СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОФП как средство повышения физической подготовленности волейболистов».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОФП как средство повышения физической подготовленности волейболистов».»

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»










КУРСОВАЯ РАБОТА

ОФП, как средство повышения физической подготовленности в волейболе

ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Форма обучения: очная

Студента: Вяткина Диана Алексеевна

Руководитель: Петрова Ирина Алексеевна



Курсовая работа

Защищена с оценкой «_______»

«_____»_____________2018 г.

Руководитель курсовой работы

______________/____________

(личная подпись)









Тольятти,2018 г.



Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития физической подготовленности волейболистов

5


    1. Особенности повышения физической подготовленности волейболистов

5


    1. Характеристика средств и методов ОФП в процессе физической подготовки волейболистов

12


    1. Методика использования средств ОФП для повышения физической подготовленности волейболиста

17


Глава 2. Практическое изучение влияния средств ОФП на повышения уровня физической подготовленности волейболиста

21

2.1. Методика определения уровня физической подготовленности волейболиста

21

2.2. Характеристика тестов для определения уровня физической подготовленности волейболиста

22

2.3 Характеристика комплекса упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболиста

24

Заключение

28

Литература

29

















Введение


Актуальность. Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Он очень популярен. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. [12].

Современный волейбол - это атлетическая игра, и требования, предъявляемые к волейболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств. Волейболист сегодня это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.

Стремительное развитие спорта, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью физических нагрузок, диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств организации учебно-тренировочного процесса, адекватных встающим перед современным спортивным движением задачам. [7]

Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь. Общая физическая подготовка направлена на разностороннее гармоничное развитие волейболиста, повышение уровня всех главных физических качеств, укрепления систем организма и органов, повышение функциональных возможностей и улучшение здоровья спортсмена.

Современный волейбол предъявляет к физическому развитию волейболиста очень высокие требования. Развитие физических качеств зависит от правильного выбора и умелого применения средств и методов.[11]

Объект исследования: процесс повышения физической подготовленности волейболистов.

Предмет исследования: комплекс упражнений ОФП для повышения физической подготовленности волейболистов.

Цель исследования: практическое изучение влияния средств ОФП на повышение физической подготовленности волейболистов.

Задачи исследования:

  1. Анализ научно-методического материала по выбранной теме.

  2. Изучить методику и подобрать тесты для определения уровня физической подготовленности волейболистов.

  3. Подобрать комплекс упражнений ОПФ для повышения физической подготовленности волейболистов.

  4. Сделать заключение.

Методы исследования:

  1. Метод изучения научно-методических источников.

  2. Метод изучения документов и материалов.

  3. Метод проекта.

  4. Метод логического заключения.















Глава 1. Теоретические аспекты процесса повышения физической подготовленности волейболистов

1.1.Особенности повышения физической подготовленности волейболистов


 Физическая подготовленность – это комплексный результат физической подготовки, она может относиться к каждому виду подготовки. Физическая подготовка слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная взаимосвязь.

Исследования в теории спорта показывают, что общая разносторонняя подготовка, развивая физические качества юных спортсменов, положительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако с повышением роста спортивного мастерства ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается. Как было сказано выше, исследования, связанные с физической подготовкой, показали, что в различных видах спорта нет необходимости разностороннего развития всех физических качеств, а только тех из них, которые играют важную роль в решении специфических задач спортивной техники.[24]

В игровой деятельности волейболиста важным качеством является прыгучесть, которая проявляется в скоростно-силовых показателях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Способность к ударно-баллистическим движениям связана с развитием динамической силы рук и плечевого пояса. Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста.

В связи с длительностью спортивных состязаний по волейболу и их турнирного характера, важное значение для помехоустойчивого и надежного выполнения спортивной техники имеет и специальная выносливость, которая сопряжена с многократным выполнением прыжков при блокировании и нападающих ударах, перемещений по площадке, падений и предельно-сильных ударных движений. Весь этот комплекс интенсивных двигательных проявлений осуществляется на фоне высоких психических напряжений, что характерно для дискретно-экстремальных нагрузок.

