СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ-2017. Изложение.Сжатие текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить кратко и ясно излагать свои мысли; находить в тексте главное, отсекать второстепенную информацию. Применять различные приемы сжатия текста. Развивать навыки комплексного анализа текста. 

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ-2017. Изложение.Сжатие текста»

ПОДГОТОВКА к ГИА Содержательные и языковые способы сокращения текста « Краткость – сестра таланта».  А.П.Чехов .

ПОДГОТОВКА к ГИА

Содержательные и языковые способы сокращения текста

« Краткость – сестра таланта».

А.П.Чехов .

Цель урока:  познакомить учащихся с различными приёмами компрессии исходного текста – содержательными и языковыми, а также с двухэтапным сжатием текста ; 2) показать структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное , существенное, отсекать второстепенное; 3) показать, как отрабатывать умение преобразовывать информацию.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с различными приёмами компрессии исходного текста – содержательными и языковыми, а также

с двухэтапным сжатием текста ;

  • 2) показать структурированное восприятия содержания текста, умение выделять в нём микротемы, определять в них главное , существенное, отсекать второстепенное;
  • 3) показать, как отрабатывать умение преобразовывать информацию.
2. Знакомство с видами содержательных  и языковых способов сокращения текста. Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации  на главную   и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

2. Знакомство с видами содержательных и языковых способов сокращения текста.

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную

и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Основные языковые приёмы компрессии исходного текста  1. Замены:  замена однородных членов обобщающим наименованием;  замена фрагмента предложения синонимичным выражением;  замена предложения или его части указательным местоимением;  замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;  замена сложноподчиненного предложения простым.

Основные языковые приёмы компрессии исходного текста

  • 1. Замены:
  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым.
2. Исключения:  исключение повторов;  исключение фрагмента предложения;  исключение одного или нескольких синонимов. 3. Слияния:   слияние нескольких предложений в одно.

2. Исключения:

  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА Чтение и понимание текста - это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную  и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам:  важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

  • Чтение и понимание текста - это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.
Упражнение 1. Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию. А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидко кристаллическую структуру. Запись должна выглядеть так: Многие вещества биологическою происхождения , основой которых является вода, имеют жидко кристаллическую структуру.

Упражнение 1.

  • Прочитайте предложение и подчеркните в нём главную информацию.
  • А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидко кристаллическую структуру.
  • Запись должна выглядеть так:
  • Многие вещества биологическою происхождения , основой которых является вода, имеют жидко кристаллическую структуру.
Б ) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот  как без воздуха , но чистый воздух необходим  и в особо точном производстве,  так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. (Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому  является устойчивый оборот как без воздуха,  но чистый воздух необходим  и в особо точном производстве,  так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются).

Б ) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям,

подтверждением тому является устойчивый оборот

как без воздуха , но чистый воздух необходим

и в особо точном производстве,

так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

(Принято считать, что чистый воздух нужен

только людям, подтверждением тому

является устойчивый оборот как без воздуха,

но чистый воздух необходим

и в особо точном производстве,

так как из-за пыли машины

преждевременно изнашиваются).

Таков может быть окончательный вариант сокращения: Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве . Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приёмом сокращения текста мы использовали и языковой прием;  заменили сочетание  чистый воздух  местоимением, в первой части   добавлена отрицательная частица  не .

Таков может быть окончательный вариант сокращения:

  • Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве .
  • Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приёмом сокращения текста мы использовали и языковой прием; заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части

добавлена отрицательная частица не .

Упражнение 2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

Упражнение 2.

  • Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели,  но и совсем не рациональные мечты . 2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
  • Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты .

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного. Примеры выполнения работы учащимися:  1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.  2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного.

Примеры выполнения работы учащимися:

1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА а) Трансформация словосочетаний.  Упражнение 3 Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные» Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение- ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ... Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ... б) Трансформация предложений.

ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

а) Трансформация словосочетаний.

Упражнение 3

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные»

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение- ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ...

б) Трансформация предложений.

 Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть — ...

Упражнение 4.

  • Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией
  • Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть — ...
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели). Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды.  ( Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

  • Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды.
  • ( Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).
Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотам.  (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

Упражнение 5.

  • Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотам.
  • (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. Для протекания ядерной реакции  необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).
  • Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.  ( С прекращением действия  электромагнитных сил сразу бы  исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
  • Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
  • ( С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы

исчезла жизнь, немыслимая

без сил электромагнитной природы).

Если принимать  витамины  не менее 4 месяцев в году,  можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. Принимая витамины не менее 4 месяцев в году,  можно восполнить дефицит важнейших элементов  и усилить защитные свойства организма .

Если принимать витамины

не менее 4 месяцев в году,

можно восполнить дефицит

важнейших элементов

и усилить защитные свойства организма.

Принимая витамины

не менее 4 месяцев в году,

можно восполнить

дефицит важнейших элементов

и усилить защитные свойства организма .

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Учёные смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому  что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в её справедливости только в XX веке благодаря исследованиям  кристаллов с помощью рентгеновского метода).
  • Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Учёные смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.
  • (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в её справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).
Логический вывод Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.

Логический вывод

  • Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.
Работа по двухэтапному сжатию текста  Информационная переработка текста, в частности его сжатие, занимает особое место в работе по развитию речи. Этому мы учим детей с начальной школы до ее окончания. И, несмотря на то что существует уже большое количество тренировочных тестов, содержащих фрагменты из разного рода произведений для работы над сочинением или изложением, все-таки остаётся потребность в хороших учебных текстах, на которых удобно отрабатывать умение преобразовывать информацию.

Работа по двухэтапному сжатию текста

  • Информационная переработка текста, в частности его сжатие, занимает особое место в работе по развитию речи. Этому мы учим детей с начальной школы до ее окончания. И, несмотря на то что существует уже большое количество тренировочных тестов, содержащих фрагменты из разного рода произведений для работы над сочинением или изложением, все-таки остаётся потребность в хороших учебных текстах, на которых удобно отрабатывать умение преобразовывать информацию.
Задание 1.  Прочитайте текст, напишите сжатое изложение, затем сократите его  «КОРОЛЬ ИЗ ВЕСЁЛОЙ СКАЗКИ» . Смотрите страницу 4.

Задание 1. Прочитайте текст, напишите сжатое изложение, затем сократите его

  • «КОРОЛЬ ИЗ ВЕСЁЛОЙ СКАЗКИ» .

Смотрите страницу 4.

КОРОЛЬ ИЗ ВЕСЕЛОЙ СКАЗКИ

Стоит у любого школьника спросить, кто такой Корней Чуковский, тут же последует ответ: да это тот, кто сочинил «Муху-Цокотуху». «Тараканище», «Бармалея», «Айболита»! А когда скажешь, что этот человек написал еще и много книг для взрослых, ребята удивляются и спрашивают: «А про что?».

А про то. как жили, о чем думали, как писали свои произведения очень хорошие писатели; А.Чехов. Н.Некрасов, А.Блок, Т.Шевченко и многие другие.

Чуковский был талантливым переводчиком книг с других языков. Перевести, например, Ч.Диккенса на русский язык не такое простое дело. Тут мало владеть английским языком: нужны и особые способности, и специальные знания. Чуковский считал перевод высоким искусством и много писал об этом. Его книгу «Высокое искусство» переводчики до сих пор считают своим учебником.

Занимаясь серьезной литературной работой, Корней Иванович никогда не забывал о детях.

По-прежнему писал для них сказки, встречался с ними. Летом на даче в Переделкине (под Москвой) устраивал костры с играми и чтением стихов, построил детскую библиотеку. Ребята бывали и у него дома. Там было много интересного. Посреди комнаты стоял стол с книгами, которые присылали ему из разных стран. А на стенах чего только не было: И детские рисунки, и бумажная рыба из Японии, и головной убор индейца, и китайские маски, А кто-то подарил ему говорящего льва. «Я — король зверей!» - заявлял этот лев, и дети смеялись, поглядывая на хозяина, наверное, он и сам казался им королем из веселой и доброй сказки.

