СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление Языкового Портфеля и работа с ним

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вниманию коллег свой вариант на тему Языкового Порфеля.

Просмотр содержимого документа
«Оформление Языкового Портфеля и работа с ним»

номинация ЛИНГВИСТИКА


Работа с Языковым портфелем

в начальной школе на основе УМК М.З. Биболетовой

Enjoy English

(Методическая разработка)


Рыбинцова Татьяна Николаевна,

учитель английского языка МОУ СОШ № 5

п. Ключи-1, Камчатский край


В младшем школьном возрасте большое значение для учащихся имеет оценка результатов их деятельности, фиксирование личных достижений в изучении иностранного языка. Для реализации данной потребности я начала использовать в работе Языковой Портфель как инструмент оценки и самооценки деятельности младших школьников. В данной работе акцент так же делается на создание мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам, культурам. Метод оформления Языкового Портфеля дает возможность младшему школьнику осмыслить приобретаемый опыт общения и вместе с тем обеспечить его осознанную, заинтересованную деятельность по изучению предмета и тем самым формировать самостоятельность обучающегося, его личностные характеристики.

Языковой Портфель – это пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать свои достижения и опыт в овладении неродными языками вне зависимости от используемых методов и средств обучения1.

Для российских школьников ЯП разработали Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко2. В своих работах они выделяют цели ЯП, его роль для учителя и ученика, функции ЯП.

Цели Языкового Портфеля:

  • Внедрить в практику преподавания и изучения современных языков перспективную образовательную идеологию;

  • Вооружить обучающегося надежным и доступным инструментом для определения своих достижений, путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;

  • Дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося и вносить коррективы в свою преподавательскую деятельность;

  • Развивать и поддерживать заинтересованность каждого в изучении языков на протяжении всей жизни.

Работа с ЯП поможет учителю:

  • повысить мотивацию в преподавании;

  • планировать свою деятельность;

  • помочь каждому ученику осознать свой индивидуальный путь овладения языком;

  • осознать важность поддержки языкового многообразия в классе/ школе и развития многоязычия отдельной личности;

  • вносить коррективы в процесс обучения;

  • повысить свое пофессионально-методическое мастерство

Пользуясь ЯП, ребенок может:

  • самостоятельно оценить свой уровень владения неродным языком;

  • осознанно овладевать неродным языком и ощущать ответственность за процесс и результаты учения;

  • осознавать важность изучения не только ИЯ, но и языков народов России, этнических групп, проживающих рядом с ним;

  • осознавать языковое многообразие в классе/школе/регионе/стране и равноценность всех языков;

  • работать с ЯП с интересом, развиваясь при этом интеллектуально и эмоционально.

Функции Языкового Портфеля

  • Информативная

    • Обеспечение едиными стандартами при определении уровня владения ИЯ;

    • Возможность показать свои способности в области владения ИЯ;

    • Возможность для родителей контролировать и поощрять изучение языков детьми.

  • Педагогическая

    • Совершенствование процесса обучения и обеспечение положительных результатов;

    • Внедрение нового содержания начального языкового образования и повышение личной ответственности учащихся;

    • Управление качеством языкового образования;

    • Облегчение планирования учебного процесса, контроля над ним и оценки уровня владения языками;

    • Совершенствование профессиональной компетенции учителя за счет реальной возможности оценивать уровень достижения каждого ученика и вносить коррективы в свою деятельность.

  • Социальная

    • Поддержание в обществе языкового и культурного многообразия и развития многоязычия;

    • Создание мотивации младших школьников к совершенствованию своих умений;

    • Создание условий для организации межкультурного взаимодействия и взаимодействия с носителями иностранных языков.

Этапы работы с Языковым Портфелем

  • Объяснение целей, содержания и структуры ЯП;

  • Заполнение раздела «Языки, которые я знаю»;

  • Сбор материалов для «Копилки»;

  • Разъяснительная работа с родителями;

  • Заполнение разделов «Языки в моей семье», «Мой опыт использования иностранных языков»;

  • Занятия по проверке результатов самооценки с использованием речевых задач.