Важное свойство сенсомоторики волейболистов - способность тонким мышечным ощущениям и дифференцировкам. Одним из главных свойств сенсомоторики и качественных проявлений двигательной деятельности волейболистов является целевая точность. Процессуальный характер точности проявляется в точных перемещениях по площадке, выборе места при блокировании, разбеге и отталкивании при нападающем ударе, а финальный при всех взаимодействиях с мячом: передачах, ударах, подачах, блокировании.

Этот комплекс двигательных способностей волейболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики: уточняющими реакциями на движущийся объект объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью. Все они включены в функциональную систему, структурные связи которой обусловлены главным ведущим фактором - достижением спортивного результата. Вмешательство в данную функциональную систему посредством неспецифических упражнений (например, больших объемов нагрузок по общей физической подготовке) может нарушить эти структурные связи и отрицательно сказаться на спортивно-технических результатах волейболистов. В связи с этим процентное соотношение общей и специальной физической подготовки постепенно (по мере роста спортивного мастерства) изменяется в пользу последней.[11]

В процессе физической подготовки спортсмену необходимо избирательно и целенаправленно (с учетом основных биомеханических характеристик) совершенствовать технику движений не только в конкретном виде спорта, но и в отдельных движениях, различных по своей биомеханической структуре. В волейболе, например, имеются диаметрально противоположные по силовым затратам движения: нападающий удар требует взрывной силы; передача же мяча сопряжена с тонкой дифференцировкой и постепенным нарастанием мышечного напряжения. Очевидно, что даже в одном виде спорта необходим различный методический подход к развитию качественных проявлений силы. Аналогичная тенденция, безусловно, существует и при развитии других физических качеств и свойств психомоторики волейболиста.

Так, при реализации точностно-целевых движений ударного и броскового характера в первом случае задержка дыхания повышает мышечные усилия, а во втором этот феномен необходим для создания твердых проксимальных биомеханических опор и оптимальных условий. Для дистального рабочего звена конечности (предплечья, кисти).

Это подчеркивает важность разделения двигательных действий по специфике биомеханической структуры для выработки правильной методики. Физическая подготовленность квалифицированных волейболистов проводится на основе принятой периодизации спортивной тренировки, что обусловлено стадиями становления спортивной формы и различием задач, решаемых на каждом этапе подготовки.

В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.[21]

Двигательные действия заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической подготовленности волейболистов.

Высокий уровень требований к физической подготовленности волейболистов объясняется и следующими факторами:

  1. Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития физических качеств спортсмена (изменение правил соревнований, комплектование команд высокорослыми игроками; повышение атакующего потенциал за счет быстрых перемещений и повышенной скорости выполнения технических приемов с использованием всей длины сетки, игра тремя мячами и др.).

  2. Постоянный рост уровня развития физических качеств - непременное условие для повышения тренировочных нагрузок.

В зависимости от возраста, подготовленности спортсменов, этапов и задач тренировки физическая подготовка изменяется, но во всех своих аспектах она необходима волейболисту, от начинающего до мастера высокого класса. С повышением спортивной квалификации роль физической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако ее характер, применяемые средства и методы претерпевают изменения, выражающиеся прежде всего в специальной направленности.

По направленности и характеру воздействия применяемых средств физическая подготовка волейболистов делится на общую (ОФП) и специальную (СФП).

Общая физическая подготовка создает предпосылки и условия для спортивной специализации. Она охватывает широкий круг упражнений, развивающих различные физические качества в таком соотношении, которое необходимо именно в волейболе, и направлена на достижение следующих задач:

Задачи общей физической подготовки:

  1. Разностороннее физическое развитие занимающихся.

  2. Укрепление здоровья, приобретение правильной осанки.

  3. Повышение функциональных возможностей организма.

  4. Расширение объёма двигательных навыков.

  5. Развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).

  6. Повышение игровой, соревновательной работоспособности.

  7. Стимулирование восстановительных процессов в организме.[24]

Средствами общей физической подготовки являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех физических качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажерах, занятия другими видами спорта.

Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, оказывает разностороннее воздействие на организм, но в то же время каждое из них направлено на преимущественное развитие определенных качеств. Так, например, упражнения с отягощениями преимущественно развивают силу; кроссовый бег – выносливость; ускорения – быстроту; акробатические упражнения – ловкость. Поэтому использование целенаправленных упражнений помогает ликвидировать недостатки в физическом развитии спортсменов.