Примерный пересказ Корней Чуковский — автор прекрасных книг для детей: «Муха-Цокотуха», «Однако Чуковский писал и книги для взрослых о жизни и творчестве различных писателей. Чуковский был талантливым переводчиком, он автор книги о переводе «Высокое искусство». Писатель никогда не забывал о детях. Приглашал их домой. Построил для них библиотеку, устраивал костры с играми и чтением стихов, и дети платили ему любовью, он им казался королем из весёлой сказки.

Примерный пересказ

  • Корней Чуковский — автор прекрасных книг для детей: «Муха-Цокотуха», «Однако Чуковский писал и книги для взрослых о жизни и творчестве различных писателей.
  • Чуковский был талантливым переводчиком, он автор книги о переводе «Высокое искусство».
  • Писатель никогда не забывал о детях. Приглашал их домой. Построил для них библиотеку, устраивал костры с играми и чтением стихов, и дети платили ему любовью, он им казался королем из весёлой сказки.
Ещё более сжатый текст Корней Чуковский - автор прекрасных книг для детей.  Однако он писал и книги для взрослых о жизни и творчестве (различных) писателей. Чуковский был и талантливым переводчиком.  Писатель до глубокой старости встречался с детьми, и дети платили ему любовью, считали его королем из весёлой сказки.

Ещё более сжатый текст

  • Корней Чуковский - автор прекрасных книг для детей.
  • Однако он писал и книги для взрослых о жизни и творчестве (различных) писателей. Чуковский был и талантливым переводчиком.
  • Писатель до глубокой старости встречался с детьми, и дети платили ему любовью, считали его королем из весёлой сказки.
Задание 2  Прочитайте текст и подвергните его двухэтапному сокращению: сначала письменно кратко изложите его, затем сократите свой текст, оставив лишь главную информацию .  (Вариант: сначала подчеркните места, содержащие главную информацию , затем на основе ее напишите сжатое изложение).

Задание 2

  • Прочитайте текст и подвергните его двухэтапному сокращению: сначала письменно кратко изложите его, затем сократите свой текст, оставив лишь главную информацию .
  • (Вариант: сначала подчеркните места, содержащие главную информацию , затем на основе ее напишите сжатое изложение).
- это одно: гроза непосредственно воздействовала и снесла мост, а «грозой снесло мост - предполагается, что ещё какая-то сила есть, помимо грозы, которая использовала грозу в качестве инструмента, нечто мистическое. Это также своеобразная синтаксическая конструкция, которая отражает видение мира русским человеком - понимание, что стихии тоже в чьих-то руках - руках Божиих. И в лексике свои особенности есть: допустим, хорошего перевода слова тоска нет, слово душа, например, можно перевести на английский «a soul», но опять-таки, исследователи сходятся в том, что стоящее за этим словом содержание богаче, чем соответствующий перевод на какой-либо другой язык. " width="640"

РУССКАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Есть теория, что восприятие мира людьми зависит от языка, которым они владеют. Эта идея была высказана больше полувека назад американцем Стефаном Уорфом. Кем-то она оспаривается, кем-то принимается... В языке можно указать какие-то конструкции, слова, выражения, которые отражают своеобразное для данного этноса видение мира. Вот, например, в русском языке безличные конструкции типа «мне холодно», «мне не спится», «вам грустно» очень своеобразны, они не имеют точного перевода на другие языки. При переводе их приходится в личную конструкцию превращать: грубо говоря, «я имею холод» или что-то в этом роде. Или, допустим, «грозой снесло мост»: «гроза снесла мост - это одно: гроза непосредственно воздействовала и снесла мост, а «грозой снесло мост - предполагается, что ещё какая-то сила есть, помимо грозы, которая использовала грозу в качестве инструмента, нечто мистическое. Это также своеобразная синтаксическая конструкция, которая отражает видение мира русским человеком - понимание, что стихии тоже в чьих-то руках - руках Божиих.

И в лексике свои особенности есть: допустим, хорошего перевода слова тоска нет, слово душа, например, можно перевести на английский «a soul», но опять-таки, исследователи сходятся в том, что стоящее за этим словом содержание

богаче, чем соответствующий перевод на какой-либо другой язык.