Меня заинтересовала данная идея, но возник вопрос, при помощи каких заданий проверять сформированность тех или иных умений. В связи с тем, что обучение в нашей школе ведется по УМК М.З. Биболетовой “Enjoy English”, возникла необходимость подбирать задания для учащихся из данного учебника, формулировать речевые задачи с учетом сюжета, героев этого УМК.


Работа с ЯП начинается со знакомства с ним, изучения содержания его страниц, чтения обращения к ученикам, беседы о целях и задачах данного пакета документов.

Далее идет непосредственная работа по заполнению страниц, в процессе которой мы обсуждаем, какие иностранные языки известны ученикам, используются в их семьях, изучались родственниками. Акцент делается не только на общеизвестные языки, но и на языки малых народов, этнических групп, что позволяет познакомить ребят с языковым многообразием нашей страны. Вполне уместным здесь может быть использование регионального компонента: на каких языках говорят люди, проживающие в данной местновти.

Большую роль играет обсуждение опыта использования иностранного языка в повседневной жизни: при работе с компьютером, во время путешествий, при использовании бытовых приборов и т.д. Эти беседы и оформление своего опыта использования неродного языка в ЯП позволяют ученикам по-новому оценить необходимость изучения иностранного языка.

На данном этапе очень удачным является включение проектного метода в работу с Языковым портфелем.

Тема проектной работы – «Английский язык в повседневной жизни».

Цели проекта:

  1. Сбор и анализ примеров употребления английского языка в повседневной жизни.

  2. Развитие внимания к окружающей действительности.

  3. Формирование общеучебных навыков.

  4. Развитие интереса к изучаемому языку.

  5. Повышение мотивации к изучению английского языка.

Результаты выполнения проектов:

  1. Расширение словарного запаса.

  2. Повышение интереса и мотивации к изучению иностранного языка.

  3. Осознание факта необходимости изучения английского языка.

  4. Достижении нового уровня развития общеучебных навыков (умения работать в группе, договариваться, извлекать информацию, анализировать и систематизировать собранный материал, представлять результаты своего исследования).


Основная часть работы отводится на самооценку уровня знаний и умений в использовании иностранного языка. Ребятам предлагаются различные речевые задачи, решение которых требует от них проявления умений в говорении, аудировании, чтении, письме. Данные задачи красочно оформлены, сформулированы так, чтобы стимулировать деятельность учащихся на иностранном языке, создавая ситуации общения или письменной речи.

Результаты выполненных заданий заносятся в ЯП на специально-отведенные страницы, где ребята разукрашивают листья деревьев (аудирование), кирпичи дома (говорение), кораблики (чтение), карандаши (письмо). Макет языкового портфеля взят из вышеназванных книг его разработчиков.

Для большего удобства работы с языковым портфелем были разработаны специальные листы для учителя и учащихся, которыми можно пользоваться при проведении занятий с ЯП. (Приложение 1)

На данных страницах представлен наиболее общий список речевых задач. Для разных уровней подготовки и этапов обучения можно использовать задания выборочно во время уроков или на факультативных занятиях. Выполнив задания, ученики могут сверить свои ответы с образцами и оценить себя или, обменявшись работами, друг друга.

Еще один способ работы с Языковым портфелем – это использование речевых задач на контрольных или обобщающих уроках. В этом случае результаты проверочных работ заносятся в ЯП, являясь расшифровкой оценки, поставленной учителем в журнал или дневник.

К работе с ЯП привлекаются и родители. На родительском собрании учитель информирует их о целях, задачах и процедуре работы с ЯП. Родители оказывают помощь учащимся при подготовке проекта «Английский язык в повседневной жизни» и других творческих работ, помогают заполнить отдельные страницы портфеля.

Особое значение ЯП имеет для учащихся, которые часто меняют место обучения. Для более успешной адаптации учащихся в новой школе, в частности на уроках английского языка, учителю необходимо иметь представление о программе, УМК, по которым обучался ученик, дополнительных занятиях, которые он получал, уровне развития его компетенций, данную информацию можно получить на «Страничке учителя».

Учащимся очень понравилось заполнять разноцветные странички, отмечая свои успехи и достижения. Наибольший энтузиазм вызвал раздел «Копилка», в который ребята складывают свои творческие, проектные работы на иностранном языке.



Картинки взяты из УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 3 кл. общеобр. учрежд. – Обнинск: Титул, 2006.