В игровой деятельности волейболиста все физические качества тесно взаимосвязаны. Подбор средств развития общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач и тех условий, в которых они проводятся. Удельный вес общеразвивающих упражнений в занятиях различен на отдельных этапах и периодах учебно-тренировочного процесса.[12]

Общеразвивающие упражнения в зависимости от поставленных задач можно включать в подготовительную часть занятия, основную и заключительную. Так, гимнастические упражнения, баскетбол, футбол, ручной мяч, подвижные игры применяются как в подготовительной, так и в основной частях занятия. Это особенно характерно для начального этапа обучения, когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка по технике).

Периодически для общеразвивающих упражнений выделяются отдельные занятия. В подготовительной части этих занятий даются упражнения и игры знакомые занимающимся. Основную часть отводят для разучивания новых (например, легкоатлетических) видов упражнений. Занятия заканчиваются подвижной или спортивной игрой.[17]

Для развития физических качеств волейболиста применяются следующие методы: «до отказа», «максимальных усилий», «с ускорением», равномерный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, метод круговой тренировки.

Опыт лучших тренеров и многолетние результаты научных исследований позволили уточнить, что каждое из выше названных физических качеств имеет сложную структуру. Поэтому стали говорить не сила, а силовые качества (под этим понимается: максимальная сила, взрывная сила и силовая выносливость), скоростные качества (быстрота реакции, стартовая быстрота, быстрота перемещения).

На русском языке плохо звучат словосочетание (выносливостные, гибкостные, ловкостные) качества, хотя под ловкостью можно понимать координационные возможности, поэтому тренеры продолжают по-прежнему употреблять эти термины выносливость и гибкость, понимая, что эти качества, состоят из множества различных часто не зависимых друг от друга проявлений (выносливость – прыжковая, скоростная, игровая и т.д.). Но самое важное с практической точки зрения заключается в следующем: было установлено, что разные проявления одного и того же качества не взаимосвязаны друг с другом.

Например, два основных проявления скоростных качеств: быстрота реакции и быстрота перемещения не взаимосвязаны и не зависят одно от другого. Были и есть в настоящее время, например, волейболисты с очень быстрой реакцией, но не очень быстрые в перемещениях. И наоборот, быстрые в перемещениях не всегда отличаются столь же быстрой реакцией.

Для тренера такая ситуация означает следующее: если бы быстрота была единым физическим качеством, то можно было бы с помощью небольшого набора скоростных упражнений воспитывать все его проявления. Но на самом деле это невозможно, и каждое проявление скоростных качеств нужно воспитывать с помощью специальных средств. Так же обстоит дело и с другими проявлениями двигательных качеств.[13]

В последнее время в теории физической подготовки появились новые термины. Например, аэробные и анаэробные качества (возможности, способности и т.д.). Что они означают? Они указывают на энергетический механизм, который лежит в основе того или иного проявления физического качества. Например, аэробные качества (другие названия – аэробные возможности, аэробные способности) – это те качества, которые ранее назывались общей выносливостью. В основе этой выносливости лежат аэробные (то есть происходящие с участием кислорода) процессы энергообразования.

Второй относительно новый термин – анаэробные гликолитические качества. Так называют теперь то, что ранее называли скоростной и скоростно – силовой выносливостью. В основе этого качества лежат энергетические процессы образование энергии из мышечного гликогена, происходящее практически в бескислородных условиях. И, наконец, еще один термин: анаэробные алактатные возможности (старое название – быстрота движений). В основе максимально быстрых и мощных движений лежит образование энергии в бескислородных условиях из таких энергосодержащих веществ организма как КРФ (креатинфосфат) и АТФ (аденозинтрифосфатная кислота).[2]

Рассматривая физическую подготовленность юного волейболиста можно применять любые термины. Здесь вполне возможно разнообразие мнений и вкусов. Но при любых терминах должно быть однообразие в понимании того, что физическая подготовленность юного волейболиста включает в себя комплекс относительно независимых качеств и способностей. И что все эти качества и способности проявляются при выполнении сложных технических приемов и многообразных игровых ситуациях. И поэтому выбор средств и методов физической подготовки юных волейболистов должен учитывать все эти обстоятельства.

