СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оформление исследовательских работ.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. 

Основные критерии выбора темы:    * желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;     * очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. 

Просмотр содержимого документа
«Оформление исследовательских работ.»

Правила оформления исследовательских работ


Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

  1.Теоретические методы исследования
  2. Экспериментальные методы исследования.
  3. Обобщение данных и предложенные выводы.
Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно – исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитее у них исследовательского типа мышления.

1.Объектная область, объект и предмет

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Её составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине (например в области экономики, филологии, естественных наук).

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (можно предложить проблему, которая не охвачена школьной программой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).
Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.


Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы.
Основные критерии выбора темы:
   * желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу;
    * очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения «мастер - ученик»;
    * тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. 


Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3.Определение гипотезы.


Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
    * быть проверяемой;
    * содержать предположение;
    * быть логически непротиворечивой;
    * соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так как...»; «при условии что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

4.Цель и задачи исследования.


В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.
Можно поставить целью:
    * выявить...;
    * установить...;
    * обосновать...;
    * уточнить...;
    * разработать....
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5.Проведение научного исследования


Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной  презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования. 

6.Оформление научно-исследовательской работы


Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
    * текст научного сочинения;
    * статья, тезисы;
    * доклад, сообщение;
    * отчет;
    * электронная презентация.
Приведем основные требования к их оформлению:
Начинается оформление итогов научной работы с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.).
Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.
Затем следует составление библиографического списка.
Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя (образец титульного листа смотри).
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование.
Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы.
Объём введения небольшой обычно 2-3 страницы.

Введение – первая глава работы, которая не нумеруется, однако вводит читателя в курс дела. Она должна ответить на вопрос: почему, зачем выполняется ваша работа, какая в ней надобность. Краткий обзор литературы по интересующей автора теме, должен подвести читателя к нерешенным ещё проблемам и указать, какой пробел в наших знаниях может восполнить данное исследование. Обзор литературы – это не механическое переписывание фраз из разных источников. Сведения, полученные из разнообразных источников, должны быть изложены словами автора. Если какую-либо фразу вы хотите процитировать дословно, текст берут в кавычки и указывают точно, откуда он взят (ссылаются на источник). Не надо в обзоре литературы писать все, что знаешь; приведите только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме, цели и задачам исследования.
   Введение должно показать, насколько хорошо автор знает литературу по своей теме, разобрался ли в ней, четко ли сформулировал цель и задачи работы. Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать «цель моей работы – изучить поведение чаек». Здесь видны две неточности. Первая, неясно, о каких чайках идет речь, ведь их много видов. Вторая неточность – непонятно, что значит «изучить поведение». Исследователь может изучить суточную активность чаек, приемы добывания пищи, отношения между отдельными птицами в колонии и т.д., но изучить поведение вообще – нельзя.
    Ещё одна типичная ошибка при написании введения состоит в следующем, вместо цели исследовательской работы, приводится цель учебная, то есть сугубо личная, достижение которой никому, кроме автора, не интересно. Например: «Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке». Так и хочется ответить: «Ну и учитесь себе на здоровье. При чем тут, мы, читатели?» Несомненно, для выполнения любой работы необходимо овладеть определенными навыками, но это не цель, а средство её достижения, то есть задачи вашей работы. При формулировке задач постарайтесь ответить на вопросы: как,  каким способом или способами я хочу достичь поставленной цели.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

В главах 2-3 описывают, где, когда, кем и как проводились опыты или наблюдения, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки первичных данных вы использовали. Писать эти главы рекомендуем как можно подробнее, не стесняйтесь упоминать вещи, казалось бы и так понятные. Очень часто результат работы напрямую зависит от числа проведенных опытов или наблюдений. Читатель должен абсолютно точно представить себе, что и как делал автор исследовательской работы. Если в работе применялись какие-то математические методы обработки, следует сказать какие. Если эти методы применяются редко или отличаются от общепринятых, надо сослаться на литературу, из которой вы их взяли.
 Ни один человек, тем более школьник, не занимается исследованием в одиночку, за редким исключением. Поэтому в конце должны содержаться сведения о том, где была выполнена работа, кто помогал автору в сборе и обработке информации, в оформлении результатов. Следует непременно поблагодарить на оказанную помощь. 