Приложение 1

Речевые задачи (teacher,s paper)

для контроля навыков аудирования

3 класс


  1. Новый ученик в нашем классе хочет познакомиться с тобой. О чем он тебя спрашивает: What is your name? How old are you? Where do you live? What can you play? What do you like to eat?

  2. Хотел бы ты побывать на уроке физкультуры в английской школе? Попробуй выполнить команды физрука: Run! Jump! Skip! Sit! Walk! Climb!

  3. Хоббит рассказывает о себе и своем распорядке дня на английском языке. Переведи его рассказ для первоклассника.

  4. Вчера ты услышал новую песенку (прочел стих), расскажи одноклассникам, о чем в ней (в нем) идет речь.

  5. Твой английский друг предлагает тебе встретиться. Послушай его и запиши дату и время, чтобы не забыть.

  6. Для инсценировки надо выбрать маски. Послушай рассказ и выбери маски тех животных, о которых идет речь. (Текст для аудирования 1, ст.164 Enjoy English 2)

  7. Послушай рассказ Мисс Четтер о неизвестном герое, спасшем кошку из холодной реки. Помоги ей найти и поблагодарить героя. Отметь его на картинке.(Книга для учителя к учебнику Enjoy English 3 класс, стр. 113)









Hi! My name is Jack. I am ten. I live in the forest. I have a nice small house. I like my house. So I get up at 7 a.m. wash my face and ears, have breakfast and clean my house. I like to read books. I read at 1 p.m. every day. I have many friends. They come to see me at 4 p.m. We drink tea, eat sandwiches and cakes. At 9 p.m. I clean my teeth and go to bed.


Hello! Let us meet on the second of April at 5 p.m.












Речевые задачи (pupil,s paper)

для контроля навыков аудирования

3 класс

3. ________________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


5. _________________________________________________


6.

7.

Речевые задачи (pupil,s paper)

для контроля навыков чтения

3 класс

1.

2.












3. 25 September

Dear friends,

My name is Tiny. I am a hobbit. I live in England. I go to a forest school.

I like our school is very nice. We like to play football, roller skate, ride bikes and swim. I have many friends. They are kind and clever.

I have a very good friend. It is a dog. Its name is Rex. We run, jump and play together.

Do you have many friends? What do you do together? Do you have a pet?

Please write back.

Your pen friend, Tiny

6.




sweets cake corn cabbage honey jam

7.

Piglet lives in a house in the middle of tree, and the tree is in the forest, and the Piglet lives in the middle of the house. He has a friend. It is Winnie-the-Pooh, a nice bear. Winnie likes to eat very much. He likes honey, sweets, sugar. Piglet and Winnie play in the forest with Christopher Robin.







8.

Attention!

Dear friends!

Welcome to Green school!

Lets read and write in English.

Lets run and jump in the forest.

Lets go to school together!


Mr Greenwood and his pupils




9.





a cake and some honey

some soup

meat with potatoes

bread with butter and cheese



Речевые задачи (teachers paper)

для контроля навыков чтения

3 класс


  1. Прочти вывески и скажи, в какой магазин необходимо зайти, чтобы купить продукты/книги/цветы/одежду.

  2. Почтальон принес открытку из Англии. Что в ней говорится?

  3. Прочти письмо Хоббита и расскажи о его содержании своему младшему брату.

  4. Прочти красиво вслух любимое стихотворение Винни-Пуха.

  5. Помоги художнику подобрать иллюстрации к тексту. Прочти и расположи картинки в нужном порядке.

  6. Подбери этикетки для всех товаров в магазине. Соедини изображение предметов и их названия.

  7. Б. Заходер просит твоей помощи. Переведи некоторые предложения из сказки о Винни-Пухе на русский язык.

  8. На доске объявлений появился новый листок. Прочти объявление. О чем в нем говорится?

  9. Крошка Ру приглашает тебя в детское кафе. Изучи меню. Что бы ты хотел съесть?

Речевые задачи (teachers paper)

для контроля навыков говорения

3 класс


  1. Поприветствуй нового знакомого в международном детском лагере, расспроси его об имени, возрасте, месте жительства, интересах.

  2. «Почемучка» хочет поиграть. У него слишком много вопросов.