Таким образом, физическая подготовленность волейболиста является одним из факторов, от которого зависит эффективность командных, групповых и индивидуальных технико-тактических действий. Каким бы техничным не был волейболист, он ни когда не добьется успеха, не обладая хорошей и разносторонней физической подготовленностью.[3]



1.2. Характеристика средств и методов ОФП в процессе физической подготовки волейболистов


Основной задачей ОФП является повышение работоспособности организма в целом. Частными задачами являются:

  1. Разностороннее физическое развитие

  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата

  3. Развитие физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

  4. Повышение функциональных возможностей и уровня обменных процессов.

  5. Повышение психологической подготовленности.

  6. Создание условий для активного отдыха в период снижения тренировочных нагрузок.

Общая физическая подготовка может проводиться в самых разнообразных условиях: на стадионе, в гимнастическом зале, в лесу, в парке. Многие упражнения можно выполнять без специального оборудования мест занятий, используя гимнастические снаряды, различные отягощения, природные материалы и др.[11]

Общая физическая подготовка проводится на 1-м этапе подготовительного периода, в небольших объемах - на специально-подготовительном этапе и как средство активного отдыха на предсоревновательном этапе и в соревновательном периоде.

В группах занимающихся волейболом, где отсутствует четко выраженная периодизация (команды коллективов физкультуры, вузов, спортивных клубов и др.) в начале годичного цикла подготовки проводится базовая подготовка (ОФП) с постепенным переходом к СФП. В период соревнований виды подготовки чередуются. Специальная физическая подготовка. СФП является средством специализированного развития физических качеств.

Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные (общеразвивающие и специальные упражнения).

Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта: упражнения из гимнастики и акробатики; упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др).;упражнения из тяжелой атлетики; упражнения на тренажерах; спортивные и подвижные игры, плавание и др.[18]

Специальные упражнения — подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов). Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.

По характеру ответных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:

  • упражнения преимущественно аэробного воздействия: интенсивность выполнения — средняя, ЧСС — 140-150 уд/мин, продолжительность выполнения — от 10 мин и более. Защитные действия в поле трех спортсменов, нападающий удар, блокирование, выход игрока с задней линии для выполнения второй передачи, прием подач 2-3-мя спортсменами дают положительный эффект в развитии общей выносливости;

  • упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств (смешанное аэробно-анаэробное воздействие): интенсивность выполнения — переменная (ЧСС от 140 до 180 уд/мин), продолжительность всего упражнения — до 10 — 15 мин. Для этой группы пригодны игры как полными, так и неполными составами, групповые упражнения в нападении, защите или их имитация;

  • упражнения анаэробной алактатной направленности: совершенствование быстроты (быстроты реакции, быстроты передвижения, быстроты одиночного движения); интенсивность выполнения упражнений - высокая, продолжительность выполнения одной серии — от 10 до 20 с, продолжительность пауз отдыха между сериями — 1-2 мин, количество серий в одной тренировке — 8-10. Упражнения в нападающем ударе, подвижном блокировании, защитных действиях, совершенствование групповых тактических действий в защите дают положительный эффект в развитии скоростно-силовых качеств;

  • упражнения для развития специальной выносливости (анаэробно-гликлитическое воздействие нагрузки); интенсивность выполнения — высокая (ЧСС до 180 уд/мин и выше), продолжительность выполнения одной серии — от 30 с до 3 мин, паузы отдыха между сериями — 1 -4 мин, количество серий в одной тренировке — 6-8. Для этой группы пригодны упражнения в защитных действиях в паре, в поле одного спортсмена, в подвижном блокировании, в нападающем ударе и их имитация.

Для защитных действий время выполнения упражнений меньше по сравнению с другими упражнениями.

Применение основных упражнений в тренировке для повышения работоспособности волейболистов дает возможность одновременно совершенствовать и технико-тактическое мастерство путем постановки определенной задачи перед игроками (направить мяч в определенную зону, «закрыть» блоком нападающего игрока и т.д.).

Методы тренировки:

  1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).

  2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).

  3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий;
    совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).

