Оганизация урочной и внеурочной деятельности
в рамках реализации ФОП НОО
русский язык 1-4 классы
ФОП в школе введен с 1 сентября 2023 года. Это Федеральная общеобразовательная программа, в которой содержится новая инструкция обучения и воспитания учеников начальных, средних и старших классов. Для педагогов в ней расписаны учебный план, график, план воспитательной работы.
ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а так же регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве с урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношение обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Для НОО ФОП используется для дисциплин: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Анализ ФОП НОО ( русский язык) в 1-4 классах
Программа по русскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретенные знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких ее компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом "Литературное чтение".
Программа по русскому языку позволит педагогическому работнику:
реализовать в процессе преподавания русского языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание русского языка по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
разработать календарно-тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса.
В программе по русскому языку определяются цели изучения учебного предмета на уровне начального общего образования, планируемые результаты освоения обучающимися русского языка: личностные, метапредметные, предметные. Личностные и метапредметные результаты представлены с учетом методических традиций и особенностей преподавания русского языка на уровне начального общего образования. Предметные планируемые результаты освоения программы даны для каждого года русского языка.
Программа по русскому языку устанавливает распределение учебного материала по классам, основанное на логике развития предметного содержания и учете психологических и возрастных особенностей обучающихся.
Программа по русскому языку предоставляет возможности для реализации различных методических подходов к преподаванию русского языка при условии сохранения обязательной части содержания учебного предмета.
Содержание программы по русскому языку составлено таким образом, что достижение обучающимися как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в изучении русского языка на уровне начального общего образования и готовности обучающегося к дальнейшему обучению.
Общее число часов, рекомендованных для изучения русского языка, - 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе - 165 часов, во 2 - 4 классах - по 170 часов.
Содержание обучения в 1 классе
Обучение грамоте.
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение.
Фонетика.
Графика.
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской
Чтение.
Письмо.
Орфография и пунктуация.
Систематический курс.
Общие сведения о языке.
Фонетика.
Графика.
Орфоэпия.
Лексика.
Синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи. Речь как основная форма общения между людьми.
Содержание обучения во 2 классе
Общие сведения о языке.
Фонетика и графика.
Орфоэпия.
Лексика.
Состав слова (морфемика).
Морфология.
Синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
Развитие речи.
Изучение русского языка в 1 и во 2 классе позволяет на пропедевтическом уровне организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Содержание обучения в 3 классе
Сведения о русском языке.
Фонетика и графика.
Орфоэпия.
Лексика.
Состав слова (морфемика).
Морфология.
Синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Содержание обучения в 4 классе
Сведения о русском языке.
Фонетика и графика.
Орфоэпия.
Лексика.
Состав слова (морфемика).
Морфология.
Синтаксис.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
Изучение русского языка в в 3 и 4 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Практические рекомендации по реализации ФОП НОО ( русский язык)
в 1-4 классах
1. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Работайте с ними индивидуально, используйте различные методы дифференцированного обучения (например, группировку по интересам или уровню знаний).
2. Обращайте большое внимание на развитие коммуникативных навыков учеников. Старайтесь создавать условия для дискуссий, диалога и обмена мнениями.
3. Используйте современные технологии при проведении уроков: интерактивную доску, компьютерную программу для работы со словами или текстом и т.п.
4. Старайтесь проводить уроки в игровой форме, чтобы привлечь внимание учеников и повысить их мотивацию к изучению русского языка.
5. Возможно, стоит использовать проектную деятельность на уроках русского языка. Это поможет ученикам освоить не только грамматические правила, но и научиться работать с различными информационными ресурсами.
6. Старайтесь подбирать тексты для чтения разной тематики: от литературных произведений до новостей из интернета. Также следует обращать внимание на словарный запас учеников и учитывать его при выборе материала для работы.
7. При организации самостоятельной работы учеников можно использовать онлайн-курсы, видеоматериалы или другие интерактивные инструменты.
8. Не забывайте о работе с письменной речью: стимулируйте написание эссе, сочинений или других текстовых заданий.
9. Регулярно проводите проверки знаний учеников, используйте различные формы контроля (тестирование, составление таблиц и схем).
10. Важно помнить, что реализация ФОП НОО на уроках русского языка – это постоянный процесс, который требует от педагогов постоянного совершенствования своих методик и подходов.
Внеурочная деятельность по русскому языку
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки — учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, все это дает обучающимся возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме для того, чтобы успешно сдать экзамены.
В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся;
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность).
Внеурочная деятельность по русскому языку может быть организована по разным направлениям.
- Научно-познавательная деятельность школьников организуется в форме олимпиад, викторин и т. д. Содержание деятельности может охватывать аспекты изучения исторического развития языка, работы со справочной литературой, искусства ведения дебатов и дискуссий.
- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено различными театрализованными сценками, исследованием языка художественной литературы
- Общественно полезная и проектная деятельность по русскому языку может быть организована в форме внеклассных мероприятий по русскому языку, лектория для одноклассников по различным темам(«Говори правильно», «Умеешь ли ты общаться?», «Знаем ли мы наш язык?», «На защиту русской речи»), подготовка и участие в предметной неделе.
Основная задача педагога при организации внеурочной работы по русскому языку – это развитие потребности школьников в использовании русского языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока.
Для решения данной задачи могут быть использованы различные формы и виды внеклассной работы по русскому языку: листки русского языка, викторины, КВН, выставки, конкурсы, доклады, беседы, исследования и многие другие. Активно используются всевозможные игры.
Примеры тем для исследовательской работы:
Почему мы так говорим?
На поиски пропавших букв.
Какой ты, звательный падеж?
Будем знакомы, или Тайна моего имени.
Мое любимое слово.
Что я знаю о…
Зри в корень.
В заключение можно сказать, что реализация ФОП НОО на уроках русского языка предполагает более активное взаимодействие учителя и учеников, а также более гибкое использование различных методик и форм работы. Это позволяет создать комфортные условия для изучения языка и повысить мотивацию учеников к его изучению.
7