Полученные данные должны быть осмыслены, обработаны и изложены. Важно написать так, чтобы читатель понял, что вы взяли  из литературных источников, а что составляет содержание ваших наблюдений. Таблицы – самый экономичный, а графики самый наглядный способ представления результатов, они очень полезны и почти всегда необходимы в работе, в то же время полученные результаты должны быть описаны словесно, разумеется, со ссылками на таблицы и рисунки, которые являются материалом для описания и размышлений. Как описывать результат – дело автора.

Следующий этап написания работы – обсуждение результатов. Обычно принимается такой порядок: сначала выявляются общие закономерности, а потом более частные. В первую очередь автор обсуждает те характерные черты, которые присущи всему материалу, а потом особенности отдельных его частей. Часто полученные нами результаты требуют сравнения с аналогичными, уже имеющимися в литературе: что общего,  в чем отличия, почему так?   Автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных фактов, может согласиться с мнением других исследователей или возразить им. Итак, основное содержание этой главы – доказательства, а ведущий метод – сравнение. Задача автора – убедить читателей в справедливости его выводов.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Особой точности требует составление библиографического списка.
Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:
    * размещаются после библиографического списка;
    * в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
    * каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Еще одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
    * в круглых скобках;
    * подстрочно (оформляются как сноски);
    * после параграфов или глав. 
Что может быть примечанием?

    * Определение терминов или устаревших слов.
    * Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
    * Перевод иностранных слов и предложений.
    * Пояснения основного текста.
    * Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

7. Защита результатов исследования.
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 7-10 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введениеисследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводыпо результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории. После доклада автор защищает свою работу, отвечая на вопросы экспертов и присутствующих. Работа может


демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств; рекомендуется

использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, раздаточных

материалов.

СОВЕТЫ ДОКЛАДЧИКУ

1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните: Вас никто не

обидит.

2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя,

например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы заключается в ...», «Цель

работы заключается в том, что (чтобы)…», «Исследование (работа, эксперимент,

проект) ставит своей целью...» и т.п.

3. Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие

встретили трудности, как они были преодолены, - одним словом, изложите

основное содержание работы, ее идею и суть.

4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в

виде основного вывода или заключения по работе.

5. Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за

внимание».

6. Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.

Дорогие участники! Помните, что победа в ваших руках. Залог победы - хорошая

учеба и добротно выполненная научная работа. Хорошая работа имеет замечательное

свойство: когда Вы защищаете ее, она защищает Вас.


4. Примерное содержание выступления при презентации работы

Уважаемые ______! Вашему вниманию предлагается проект на тему ______.

Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора темы).

Цель данной работы (приводится формулировка цели работы).

Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в соответствии с нашим планом работы(указываются задачи).

Мы ожидали, что в результате работы получим следующие результаты (описываются ожидаемые результаты).

Нами были изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).

В ходе разработки проекта мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды работ).

Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).

Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе исследовательской работы результаты).

В заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.


5. Правила оформления презентации

• Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.

• Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой гаммой.

• Заголовки, размер шрифтов (кегль) и элементы оформления на всех слайдах должны быть идентичными (эти элементы не должны «прыгать» при переходе слайдов).

• Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов.

• Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно.

• Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.

• Никогда не помещайте на слайд лишние (неиспользуемые) объекты. Придерживайтесь правила: «Все, что не должно попасть на слайд, на него попасть не должно».

• Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выравнять по ширине.

• Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах.

• Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов.

• Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его оформлении минимально возможное количество цветов.

• Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к невозможности прочесть текст.

• При создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и растягивания картинок на весь слайд, особенно с искажением размеров.

• Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обоснованно.

• Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point, чаще всего они мешают восприятию информации.

• Осторожно работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не совпадать с настройками вашего компьютера и видео может не пойти.

• Имеет смысл вывести на экран тезисы доклада (выступления, сообщения) и прокомментировать их.

• Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты, чтобы кратко прокомментировать их.

И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.




Образец титульного листа

Филиал МБОУ Болтинской средней школы

Красновская основная школа.

Сеченовский район

Нижегородская область











Районная конференция по краеведению

«Культурно-историческое наследие Нижегородской области».







Тема: «Надпись на памятнике»…продолжение истории.











Выполнил: ученица 9 класса Дубровина Надежда Александровна

Руководитель: учитель истории и обществознания

МБОУ Красновская основная школа

Матюшина Лидия Александровна

Адрес: 607569 Нижегородская область, Сеченовский район

с. Красное, ул. ….

Телефон: ……..

Эл. адрес: …….





С. Красное, 2016.