  4. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сбивающих» факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).

  5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).[20]

Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют ее содержание, средства, методы и организацию ее.

  • Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо образовывать.

  • Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки и др.

  • Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

  • Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).

  • Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсменов. Для этого усложняются задания, увеличиваются объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне.

  • Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствуют росту мастерства спортсменов.

Все принципы тренировки связаны между собой, со всеми видами подготовки, и в первую очередь с физической, технической и тактической.

Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких спортивных результатов) характерны еще и специфические закономерности.[19]



1.3. Методика использования средств ОФП для повышения физической подготовленности волейболиста


В подготовке волейболиста тренер ставит определённые задачи, для решения которых необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех или иных условиях. Перед началом тренировок ОФП рекомендуется выполнить тест на максимум физической выносливости. Для этого необходимо провести разминку и выполнить весь комплекс упражнений (по плану, одно за другим) с перерывом в две минуты. Важно выложиться на 100 % с максимальным количеством повторений. Данный тест следует проводить и при переходе на следующий уровень подготовки.

Начинать каждое занятие ОФП следует с разминки. Она предполагает разогрев мышц тела, мобилизацию суставов, легкую растяжку и учащение пульса. На проведение этой части программы, как правило, уходит не более пяти минут. Правда, если комплекс ОФП является базой для профессиональных спортсменов, то разминка дополнительно может включать упражнения со скакалкой (не более минуты) и два-три упражнения из основного комплекса (по три-четыре повторения).

Одной из целей программы ОФП является развитие силы. И достичь ее помогают такие упражнения, как отжимания, подтягивания, жим стоя, качание пресса, приседания, планка. Это основной комплекс. Его следует выполнять в четкой последовательности.

Новичкам отжимания лучше делать, стоя на коленях. Количество повторений колеблется от 1 до 15 в 3-4 подхода. В дальнейшем можно переходить на упор лежа с теми же числовыми показателями выполнения.

Подтягивания делают на низкой перекладине с узким и обратным хватом. Количество повторений составляет от 1 до 15 раз.

Приседания новички выполняют на двух ногах от 1 до 30 раз. Профессиональные спортсмены и люди с высоким уровнем подготовки усложняют это упражнение, делая его на одной ноге. Количество повторений то же, на каждую ногу.

Планку держат на полу от 60 до 90 секунд. Угол между полом и руками составляет 45 градусов. Новички могут выполнять это упражнение, опираясь на локти. Время удержания должно составлять не менее 30 секунд.

Профессионалы к общему силовому комплексу ОФП добавляют тягу за голову сидя на полу (с амортизатором), боковую планку и ягодичный мостик (с двумя или одной ногой).

Кардиоупражнения включают прыжки со сменой ног, бег на короткие и длинные дистанции, прыжки со скакалкой. В данном комплексе не стоит забывать о темпе. Например, количество прыжков со сменой ног в минуту составляет примерно 45-50. А в прыжках со скакалкой оптимальным показателем является 100 раз в минуту.

Профессиональные спортсмены иногда данный комплекс совмещают с силовыми упражнениями. По времени он не должен превышать 10 минут. Для того чтобы упражнения выполнялись легче и без лишней нагрузки на сердце, необходимо помнить о дыхании. Его следует держать в определенном ритме вдоха и выдоха.

Если разминка необходима для разогрева тела перед тренировкой ОФП, то после нее рекомендуется правильно «остыть». Для этого предназначена заминка. Интенсивность выполнения упражнений способствует учащению дыхания и пульса. Если резко остановиться, закончив тренировку, может возникнуть тошнота и головокружение. Это связано с тем, что кровь, находящаяся в большом количестве в мышцах, не успевает поступить к внутренним органам. Заминка же позволяет сгладить переход к отдыху после ОФП.

Что такое нагрузка на сердечную мышцу, можно ощутить именно при игнорировании данного компонента программы. Ведь в процессе его нормализуется артериальное давление и снижается общая температура тела. Заминка также позволяет снизить посттренировочную боль и ломоту, помогает качественнее восстановить силы.

Данная часть программы ОФП включает две фазы. На первой спортсмену необходимо постепенно привести пульс и дыхание в привычную норму. Для этого рекомендуется плавное прекращение выполнения упражнений, снижение ритма.