  3. Попроси друга помочь тебе навести порядок в комнате, разложить вещи по местам

  4. Ты оказался в английском продуктовом магазине, тебе необходимо купить фрукты для больной Miss Chatter. Что ты скажешь?

  5. Расспроси своего английского друга о его любимом животном.


  1. Посчитай сколько гостей пришло в гости к Хоббиту. Всем ли хватит стульев? EE 2 p. 12

  2. Незнайка хочет поступить в спортивную школу. Помоги ему рассказать о том, что он умеет делать хорошо.




  1. Ответь на приветствие, сообщи интересующую собеседника информацию. А что ты хотел бы узнать о нем?


  1. Постарайся кратко ответить на большее количество вопросов.

  2. Помоги другу, выполни его просьбы.


  1. Помоги продавцу английского магазина обслужить покупателя.


  1. Ответь на вопросы своего английского друга о твоем любимом животном.



  1. Тебе предложили участвовать в конкурсе чтецов на английском языке. С каким стихотворением ты бы выступил?

  2. Представь своего любимого младшего брата иностранному другу.

Речевые задачи (pupil,s paper)

для контроля навыков говорения

3 класс


  1. Поприветствуй нового знакомого в международном детском лагере, расспроси его об имени, возрасте, месте жительства, интересах.

  2. «Почемучка» хочет поиграть. У него слишком много вопросов.

  3. Попроси друга помочь тебе навести порядок в комнате, разложить вещи по местам

  4. Ты оказался в английском продуктовом магазине, тебе необходимо купить фрукты для больной Miss Chatter. Что ты скажешь?

  5. Расспроси своего английского друга о его любимом животном.

  6. Посчитай сколько гостей пришло в гости к Хоббиту. Всем ли хватит стульев? EE 2 p. 12


















  1. Незнайка хочет поступить в спортивную школу. Помоги ему рассказать о том, что он умеет делать хорошо.

  2. Ответь на приветствие, сообщи интересующую собеседника информацию. А что ты хотел бы узнать о нем?

  3. Постарайся кратко ответить на большее количество вопросов.

  4. Помоги другу, выполни его просьбы.

  5. Помоги продавцу английского магазина обслужить покупателя.

  6. Ответь на вопросы своего английского друга о твоем любимом животном.

  7. Тебе предложили участвовать в конкурсе чтецов на английском языке. С каким стихотворением ты бы выступил?

  8. Представь своего любимого младшего брата иностранному другу.

Речевые задачи (teachers paper)

для контроля навыков письма

3 класс


  1. Заполни анкету участника конкурса знатоков английского языка (имя, фамилию, адрес, возраст).

  2. Подпиши поздравительную открытку Хоббиту – у него день рождения.

  3. Крошка Ру ушел гулять в парк. Какую записку ему надо было оставить для мамы Кенги?

  4. Напиши рассказ о себе в клуб знакомств. Не забудь рассказать о своих интересах, семье, любимом животном.

  5. В офисе Mr. Rule сломался ксерокс. Помоги скопировать рассказы о животных. Перепиши предложения как можно внимательнее. EE 1 p. 112

  6. Сделай надписи на этикетках в магазине подарков.

  7. Помоги Miss Сhatter составить список покупок перед походом в магазин.

Речевые задачи (pupil,s paper)

для контроля навыков письма

3 класс


1. Заполни анкету участника конкурса знатоков английского языка (имя, фамилию, адрес, возраст).















  1. Подпиши поздравительную открытку Хоббиту – у него день рождения.









  1. Крошка Ру ушел гулять в парк. Какую записку ему надо было оставить для мамы Кенги?

    _____________________________________

    _____________________________________

    _____________________________________

    _____________________________


  2. Напиши рассказ о себе в клуб знакомств. Не забудь рассказать о своих интересах, семье, любимом животном.











  1. В офисе Mr. Rule сломался ксерокс. Помоги скопировать рассказы о животных. Перепиши предложения как можно внимательнее. EE 1 p. 112

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_____________________________________


  1. Помоги Miss Сhatter составить список покупок перед походом в магазин. Shopping list

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


  1. Сделай надписи на этикетках в магазине подарков.



1 Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения ИЯ в начальной школе. – М.: МГПУ. 2004 г

2 Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н.Российский Языковой Портфель для начальной школы. – М.: МГПУ. 2002 г

14