных параметров. Основные параметры можно установить и с помощью соответствующих кнопок панели Форматирование.

На вкладке Интервал задают:

  • в поле Масштаб – ширину символов в процентах от стандартной;

  • в поле Интервал – расстояние между символами (трекинг) со значениями:Обычный – стандартное, Уплотненный – уменьшенное, Разреженный – увеличенный, при этом величина уменьшения или увеличения (в пунктах) определяется в счетчикена: по правую сторону.

  • в поле Сдвиг – позицию текста относительно базовой линии со значениями:Нет – обычная, Вверх и Вниз – выше или ниже от базовой линии, при этом величина уменьшения или увеличение (в пунктах) определяется в счетчике на: справа.

На вкладке Анимация можно применить к выделенному фрагменту избранный анимационный эффект со списка Вид.

Форматирование абзацев. 

Под абзацем в Word понимают часть документа, за которой размещается маркер абзаца.

При вводе текста абзац всегда заканчивается нажатием клавиши Enter. Процесс форматирования абзаца содержит основные операции:

• выравнивание абзацев;

• установка отступов абзацев;

• установка расстояния между строками и абзацами.

Для форматирования абзаца используют команду Формат / Абзац, которая открывает диалоговое окно Абзац с вкладкой Отступы и интервалы и Положение на странице.

По умолчанию Word выравнивает абзацы по левому краю. С помощью опцииВыравнивание можно установить выравнивание по правому краюпо центру (строки размещаются симметрично относительно условной вертикальной линии, которая проходит через середину страницы) или по ширине (строки выравниваются как по левому краю, так и по правому краю).

Опция Отступ разрешает установить отступы слева и справа от строк выделенного абзаца, а также отдельно левый отступ (или выступ) первой строки абзаца. Расстояние по умолчанию измеряется в сантиметрах.

Расстояние между строками устанавливает опция Междустрочный диалогового окнаАбзац, а между абзацами — опция Интервал. С помощью последней можно установить параметры Перед (интервал перед выделенным абзацем) и После (интервал после выделенного абзаца).

При установке параметров форматирования абзаца внешний вид этого абзаца отображается в поле Образец диалогового окна Абзац.

Для изменения вида границ и заливки абзаца выполняют команду Формат / Границы и заливка, которая открывает одноименное диалоговое окно со вкладками ГраницаСтраница иЗаливка. На первой из них задают параметры границ текущих или выделенного абзацев:

  • опция Тип дает возможность выбрать один из имеющихся типов границ: нет – отсутствует, рамка – прямоугольная рамка, тень – к прямоугольнику прибавляется тень,объемная – рамка объемного вида, другая – вид рамки определяет пользователь, причем каждая сторона может иметь свои атрибуты отображения;

  • в поле Цвет задают цвет рамки (или выбранной в окне Образец стороны), если был выбран тип Другая);

  • в поле Тип определяют стиль рамки или стороны;

  • в поле Ширина – ширину;

  • в поле Применить к – к чему следует применить данные параметры: абзацу – ко всем выделенным абзацам, тексту – к каждой выделенной строке.

Чтобы быстро задать способ обрамления абзацев текста можно воспользоваться специальной пиктограммой Границы на панели инструментов Форматирование.

Способ заливки абзаца определяют на вкладке Заливка:

  • в списке Заливка выбирают цвет шаблона заполнения (значение Нет дает возможность отменить заливку);

  • в поле тип задают сам шаблон;

  • в поле цвет фона – цвет фона;

  • в поле Применить к – область применения параметров заполнения.

7.         Закрепление нового материала 

Учитель: Закрепление нового материала сделаем на практике.

Ребята выполняют задания согласно инструкции:

1). Набрать текст:

Установить для 1-го абзаца: шрифт Arial, размер 22, полужирный, подчеркнутый, зеленый цвет; для 2-го абзаца шрифт Times New Roman, размер 16, полужирный курсив, выделение желтым цветом; для 3-го абзаца – шрифт Tahoma размер 14, красный цвет, подчеркивание. Скопировать данный текст 3 раза.

Текст:

Любезнейшая и дражайшая моя Катерина Матвеевна!

В первых строках своего письма сообщаю, что все у меня идет благополучно. Не считая, разве что, того прискорбного факта, что вверенный мне красноармеец Петруха отравился черною икрой. Но поскольку на судьбе мировой революции это событие, по моему разумению, не отразится, то и долго сокрушаться о том мне не пристало.

А покуда выдалась свободная минутка, то хочу Вам сообщить, что я, красной армии боец, Федор Сухов, только о том и мечтаю, чтобы, разобравшись со всякой контрой, вернувшись к Вам, бесценная моя Катерина Матвеевна, дабы познать, наконец заслуженное мною семейное счастье.

С уважением…………………………………………..Боец, Федор Сухов

8 Итог урока.

Учитель: А сейчас подведем итог урока. Сегодня мы с вами рассмотрели тему «Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом». Вы ознакомились и получили первичные навыки форматирования символов, абзацев и страниц. Эти знания вам будут необходимы при создании текстовых документов в вашей будущей профессиональной деятельности.