На второй фазе происходит растяжка мышц, на тренировку которых был направлен комплекс упражнений ОФП. Это способствует выводу продуктов метаболизма и нормализации местного кровотока. Также растяжка разгоряченных мышц делает их более гибкими и эластичными. Выполнять заминку лучше плавно без рывков и боли. Натяжение мышц рекомендуется задерживать на 20-40 секунд.

Упражнения заминки включают плавное потягивание руками головы в разные стороны, сгибание ног по очереди (стоя, пятка касается ягодиц), складку (наклон к ногам в положении сидя на полу), скручивание позвоночника в положении лежа на полу, растяжку плечевых суставов и т. д.

Уровень развития физических качеств человека оценивается согласно нормативам ОФП. Школьная программа имеет четкую таблицу показателей, которые меняются в зависимости от возраста и пола ребенка. Нормативы позволяют проводить аттестацию учащихся на уроках физкультуры.[25]

Единство обшей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба для решения поставленной задачи — достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная, но спортивная тренировка может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.

Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создастся база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность, и наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем.

Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки. Фазовость развития спортивной формы служит естественной основой периодизации тренировочного процесса. Становление, сохранение и временная утрата спортивной формы происходят в результате строго определенных тренировочных воздействий.

Стремление к высшим результатам в соревнованиях, к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках наиболее эффективные средства и методы, осуществлять углубленную специализацию вообще и по игровым функциям в частности, проводить круглогодичные и многолетние занятия.[9]

Анализ научно-методических источников показал, что бы добиться наивысшего результата, у спортсменов должен быть высокий уровень физической подготовленности. В процессе спортивной тренировки используют разные средства и методы для её повышения. Волейболисты каждую тренировку работают над своей техникой и над совершенствованием физических качеств. Правильно подобранный комплекс упражнений гарантирует достижение поставленных целей и задач.





Глава 2. Практическое изучение влияния средств ОФП на повышения уровня физической подготовленности волейболиста


2.1. Методика определения уровня физической подготовленности волейболиста


Для определения физической подготовленности волейболиста широко применяют различные упражнения - тесты: прыжок в длину с места и разбега, метание набивного мяча, шестиминутный бег, наклон вперед стоя на скамейке и сидя на полу, бег на различные дистанции, поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание-разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине, челночный бег и т.д.

Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различных возрастов. Преимущество названных тестов заключается в том, что они сравнительно легко запоминаются и их выполнение не требует от школьников длительного разучивания. При проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими требованиями:

  1. Контрольные испытания должны проводиться в одинаковой для всех детей обстановке и в одно и то же время.

  2. Методика контрольных проверок должна обеспечивать минимальные затраты времени на выполнение тестов.

  3. Контрольные упражнения должны быть доступными для всех учащихся, независимо от их физической подготовленности и отличаться простотой измерения и оценки результатов.

  4. Рекомендуемая последовательность контрольных упражнений для проверки уровня двигательной подготовленности может быть следующей: в первый день - скоростные и скоростно-силовые качества, во второй - сила и выносливость, в последующие - координация, ловкость и другие физические качества.

  5. Для получения предварительных данных, тестирование целесообразно проводить в начале учебного года (сентябрь), а итоговую проверку за 2-3 недели до окончания учебного года. Для контроля за ослабленными детьми дополнительную проверку рекомендуется провести в начале второго полугодия.

  6. Прежде чем приступить к проведению тестовых испытаний, контрольные упражнения должны быть разучены на уроке физической культуры.

  7. Осуществлять проверку физической подготовленности не только с учетом возрастных особенностей развития учащихся, но и в соответствии с принципом единства оценки их физического развития и физической подготовленности.

Проведение контрольных испытаний, способы их выполнения и оценка результатов тестирования осуществляется по общепринятым правилам.

Тестовые задания представлены физическими упражнениями, которые сгруппированы по признаку основных физических качеств. Тестирование рекомендуется проводить с помощью соревновательного метода, причем учащиеся должны не только продемонстрировать выполнение нормативов требований, но и выполнить нормативные упражнения, которые отражают разносторонность их подготовленности по каждой конкретной группе физических способностей (силовых, скоростных, к выносливости и координации).



