Тема урока. Оформление цитат (многоточие при цитатах, прописные и строчные буквы в цитатах) в печатном тексте.
Цели урока (по предмету русский язык):
Образовательные: сформировать знания о правилах постановки знаков препинания при употреблении цитат.
Развивающие: сформировать навык постановки знаков препинания при помощи информационных технологий.
Формирование ОУУН: совершенствовать учебно-интеллектуальные умения, а именно: абстрагирование, установление причинно-следственных связей лингвистического характера, конкретизация учебного материала; учебно-коммуникативные: составлять связный текст с элементами перегруппировки материала с использованием сведений из дополнительных источников, в том числе используя материалы разных предметов.
Воспитательные: воспитывать интерес и ответственное отношение к учебному труду; восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.
Цели урока (по предмету информационные технологии):
Образовательные: закрепить знания основных правил набора текста и оформления документов и вставки символов.
Развивающие : закрепить навык набора символов и знаков препинания в соответствии с «Основными правилами набора и оформления документов» и вставки символов.
Воспитательные: воспитывать интерес и ответственное отношение к учебному труду.
Для реализации указанных целей предлагается следующая структура урока.
Организационные моменты.
Основной этап урока состоит из предлагаемых блоков:
а) теоретический (изучение нового материала): учащимся предлагается теоретический материал в виде слайдов. (Приложение 1). На данном этапе формируются знания;
б) закрепление на первичном уровне: ученикам предлагается электронный текст (Приложение 2, упражнение 1и упражнение 2), в котором они расставляют пропущенные знаки препинания, руководствуясь примечаниями. Вид контроля: самопроверка (слайды). На данном этапе формируются пунктуационные умения по русскому языку, а также отрабатывается навык набора текста и вставки символов;
в) этап применения знаний. На данном этапе учащимся предлагается текст, в котором они расставляют знаки препинания. Текст электронный (распечатанный вариант прилагается, (Приложение 3, упражнение 3);
г) применение знаний в нестандартной обстановке.
В завершение урока учащимся предлагается творческое задание: на основе данного текста составить собственный текст и набрать его, с обязательным использованием предложенных высказываний о роли книг и электронных носителей информации. Высказывания оформить в виде цитат.
Если прилежно поищешь, то найдёшь великую пользу душе своей. («Повесть временных лет»)
Каким бы видом деятельности не занимался человек – в ближайшее время без персонального компьютера, а значит, и специальной литературы, позволяющей найти с ним общий язык, ему не обойтись. (Р.Дробышевский, А.Лифенко)
Итоги урока, рефлексия.
Ответы на вопросы: насколько эффективно и оправдано в современную эпоху интегрированное преподавание предметов и почему информационные технологии способствуют изучению других учебных дисциплин?
Презентация
Приложение 5
Приложение 2
Многоточие при цитатах
Упражнение 1. Расставьте знаки препинания.
1) Л. Н. Толстой писал в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее достижение формы.
2) Выступая в защиту устной речи, А. П. Чехов писал В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же, неприличием как не уметь писать и читать.
3) М. В. Ломоносов писал, что красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует из довольно из книг, в прошлые века писанных.
4) В. Г. Белинский писал В «Онегине» все части органически сочленены.
Упражнение 2. Расставьте знаки препинания.
1) Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа писал Н. Г. Чернышевский.
2) Д. И. Писарев указывал красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности.
3) Говоря о поэзии А. С. Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительно русский мир.
Приложение 3
Упражнение 3. Цитаты выделены жирным шрифтом, знаки препинания при цитатах не расставлены. Расставьте знаки препинания.
Есть ли у книги будущее? Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. Скептики и сомневающиеся были всегда. Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. Поэтому читать перестанут вовсе.
Одна из болезней нашего века – многочисленность книг (цитируемое предложение приведено не всё) об этом говорил ещё в семнадцатом веке какой – то учёный муж из Англии. И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. Воодушевлённый изобретением фонографа, он писал, что теперь писатели будут обращаться к актёрам и певцам, которые будут передавать их произведения фонографу (частичное цитирование). Будущего читателя он представлял в таком виде спокойно развалясь на диване, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом… Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. Так или иначе, а песня книги спета (предложение цитируется полностью). Заметим, что во времена подобных оракулов мир ещё не знал ни кино, ни телевизоров, ни компьютеров, ни диктофонов, ни аудиокниг.
Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. Конечно современники «электронного века» имеют для таких высказываний ещё больше оснований. Великие изобретения нашего времени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. Но и утратив своё некогда монопольное положение, она по – прежнему остаётся важным средством современной системы образования, ибо, как пишет учёный и писатель А. Азимов никогда не будет придумано что – либо подобное книге – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком много или слишком мало, дать вам одному целую вселенную (предложение цитируется не с начала). Как вы думаете, вытеснит ли книгу компьютер?