2.2. Характеристика тестов для определения уровня физической подготовленности волейболиста


Для проведения научно-исследовательской работы были выбраны традиционные тесты, которые используют, для определения уровня физической подготовленности юных спортсменов. Изучив научно-методические источники, была подобрана следующая батарея тестов [11] для определения уровня физической подготовленности волейболистов:

  1. Быстрота -

Прыжки через скакалку за 10 секунд (кол-во раз)

Оборудование: скакалки, секундомер.

Процедура тестирования. По сигналу испытуемый выполняет прыжки толчком двух ног через скакалку за 10 секунд.

Результат: количество прыжков.

  1. Сила -

Сгибание – разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз)

Оборудование: маты.

Процедура тестирования: испытуемый принимает и.п. – упор лёжа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии – «голова – туловище – ноги».

Результат: количество раз.

  1. Ловкость -

Челночный бег 3 х 10 м в исходном положении лицом вперёд (сек.)

Оборудование: секундомеры; ровная дорожка 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; за каждой чертой – два полукруга радиусом 50 см; два набивных мяча массой 2 кг.

Процедура тестирования: по команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты; когда он приготовился следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полукруге,

возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Необходимо следить, чтобы испытуемый не снижал темпа бега. Испытуемый имеет две попытки. В протокол заносится лучший результат. В забеге могут участвовать двое испытуемых.

Результат: время с точностью до десятой доли секунды.

  1. Гибкость -

Наклоны туловища вперёд из положения сидя (см)

Оборудование: линейка; мел; на полу наносится линия АБ, а от её середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см.

Процедура тестирования: испытуемый садится так, чтобы пятки оказались на линии АБ; расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикально; партнёр фиксирует колени тестируемого; выполняются три разминочных наклона и затем четвёртый, зачётный.

Результат: определяется по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединённых рук.

  1. Выносливость -

Бег 1000 м – фиксируется результат по дистанции. [11]



2.3 Характеристика комплекса упражнений ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболиста

Анализ научно-методических источников и изучение опыта тренеров по волейболу показали наиболее эффективные упражнения ОФП для повышения уровня физической подготовленности волейболиста. Эти упражнения поделились на несколько групп:

Быстрота ответных действий:

  1. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 метров из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

  2. Бег с остановками и изменением направления. "Челночный" бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). "Челночный" бег, но отрезок сначала пробегается лицом вперед, а затем - спиной. По принципу "челночного" бега передвижение приставными шагами.

Для развития скоростно-силовых:

  1. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом (или двумя) в руках.

  2. Упражнения с отягощениями (мешок с песком весом до 10 кг для девушек и женщин, до 20 кг для юношей и мужчин): приседания, вы-прыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа в выпаде, прыжки на обеих ногах.

  3. Многократные броски набивного мяча (весом 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от .стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполнять ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 16 лет - прыжки на одной ноге).

  4. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно.

  5. Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами.

  6. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь обеими ногами. Эти же прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, подвешенных на разной высоте.

  7. Прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.

  8. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.

Для развития ловкости:

  1. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 16 лет).

  2. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа (при касании руками пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (для юношей).

  3. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и прием мяча (особое внимание уделить заключительному движению кистями и пальцами).

  4. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с бросков партнера).

  5. Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя). В зависимости от действия партнера (партнеров) изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т. д.

  6. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед - руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движения руками вниз-вперед; то же, но движение выполняется только правой рукой с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче).

  7. Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски одной рукой над головой: правой рукой влево, левой вправо.

  8. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз: стоя на месте и в прыжке перед собой в площадку, гимнастический мат.

  9. Броски набивного мяча весом 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

Эти комплексы упражнений можно использовать в учебно-тренировочном процессе, как отдельными комплексами, так и в специальной тренировке по ОФП.


































Заключение



Анализ научно-методических источников и выполнение практической части работы показали, что физическая подготовка – одна из важнейших составляющих спортивной тренировки. Различают общую и специальную физическую подготовку. Под общей физической подготовкой понимают процесс гармоничного развития двигательных качеств, положительно влияющих на достижения волейболиста и обеспечивающих эффективность тренировочного процесса.

ОФП призвана повышать функциональные возможности организма. Она насыщена разнохарактерными упражнениями, как правило, комплексно развивающими силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость спортсменов.

Физическая подготовка волейболистов должна быть круглогодичной, разносторонней и строиться с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками. Правильный подбор средств и методов физической подготовки создает необходимые предпосылки для овладения техникой и тактикой волейбола, достижения высоких спортивных результатов.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о явной роли физической подготовленности спортсменов в достижении высоких спортивных результатов. 

Показатели физической подготовленности волейболистов тесно связаны с их игровой активностью. В ходе подготовки эти показатели изменяются однонаправленно и зависят от характера и объема, применяемых в процессе ОФП нагрузок. Постепенный их рост непременно приведет и к росту уровня физической подготовленности.




Литература

  1. Айриянц, А. Г. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / Ю.Н.Клещев, А.Г.Айриянца. - Москва: Физкультура и спорт, 2012. - 213 с.

  2. Афанасьев, В.В. Спортивная метрология: учебное пособием / А.В. Муравьев, И.А. Осетров, П.В. Михайлов, В.В. Афанасьев.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 242 с.

  3. Ахмеров, Э. К. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры /Э.К. Ахмеров. - Минск: Физкультура и образование, 2008. - 141 с.

  4. Беляев, А. В. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / М.В. Савина, А.В.Беляев. - Москва: Физкультура, образование, наука, 2010. - 36 с.

  5. Благуш, П.А. К теории тестирования двигательных способностей / П.А. Благуш. - Москва: Физкультура и спорт, 2013. - 130 с.

  6. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубэ. - Москва: Физкультура и спорт, 2009. - 240 с.

  7. Васильков, Г. А. От игры к спорту / Г.А.Васильков. - Москва: Физкультура и спорт, 2010. - 138 с.

  8. Геллер, Е.М. Спортивные развлечения и игры / Е.М.Геллер. - Москва: Физкультура и Спорт, 2008. - 109 с.

  9. Годик, М.А. О корректности измерительных и вычислительных процедур в спортивно-педагогических исследованиях / М.А.Годик. - Москва: Теория и практика физической культуры, 2007. - 127 с.

  10. Голомазов, В. А. Волейбол в школе: Пособие для учителей школ / В.А. Голомазов. - Москва: Просвещение, 2007. - 48 с.

  11. Дукальская, А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов / А.В. Дукальская. - Ростов-на-Дону: Научно-методический центр, 2011. - 24 с.

  12. Железняк, Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. - Москва: Физкультура и спорт, 2008. - 239 с.

  13. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе: Спортивная литература / Ю.Д. Железняк. - Москва: Физкультура и спорт, 2009. - 135 с.

  14. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков.- Москва: Академия, 2001. - 520 с.

  15. Клещев, Ю.Н. Волейбол в школе / Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов. - Москва: Физкультура и спорт, 2010. - 231 с.

  16. Ковалев, В. Д. Волейбол в школе / В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - Москва: Просвещение, 2007. - 304 с.

  17. Коротков, И.М. Подвижные игры в школе / И.М. Коротков. -- Москва: Физкультура и спорт, 2008. -- 190 с.

  18. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания / Т.Ю. Круцевич. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.

  19. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры: учебник для высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Физическая культура и спорт, 2012. - 480 с.

  20. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеева. - Москва: Физкультура и спорт, 2010. - 543 с.

  21. Осколков, В.А. Волейбольное учебное пособие для занятий с начинающими волейболистами / В.А. Осколков, М.С. Сунгуров. - Москва: Физкультура и спорт, 2009. - 153 с.

  22. Осколков, В.А. Техника и тактика игры в волейбол / В.А. Осколков, М.С. Сунгуров. - Москва: Физкультура и спорт, 20

  23. Холодов, Ж. К. Теория и методики физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2001. - 480 с.

  24. Чехов, О.С. Основы волейбола: Пособие для тренеров, преподавателей школ, средних и высших учебных заведений / О.С.Чехов. - Москва: Физическая культура и спорт, 2007. -- 168 с.

  25. Яружный, В.В Тестируем волейболистов / В.В. Яружный. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 182 с.